Правительство Москвы заинтересовано в том, чтобы все дети имели равные стартовые возможности, оно учитывает тот факт, что при проектировании новых зданий образовательных учреждений должны быть сняты архитектурные барьеры. В 2004 году у нашей школы появилось новое современное здание с безбарьерной средой для учащихся. Это пандусы, подъемник, специально оборудованные туалеты, целый блок для оказания психолого-педагогической поддержки для всех учеников: хорошо оборудованные кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, классы для логопедических и коррекционных занятий, а также для индивидуальных и групповых занятий детей с психологами. Также у нас есть медицинские кабинеты и два спортивных зала, интернет-кафе. Центральное окружное управление образования и префектура ЦАО оказывают материальную поддержку в приобретении специального оборудования. В прошлом году мы приобрели кабинет природотерапии, «Орфей-оркестр». Но специальное оборудование - это еще не школа. Школа - это прежде всего сплоченный коллектив детей, их родителей и педагогов-профессионалов.

Инклюзивное пространство в нашей школе начало формироваться с 2004 года. Именно в этом году мы приняли первых пятерых учащихся с особыми образовательными потребностями: двух детей с синдромом Дауна, про одному с ЗПР1, ДЦП и эписиндромом. Одним из критериев успешного развития инклюзивной среды в нашей школе можно считать увеличение не только числа детей с особыми образовательными потребностями, но также и общего числа учащихся. Мы с гордостью констатируем, что все пять детей, которые начинали обучение в 2004 году, окончили начальную школу и перешли в пятый класс.

Равные возможности в получении педагогической коррекционной и психологической поддержки в школе созданы для всех учащихся без исключения, что приветствуется как родителями «особых» детей, так и обычных детей. Из 8 учащихся этого учебного года, получавших специальную помощь, около 30% учащихся имеют такие заболевания, как: синдром Дауна, ЗПР, ДЦП, РДА (в легкой форме), эписиндром, оперированная киста левой височной доли, неслышащий ребенок с имплантантом, неврология и онкология. В этом году начальная школа приняла еще 6 «особых» детей по направлению окружной психолого-медико-педагогической комиссии.

Уже в самом начале перехода школы в инклюзивное пространство возникла необходимость создания модели взаимодействия всех участников образовательного процесса, где центральной фигурой становится ребенок. Не подлежит сомнению, что инклюзивная образовательная среда формируется учителем. Причем не просто учителем, а целой командой педагогов и специалистов - коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве. В развитии инклюзивного образовательного пространства сегодня участвует 51 сотрудник школы:

8 учителей начальных классов;

4 учителя-логопеда;

4 учителя-дефектолога;

3 педагога-психолога;

2 инструктора по ЛФК;

4 воспитателя;

5 учителей-предметников;

7 педагогов дополнительного образования;

3 педагога-организатора;

4 методиста;

врач-психотерапевт;

несколько заместителей директора по УВР и ЭР.

У администрации школы возникает необходимость в составлении особого расписания, которое учитывает индивидуальные возможности ребенка и пожелания родителей. В нем прописываются не только занятия в классах вместе с детьми, но и индивидуальные занятия со специалистами. Учителя и специалисты составляют индивидуальные задания для «особых» детей, консультируют родителей по вопросам оказания помощи своим детям. Помощь семье, где есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, - одна из приоритетных задач нашего образовательного учреждения.

Мы пытались создать модель новой педагогической технологии, в основе которой положен принцип признания педагогами индивидуальных особенностей ребенка и готовность школы создавать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех детей без исключения.

Мы считаем, что инклюзивное обучение представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эта технология использует педагогику отношений, а не требований. Инклюзивное обучение основано на таких приоритетах, как:

- социальная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе;

- природосообразность образовательных задач, методов и методик как возможностям ребенка, так и общей логики развития;

- развитие информационно-коммуникативных компетенций. Умений взаимодействовать с другими людьми;

- создание безбарьерной образовательной среды, не только физической, но и психологической.

Идея инклюзивного обучения предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и учителей с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации.

Под базовым компонентом мы понимаем профессиональную педагогическую подготовку, предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки, а под специальным компонентом - такие психолого-педагогические знания, как:

- представление и понимание того, что такое инклюзивное обучение, в чем его отличие от традиционных форм обучения;

- знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;

- знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;

- умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной среды (с учащимися по отдельности и в группе, с родителями, с коллегами-учителями, специалистами, со своим руководством);

- профессионально-личностная позиция педагога.

Одним из основных психологических принципов работы педагога в инклюзивном пространстве стал принцип «принятия другого», то есть педагог должен изначально принимать учащегося как индивидуальность, имеющую право быть личностью, со своими сложившимися особенностями, принимать самого себя, образ своего Я.

Для изменения стереотипов, а далее и профессиональной позиции учителя в инклюзивном пространстве большую роль играют тренинги, которые проводят как психологи нашего учреждения под руководством нашего психолога - кандидата психологических наук М.Кондратьева, так и специалистами ЦППРиК «Тверской». Проведение открытых мероприятий педагогами нашего ОУ позволяет им продемонстрировать собственный профессиональный рост, наметить дальнейшие цели собственной и командной деятельности.

В нашей школе разработано Положение о психолого-педагогическом консилиуме. Педагоги и специалисты, родители детей с ограниченными возможностями здоровья совместно выстраивают индивидуальный образовательный маршрут ребенка, находят оптимальное решение поставленных учебных и воспитательных задач, намечают пути успешного развития и адаптации ребенка в социуме.

Мы заключили договора о сотрудничестве с детскими садами, Центром психолого-педагогической коррекции и реабилитации, Домом творчества, с которыми налажена система взаимодействия для привлечения общественности к проблеме инклюзивного образования и изменения отношения окружающих людей к детям-инвалидам. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и взрослых.