Другие - что город должен вложить астрономические суммы для того, чтобы в каждом образовательном учреждении оборудовать соответствующие помещения, установить различные компьютеры, сделать пандусы и так далее. Вместе с тем существует и другой взгляд: возможность и право родителей использовать право их ребенка либо в обычном образовательном учреждении, либо в специальном. А вот каким должно быть это специализированное образовательное учреждение, вот это уже другой вопрос, как и то, какие требования должны предъявляться к этому образовательному учреждению. На мой взгляд, родители, которые имеют ребенка-инвалида, должны воспользоваться правом помещения его в специализированное образовательное учреждение, где с ним будут работать специалисты, решая все его проблемы. То есть все проблемы ребенка-инвалида решат в этом образовательном учреждении. На мой взгляд, единственное, что должно быть поправлено, - это создание в каждом округе такого образовательного учреждения, которое бы финансировали по потребности и которому и благотворительные организации, и предприниматели с удовольствием оказывали помощь и сотрудничали с ним. В таком учреждении дети-инвалиды участвовали бы в конкурсах, спортивных олимпиадах, в каких-то развивающих проектах, тут можно было бы даже создать и какую-то производственную базу. При этом многие родители считают, что нужно увеличить количество учебных часов для детей со сложными структурными дефектами, находящихся на надомном обучении. А почему они находятся на надомном обучении? А потому что им предложили либо интернат для умственно отсталых детей, либо надомное обучение, а за остальное - платить. Как правило, семьи с такими детьми и так тратят много средств на лекарства и все остальное, в том числе на поддерживающую терапию. Государство помогает: отправляет детей на лечение и отдых в Израиль, в Венгрию, затрачивает на поддержку инвалидов огромные средства, но все равно их не хватает. Когда таким семьям приходится еще расходовать средства на дополнительную оплату того, что совершенно спокойно можно сделать бесплатно, возникает напряжение. В таких специализированных универсальных образовательных центрах, создать которые я предлагаю в каждом округе, можно было бы этим семьям предоставлять необходимые услуги бесплатно.

Правильно то, что существует такая система, когда деньги идут за ребенком, то есть система подушевого финансирования. Но, на мой взгляд, не все так хорошо в этой системе. Для коррекционных образовательных учреждений, наверное, та система, когда в Москве такие учреждения финансировались от потребности, самая оптимальная, поэтому нужно было бы к ней вернуться. Есть ребята, которые требуют каких-то особых вещей, например специального массажа, которые требуют особых специалистов, например психологов, поэтому руководитель учреждения сам должен все это находить и обеспечивать, сотрудничать со структурными подразделениями Правительства Москвы. Но должна быть выстроена система, и финансирование ОУ должно быть все же от потребности, а не от того количества детей, которые находятся в этом учреждении. Если количество детей уменьшилось, мы должны отказаться от педагогов? А если на следующий год количество детей увеличилось, мы станем искать педагогов? На мой взгляд, это не очень правильный подход для системы коррекционного образования.

Мы считаем, что в Московской городской общественной палате по образованию нужно создать рабочую группу по проблемам детей-инвалидов, что нужно просить Департамент образования оказать поддержку этой группе в ее деятельности, просить Правительство Москвы и другие институты гражданского общества разработать нормативные документы, регламентирующие работу образовательных учреждений в рамках инклюзивного образования, предусмотреть возможность создания государственных учреждений для последующего сопровождения и трудоустройства людей с особыми потребностями на протяжении всей жизни, помогающих обеспечить им работу в силу их возможностей. Мне кажется необходимым, чтобы Департамент социальной защиты рассмотрел возможность финансирования на основе социального заказа деятельность некоммерческих инвалидных организаций, сопровождающих трудоустройство детей-инвалидов на протяжении всей жизни и помогающих обеспечить их работой в силу их возможностей. Я убежден, что Общественная палата РФ, Правительство Москвы, Московская городская Дума должны поддержать проект закона РФ об образовании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информация к сведению

Участники Гражданского форума родителей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями развития, в решении форума особо подчеркнули, что необходимо создавать новые современные многопрофильные центры, оказывающие комплексную реабилитационную помощь детям-инвалидам со сложным дефектом, включая расстройства аутистического спектра.

На их взгляд, необходимо и дальше развивать систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, используя дистанционные образовательные технологии, а также их обучение в массовых школах, закрепляя такую форму, как инклюзивное, или интегративное, образование.

В условиях инклюзивного обучения ребенок-инвалид чувствует себя равным среди равных, ему легче войти в обычную жизнь, пройти процесс адаптации и социализации. При таком обучении он не чувствует свою ущербность и отгороженность от общества. Кроме того, совместное обучение детей с особенностями развития и детей, не имеющих таких нарушений, способствует формированию толерантного отношения в обществе к проблемам детей-инвалидов и их семей.