В школе-интернате №81 эффективно реализуются программы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития. Свою основную задачу наш педагогический коллектив видит в обеспечении высоких показателей социальной адаптации детей в современном мегаполисе, работая в инновационном режиме, откликаясь на те изменения, которые происходят в жизни и в соответствии с которыми надо оперативно выбирать самые современные методы, приемы, технологии обучения и воспитания.

Определяя актуальные задачи психолого-медико-педагогического сопровождения, наши педагоги учитывают все возможные варианты социального влияния на ребенка как конкретных личностей, так и самой среды, то есть всех тех жизненных условий и ситуаций, в которые постоянно вовлекается человек. Естественно, объем и степень влияния различных факторов постоянно меняются, но решающими факторами социализации остаются семья, школа и СМИ.

Процесс соединения отдельных элементов социализации личности воспитанников в единую систему еще в 90-е годы определил тему первой экспериментальной площадки - «Создание групп постинтернатной адаптации и реабилитации». С 1992 по 1996 год, когда разрушились все отлаженные пути интеграции в общество выпускников с ограниченными возможностями здоровья, нашему педагогическому коллективу все же во многом удалось решить проблему дальнейшего жизненного пути выпускников.

С 1997 года в образовательный процесс школы включен 10-й класс (до того основная программа была ориентирована на 9-летнее образование, тогда и появилась методическая тема: «Школа как носитель нравственного здоровья детей и взрослых», в рамках которой апробированы программы работы с учащимися 10-11-х классов.

Сегодня изменились социальные условия, меняется отношение родителей к детям, родившимся со сложными формами нарушения развития. Нынче больше семей, которые хотят самостоятельно воспитывать тяжелобольных детей, не отдавая их в систему специальных интернатов системы социальной защиты населения. Откликаясь на потребность социума, в нашей школе-интернате №81 мы открыли классы для детей с особыми образовательными потребностями. Понимая, что прогноз развития и социальной адаптации детей, обладающих большим набором биологических проблем, в значительной степени зависит от системы воспитания и обучения, педагогический коллектив включился в поиск современных методов психолого-педагогического сопровождения. В 2007 году в рамках новой темы - «Система комплексной реабилитации и социализации личности воспитанников специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната VIII вида» - был проведен глубокий анализ современных методик обучения и воспитания, оценен творческий потенциал педагогов. С 1 сентября 2008 года учреждение работает в режиме городской экспериментальной площадки «Создание модели комплекса мероприятий по поэтапной реабилитации и социализации личности воспитанников СКОШИ VIII вида» (научный руководитель экспериментальной площадки - начальник отдела коррекции психолого-педагогического и социального сопровождения Департамента образования Галина Головченко). Исследования ведутся в 10 направлениях. Ведущими направлениями стали такие, как:

нейропсихологическое сопровождение воспитанников;

нейрофизиологическая реабилитация воспитанников;

социальная адаптация и социально-бытовая ориентация;

трудовая ориентация воспитанников на овладение доступными видами неквалифицированного труда;

развитие речи, эмоции и невербальных средств общения у учащихся младших классов;

развитие коммуникативных функций у младших школьников;

разработка новых подходов в трудовом обучении учащихся старших классов.

Школа-интернат вышла на новый, более высокий уровень сотрудничества с медициной: удалось привлечь специалистов кафедры нелекарственных методов лечения Московской медицинской академии имени Сеченова, есть договор и с Московским институтом восстановительной медицины.

Самой большой проблемой для выпускников коррекционных образовательных учреждений VIII вида стала стабильная трудовая и профессиональная деятельность. В рамках новой экспериментальной площадки началось создание курса «Трудовая ориентация учащихся 13 - 14 лет на овладение доступными видами неквалифицированного труда». К учебному курсу имеется приложение по проведению экскурсий на предприятия, которые могут предоставить рабочие места, не требующие специальной квалификации, согласно «Общероссийскому классификатору занятий ОК 010 - 93», введенному 1 января 1995 года (раздел «Неквалифицированные рабочие»). Учащиеся уже познакомились с профессиями оператора посудомоечной машины, рабочего по кухне, уборщика производственных и служебных помещений, рабочего по залу.

В школе-интернате в рамках традиционных учебных дисциплин активно используются информационные технологии. Компьютер предполагается использовать и в рамках создаваемой программы «Социальная адаптация».

Сегодняшний воспитанник школы-интерната №81 не только приобретает определенный объем знаний. В школе созданы условия для занятий творческой деятельностью, спортом, ведется огромная экскурсионная работа.

Скоро отметит свое 20-летие школьный фольклорный ансамбль «Истоки». Его коллектив постоянно выступает на концертных площадках разного уровня. Все школьные мероприятия проводятся с участием любимых артистов ансамбля. Опыт работы с коллективом ансамбля его руководители систематизировали в виде экспериментальной образовательной программы «Музыкально-ритмические занятия в традициях устного народного творчества».

Школа-интернат сегодня - это открытая система, в рамках которой дети активно осваивают мир. Воспитанники интерната - неоднократные лауреаты творческих фестивалей и конкурсов, победители Параолимпийских игр, участники окружных и городских смотров. Все учащиеся, даже дети с тяжелыми формами нарушения развития, обучаются плаванию.

Коллектив много внимания уделяет работе с семьей воспитанников: проводятся праздники, экскурсии с совместным участием детей и родителей, налажена система консультирования и патроната.

Педагогический коллектив так определил модель выпускника коррекционной школы, он должен:

ориентироваться на освоение таких жизненных ценностей, как сохранение здоровья, получение адекватной своим способностям профессии, создание и сохранение семьи;

уметь находить источники, помогающие адекватно ориентироваться в жизни;

понимать преимущества законопослушного поведения и бесконфликтного общения;

иметь навыки ведения домашнего хозяйства;

иметь представление о планировании и проведении досуга.

Именно эти качества, заложенные в период обучения в школе-интернате, позволят детям с ограниченными возможностями здоровья стать полноправными членами общества, вести достойное самостоятельное существование.

Галина ГОЛОВЧЕНКО, начальник отдела коррекции психолого-педагогического и социального сопровождения Департамента образования:

- В конце декабря 2008 года Правительство Москвы утвердило программу Года равных возможностей. Уже давно разработан московский закон об образовании лиц с ограниченными возможностями, но из-за того, что он очень затратен, его принятие задерживается. Закон разработан с учетом мнений родительской общественности, профессионального педагогического сообщества, общественных организаций и фондов. Мы уже получили все визы. Сделали доработку текста проекта закона по всем полученным замечаниям и предложениям. Сегодня он находится на рассмотрении в исполнительных органах столицы и в правовом управлении мэрии, планируется, что в 2009 году он будет рассмотрен в Московской городской Думе.