Сегодня в государстве и обществе увеличивается понимание необходимости и целесообразности цивилизованного решения этой проблемы, что связано с укреплением социально-экономического базиса страны, достижениями науки, техники, технологий и накопленным опытом профессионального образования инвалидов. Это приводит к увеличению количества инвалидов в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе и высшего. Тем не менее число людей с функциональными нарушениями или инвалидностью, получивших статус высококвалифицированных специалистов и профессионалов, обеспечивающий им условия социально-экономической самодостаточности, самостоятельности, до сих пор остается крайне малым. В настоящее время из общего количества инвалидов начальное профессиональное образование получают около 6%, среднее профессиональное образование - 4%, высшее профессиональное образование - 2,5%. Это означает, что государство не обеспечивает этим гражданам реализацию их конституционного права на получение профессионального образования.

Понимая актуальность проблемы, Департамент образования фактически создает единое пространство непрерывного начального, среднего и высшего профессионального образования инвалидов («Столичное образование - 1,2,3,4,5») путем создания особой образовательной среды. То есть внедрения реабилитационных мероприятий в учебно-образовательный процесс учреждений профессионального образования, работающих с инвалидами.

В Москве работает достаточно разветвленная дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений для «особой» категории детского населения - это дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты, школы надомного обучения, санаторно-лесные школы-интернаты, психолого-медико-социальные центры. Департамент образования определил перечень учреждений среднего профессионального образования, которые осуществляют обучение молодежи с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов. Сегодня в системе начального и среднего профессионального образования получают подготовку более полутора тысяч детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалиды.

Особого внимания требует развитие системы высшего профессионального образования для инвалидов. Несмотря на то, что в Москве есть вузы, где осуществляется специальная подготовка по программам высшего профессионального образования, в настоящее время не сложилась целостная система подготовки высококвалифицированных специалистов из числа инвалидов. Для обеспечения доступности качественного высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья как одного из приоритетных и актуальных направлений деятельности в сфере образования коллегия Департамента образования приняла решение о создании в структуре Московского городского психолого-педагогического университета Института образования и реабилитации инвалидов. Это решение не случайно, поскольку университет в течение пяти лет реализует программу обучения студентов-инвалидов. В настоящее время программы высшего и среднего профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья реализуются на базе факультетов информационных технологий и социально-педагогического колледжа МГППУ.

Целенаправленная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья (слепые и слабовидящие студенты, студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата, студенты с соматическими заболеваниями) была начата в МГППУ на факультете информационных технологий (ИТ) уже в 2001 году. На этом факультете реализуются целевые программы обучения студентов-инвалидов по следующим специальностям:

- математическое обеспечение и администрирование информационных систем;

- прикладная информатика и психология;

- режиссура мультимедиапрограмм.

По специальностям, связанным с информационными технологиями, для студентов с ограниченными возможностями здоровья вводится двухуровневая система подготовки «колледж - вуз» с согласованными учебными планами. Двухуровневая система подготовки позволяет абитуриентам выбирать программы высшего или среднего профессионального образования в зависимости от уровня подготовки и состояния здоровья (обеспечивая процесс адаптации к учебе и жизнедеятельности в новой среде). Подобная программа позволяет студентам успешно продолжать обучение по программам высшего профессионального образования. В университете складывается система методического сопровождения (учебно-методические материалы на соответствующих носителях, специальные компьютерные методики и так далее) и психолого-педагогического сопровождения (создание условий нормального личностного и профессионального развития студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования). Для создания наиболее эффективных условий адаптации и интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья в студенческую среду ведется работа по социально-педагогическому сопровождению студентов с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты университета разработали технологию социально-педагогического сопровождения студентов с ведением определенной документации.

Большое внимание МГППУ уделяет довузовской подготовке таких детей. Один из механизмов повышения качества образования - введение профильного обучения в старшей школе с участием соответствующих вузов. Понимая это, МГППУ создал «Школу информационных технологий» для учащихся 11-х и 12-х классов специализированных (коррекционных) общеобразовательных школ (школы-интернаты №1, 2, 5, 17, 30, 52 и другие), работал профильный класс по математике и информатике в i-школе. С первых дней создания факультета формировалась система отбора одаренных детей с ограниченными возможностями, стала традиционной олимпиада по математике и информатике, всего в олимпиадах участвовали свыше 1000 учащихся специальных школ. В инновационном образовательном проекте «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии» МГППУ, который вошел в число вузов - победителей конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, большое внимание уделяется проблемам обучения этой категории детей.

Одна из важнейших задач развития образования, в том числе и высшего, - повышение качества подготовки, обеспечивающего конкурентоспособность российского образования. В рамках этого процесса необходимо создание новых организационных форм, которые максимально гибко реагируют на запросы рынка труда и предлагают механизмы обеспечения качества образования. Один из механизмов, обеспечивающих высокое качество подготовки и быстро реагирующих на запросы рынка труда, - создание интегрированных образовательных учреждений, объединяющих образование, науку и практику.

Особая задача, в которой фокусируются все проблемы таких образовательных учреждений, - программа профессиональной подготовки инвалидов. Фактически в рамках инновационного образовательного учреждения создается модель интеграции обучения, науки (сам процесс обучения становится предметом изучения) и практики (полученные в ходе научного анализа данные внедряются в учебный процесс).

В современных социально-экономических условиях конкурентоспособность предполагает не только высокий уровень профессиональной подготовки, но и стремление к постоянному профессиональному развитию и достижению высокой степени профессионализма в выбранном деле. Чтобы быть успешным, также необходимо иметь определенные личностные качества: активность, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, решительность, уверенность в себе, умение творчески мыслить и действовать, способность успешно адаптироваться в новых условиях. Кроме того, в современной ситуации нужна психологическая готовность к активному мобильному реагированию на изменения, происходящие в социально-профессиональной среде на рынке труда, к преодолению трудностей и препятствий на пути реализации жизненных и профессиональных замыслов. Также с точки зрения работоспособности немаловажную роль играет и физическое развитие специалиста, наличие у него культуры поддержания здоровья и приверженности здоровому образу жизни, что влечет за собой более высокую устойчивость к стрессогенным факторам и возможность выдерживать большие нагрузки на работе.

Столь высокий уровень требований современная жизнь предъявляет к любому выпускнику вуза, в большей степени это относится к выпускнику, имеющему те или иные функциональные нарушения или инвалидность. Выпускник с инвалидностью в силу имеющихся особенностей и связанных с этим особых требований к условиям труда в глазах потенциального работодателя изначально находится в проигрышной позиции по сравнению с обычным выпускником. Кроме того, затрудняют ситуацию бытующие в нашем обществе негативные стереотипы в отношении людей с инвалидностью. Таким образом, шанс выиграть конкуренцию такой выпускник может иметь только за счет собственных профессиональных и личностных качеств, за счет высокого уровня полученных профессиональных знаний.

В то же время студенты с инвалидностью, как правило, испытывают те или иные трудности в процессе получения профессионального образования (как объективного, так и субъективного порядка), которые делают для них путь профессионального становления более сложным, чем у остальных студентов. Как показывает опыт, возникающие трудности для большинства инвалидов оказываются самостоятельно непреодолимыми. Следовательно, необходимы специальные условия, снимающие внешние барьеры к получению образования, а также поддержка в преодолении возникающих субъективных проблем, которые позволят инвалиду справиться с имеющимися трудностями и достигнуть высокой планки современных требований к профессионалу.

Однако при создании особых условий необходимо учитывать, что, выйдя из института, выпускник с инвалидностью неизбежно столкнется с массой трудностей, связанных с неприспособленностью как материальной, так и коммуникативной среды, которые ему придется преодолевать уже самостоятельно. Для того чтобы выпускник был готов к их самостоятельному преодолению, уже в ходе обучения в вузе им должна быть решена задача полноценной интеграции в общество, а также приобретен опыт самостоятельного (с поддержкой) выстраивания траектории собственного профессионального и личностного развития, активной позиции в преодолении возникающих трудностей.

Для достижения этой цели необходим равноправный диалог всех участников образовательного процесса, предполагающий изменение их позиции и способов взаимодействия друг с другом, стимулирующий развитие субъекта как одной из центральных (наряду с качеством подготовки) задач института.

Образовательный процесс, система его комплексного обеспечения и сопровождения, устраняющая все имеющиеся барьеры и делающая образовательный процесс реабилитирующим, строятся на принципах сотрудничества и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Основу сотрудничества составляют ценности, разделяемые и признаваемые всеми его участниками, создающие среду и культуру, в которой студенты, преподаватели и другие специалисты равнозначимы. В этих условиях инвалид обретает опыт, благодаря которому может по-новому взглянуть на собственные жизненные установки и захотеть их изменить, осознает себя потенциальным или реальным автором своей биографии и своей жизни, свободно выбирает и принимает персональную ответственность за свое будущее. Человек с инвалидностью перестает быть жертвой обстоятельств, начинает сам формировать условия, необходимые ему для реализации своих жизненных и профессиональных задач.

Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач. Прежде всего это устранение тех барьеров, которые препятствуют достижению инвалидом высокого уровня профессионального образования, создание условий для удовлетворения разнообразных запросов и потребностей с учетом многообразия функциональных нарушений. Для этого в институте предусматривается:

- создание условий для совместного обучения инвалидов и здоровых людей на основе равного доступа к образованию и равных возможностей без ущерба для уровня и качества образования (то есть по принятым образовательным стандартам);

- безбарьерная архитектурно-пространственная и образовательная среда;

- гибкий индивидуально ориентированный процесс обучения;

- формирование широкого перечня специальностей, по которым проводится обучение, доступных инвалиду, несмотря на функциональные нарушения, и востребованных на рынке труда;

- возможность получения нескольких специальностей;

- организация многоступенчатой преемственной и непрерывной системы профессиональной ориентации, образования и подготовки к профессиональной деятельности и содействия трудоустройству;

- создание системы комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов, включающей психологическое, педагогическое, социально-правовое, медицинское, физкультурно-оздоровительное и спортивное сопровождение;

- проведение междисциплинарных практико-ориентированных научных исследований, направленных как на развитие и совершенствование форм сопровождения учебного процесса, включая методическое и учебно-производственное обеспечение, так и на культурное оформление реализуемых моделей организации учебной деятельности, подлежащих трансляции в другие учреждения профессионального образования России;

- создание системы внеучебной деятельности, способствующей интеграции инвалидов в среду здоровых людей;

- разработка нормативно-правового обеспечения обучения инвалидов в учреждениях профессионального образования на основе опыта, накапливаемого в институте.

Таким образом, основная цель (миссия) института состоит в создании педагогической, коммуникативной и профессиональной образовательной реабилитационной среды, обеспечивающей подготовку высококвалифицированного профессионала, востребованного и конкурентоспособного на общем рынке труда, развитие субъекта самоосуществления, способного нести ответственность за свою жизнь, создавать условия для самореализации себя как профессионала и человека.