Еще в 2000 году Институт новых технологий и Центр информационных технологий и учебного оборудования совместно с компанией «ДПИ-компьютерс» стали инициаторами использования в школах Москвы мобильных классов. В течение последующих лет оснащение ими приняло массовый характер, а к 2004 году уже 230 школ в Москве начали использовать в обучении комплекты оборудования от Apple.

Новое понятие «мобильный класс» приходит на смену исторически сформировавшемуся понятию «класс вычислительной техники». Только теперь это не помещение с традиционными решетками на окнах, железной дверью и охранной сигнализацией, а всего лишь запирающийся металлический шкаф-тележка на колесиках, внутри которого расположены полки для шестнадцати ноутбуков с подведенными к каждому гнезду шнурами зарядных устройств плюс периферия. При этом для зарядки всех компьютеров достаточно вставить в розетку одну вилку.

Теперь нет необходимости выполнять дорогостоящие пуско-наладочные работы: сверлить и долбить стены для подводки электропитания, закупать десятки метров проводов и множество розеток, материалы для прокладки электрических проводов и сетевых кабелей. Компьютеры доставляются из одного класса в другой, ими могут воспользоваться учителя-предметники с минимальной базовой подготовкой там и тогда, где и когда им это понадобится.

На полное развертывание мобильного класса даже у неподготовленного преподавателя уйдет всего несколько минут. Специальное периферийное оборудование позволяет учителю со своего ноутбука руководить действиями учеников и контролировать процесс выполнения заданий, внося при необходимости коррективы. Оснащенность дополнительным оборудованием дает возможность расширить рамки изучаемых предметов, использовать новые, более интересные подходы в изучении и закреплении материала. Техническое устройство компьютера, наличие необходимых портов позволяет подключать к нему цифровые микроскопы, графические планшеты, наушники и прочее оборудование.

Мобильный класс дарит учителю и ученикам массу возможностей и условий для самостоятельной и индивидуальной работы ученика, проведения интегрированных уроков и занятий с использованием различных информационных ресурсов. Он позволяет рационально использовать урочное время, решает проблему наглядности, что крайне важно при создании обучающих и исследовательских чертежей, виртуальных сцен, трехмерных моделей, измерении величин с заданной точностью и так далее.

Кроме того, всегда можно реализовать различные варианты учебной деятельности, помогая организовать групповую, парную и индивидуальную работу детей. При этом учительский компьютер, подключенный к проектору, используется для организации уроков, когда ученик с ноутбуком может подойти от своей парты к столу учителя или присоединить ПК к мультимедиапроектору для демонстрации результатов своей работы.

Большую помощь школам, использующим мобильные классы, оказывают ЦИТУО и МИОО. На базе ресурсных центров данных организаций и школ, оснащенных новыми комплектами техники, организованы курсы повышения квалификации учителей. Здесь педагоги получают необходимую поддержку как технологической, так и содержательной части. Учителям предоставляется возможность дистанционно обучаться на курсах, организованных Лабораторией дистанционного повышения квалификации педагогов. На сайте http://learning.9151394.ru/ выложены различные рекомендации, обобщается и обсуждается опыт учителей из разных школ по проблемам использования и применения мобильного класса.

О.АСАЯНОВА, методист ЦИТУО