В ходе интернет-презентации представители Бюро ЮНЕСКО в Москве, Департамента образования и ресурсных центров проекта «Московское образование: от младенчества до школы» рассказали об итогах первого года реализации проекта и планах на будущее.

Как известно, еще 16 ноября 2007 года в Париже Москва и ЮНЕСКО подписали Соглашение о совместном пилотном проекте в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы», главной целью которого стало обеспечение высокого качества образовательных услуг и программ для детей в возрасте до 6 лет.

Основанием для заключения такого соглашения была и остается международная значимость проводимой в последние годы комплексной и во многом инновационной работы московской системы по поддержке раннего развития детей, дошкольного воспитания и образования. Такая работа соответствует формируемым ЮНЕСКО базовым положениям об исключительной важности усилий по раннему воспитанию и образованию детей для устойчивого социально-культурного и экономического развития современного общества.

Реализация проекта «Московское образование: от младенчества до школы» рассчитана на период 2008-2012 годов. В рамках проекта созданы и работают на базе образовательных учреждений ресурсные центры по актуальным для развития дошкольного образования направлениям:

- оптимальные условия развития и воспитания детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет - ресурсный центр «Все лучшее детям»;

- инклюзивное, интегративное и специальное образование для детей с 2 месяцев до 7 лет - ресурсный центр «Детский сад для всех»;

- создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка - ресурсный центр «Я и мир»;

- укрепление здоровья и совершенствование физического развития детей - ресурсный центр «Здоровый ребенок»;

- воспитание ценностных ориентиров: толерантность, культура мира и ненасилия, любовь к Родине, способность к межкультурному диалогу, взаимопониманию и уважению - ресурсный центр «Центр по воспитанию ценностных ориентиров»;

- интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста - ресурсный центр «Маленькие гении»;

- раннее экологическое образование - ресурсный центр «Мы и природа»;

- разработка технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи - ресурсный центр «Девочки и мальчики»;

- педагогические технологии и программы эстетического воспитания и художественного развития детей - ресурсный центр «В таланты с малых лет»;

- культура и дошкольное образование - ресурсный центр «Культура и дошкольное образование»;

- современная стратегия раннего языкового образования - ресурсный центр «Знаю много языков»;

- организация дошкольного воспитания детей в условиях дву- и многоязычия - ресурсный центр «Двуязычный ребенок - диалог языков и культур»;

- «Московская семья - компетентные родители» - сотрудничество детского сада и семьи - ресурсный центр «Московская семья - компетентные родители»;

- система психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, - ресурсный центр «Мой садик дома».

Ресурсные центры разрабатывают и создают под руководством ведущих научных сотрудников в области дошкольного образования модели особого пространства, которые позволят спроектировать и реализовать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, создать условия для развития детей различных особенностей с учетом меняющихся условий развития самого ребенка.

Исследования и построение гипотез, практическая деятельность, которые выстраиваются совместно с научными руководителями (а среди них 6 докторов и 9 кандидатов педагогических и психологических наук, являющихся руководителями кафедр и лабораторий педагогических вузов и центров, работающих в области дошкольной педагогики и психологии), вывели созданные ресурсные центры на качественно новые позиции в содержании дошкольного образования, позволяют быть всему коллективу данного учреждения соучастниками новых педагогических технологий.

Перед ресурсными центрами поставлены задачи накопления и систематизации передового опыта и организации сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с целью повышения качества дошкольного образования, в котором реализуются высокие технологии развития воображения, способность к поиску знаний, мотивация к обучению и другие базовые способности детей.

2008 год был первым годом реализации, интернет-презентация показала, что, во-первых, уже можно говорить о значительных результатах работы в прошлом году, а во-вторых, уже понятно, что в нынешнем, 2009 году работа поднимется на еще более высокий уровень, а результаты работы детских садов Москвы будут еще более значительными.