- Сегодня много говорят о том, что образование должно быть доступным всем, полагая при этом, что детям надо дать возможность получить качественные знания вне зависимости от различных показателей: материальных, гендерных, возрастных, национальных, географических и так далее. ЮНЕСКО связывает все эти задачи с развитием движения «Образование для всех», которое возникло в 1990 году на международной конференции с таким названием и за прошедшие годы приобрело самый широкий смысл, предполагая, что образование должно быть доступным для всех на различных уровнях. На протяжении всей жизни. Московское бюро ЮНЕСКО определило наиболее эффективную политику внедрения новых образовательных технологий, называемую кластерной, в которой выделены две ключевые характеристики: географическая концентрация образовательных ресурсов и взаимосвязанность участников в рамках различных направлений образовательной системы региона. Для России многие задачи движения «Образование для всех» не характерны - в частности, в нашей стране принимаются все необходимые меры в области политики обеспечения воспитания и образования детей в возрасте до трех лет, а также общедоступные программы воспитания и образования детей младшего возраста вне зависимости от уровня доходов семьи. Проблемы грамотности населения и гендерного паритета не актуальны для России, для нас наиболее актуальной стала задача повышения качества образования.

Как известно, одна из целей движения «Образование для всех» - обеспечение устойчивого развития и вариативности образовательных институтов для реализации потенциала личности любого ребенка вне зависимости от его стартовых возможностей. Это продиктовано главным правом ребенка - правом на полноценно прожитое детство, в котором сочетаются эмоциональный комфорт ребенка и его полноценное психическое развитие. Это право может и должно быть обеспечено прежде всего единой образовательной средой, а не ее отдельными компонентами.

В 2007 году Москва и ЮНЕСКО подписали договор, и нынче идет успешная реализация нового международного проекта «Московское образование: от младенчества до школы», который предполагает, кроме всего прочего, расширение и совершенствование воспитания и образования детей младшего возраста, оказание широкого спектра образовательных услуг, выполнение программ, которые обеспечат социальное развитие детей на основе принципа равных возможностей в самом широком понимании этого принципа. Декларация этого принципа на самом высоком уровне - отражение общемировой тенденции к сплочению и стремлению к взаимопониманию.

Как известно, основные задачи проекта - это обеспечение:

- доступности всего комплекса воспитания и образования детей младшего возраста с уделением особого внимания группам населения с различным социальным статусом и с учетом их языковых потребностей;

- высокого качества комплексных слуг в сфере воспитания и образования детей младшего возраста, включая дошкольное образование, социально-психологическое сопровождение, охрану здоровья и питание;

- благосостояния и всестороннего развития детей в возрасте от 0 до 6 лет.

Предполагается, что разработанные модели будут предоставлены другим странам, участвующим в проекте для информации и возможного применения. При этом сам проект предполагает расширение набора образовательных услуг, включая разработку различных моделей, рассчитанных на детей с различными образовательными потребностями, и повышение квалификации педагогов, включая уровень их организационно-методического сопровождения.

Поставленные задачи определили три направления развития деятельности в сфере повышения качества образовательных услуг, которые условно обозначены как нормативно-правовое, институциональное и организационно-методическое.

Приоритеты нормативно-правового регулирования в сфере образования - это:

- обеспечение доступности качественного общего образования;

- повышение качества учебной литературы;

- повышение уровня оплаты труда работников образования;

- модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования;

- расширение общественного участия в управлении образованием;

- развитие сети образовательных учреждений.

Как видим, спектр поставленных задач чрезвычайно широк. Добавлю, что 24 сентября 2004 года министр иностранных дел России Сергей Лавров подписал Конвенцию о правах инвалидов, но, чтобы выполнить все пункты этого документа, необходимо привести в соответствие с международным правом множество отечественных законодательных актов. Конечно, нельзя не отметить, что уже приняты важнейшие для страны постановления Правительства РФ «О бессрочном переосвидетельствовании инвалидов» и «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».

Развитие институционализации образовательного пространства связано с внедрением разнообразных моделей и форм организации общего образования: привычные общеобразовательные школы и детские сады обогащаются центрами образования, семейными школами и детскими садами, развивается система школ и детских садов будущего. При этом активно увеличивается вариативность структур сопровождения детей дошкольного возраста - открываются консультативные пункты, центры игровой поддержки, лекотеки, службы ранней помощи. Все это сложное образовательное пространство поддерживается центрами психолого-педагогического сопровождения и развитой системой дополнительного образования. Развитие вариативности образовательной системы - один из этапов социального развития детей в рамках повышения доступности качественного образования и свободного выбора родителями форм и методов воспитания.

Организационно-методическое направление требует внедрения в образовательные учреждения дополнительных компонентов, направленных на сопровождение детей-инвалидов, детей из двуязычных семей, одаренных детей и, что особенно актуально, детей другого культурного пространства, требующих сохранения и развития своей культурной и этнической специфичности. Основная трудность в развитии этого направления заключается не просто в необходимости перестройки достаточно жестко определенного образовательного процесса, что возможно в условиях сегрегации и развития детей, а в мягком включении новых переменных во все образовательное пространство школы, это и можно назвать истинным инклюзивным образованием, а не его замещением, например, в виде интеграции.

Изучая опыт развития инклюзивного образовательного пространства в европейских странах, мы пришли к выводу о необходимом эволюционном характере изменения образовательной среды. Если развитые страны затратили несколько десятилетий для перехода от «медицинской модели», подразумевающей изоляцию или сегрегацию, то в России и странах СНГ этот процесс должен быть форсирован на основе анализа международного опыта, но с учетом специфики условий современного российского образования.

Развитие проекта «Московское образование: от младенчества до школы» - не просто опыт международного взаимодействия, не просто актуализация острых вопросов в сфере образования. Этот проект - основа тех изменений глобального характера, которые претерпевает вся образовательная система в целом, включая междисциплинарные связи и взаимодействие с негосударственными фондами, общественными объединениями.

Наиболее выдающимся достижением развития дошкольного образования стало создание сети инклюзивных образовательных учреждений, так как такой подход представляет собой дальнейшее развитие идеи вариативности уже не в рамках отдельных образовательных институтов, но в рамках многообразия образовательных программ учреждения. Это следующий шаг в развитии индивидуального, личностного подхода в форме индивидуального образовательного маршрута в едином образовательном пространстве. Внедрение инклюзивного образования потребовало переосмысления всего накопленного педагогического опыта всех видов образовательных учреждений, актуализировало тесную междисциплинарную интеграцию. Развивая сеть интегративных образовательных учреждений, мы выработали систему принципов взаимодействия между учреждениями различных уровней и видов, систему трансляции опыта, наконец, мы предпринимаем меры по преодолению стереотипов, сложившихся за долгие годы политики «изоляции» детей с особыми образовательными потребностями.

Но здесь образовательная система сталкивается с главным принципом инклюзивного образования - не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка.

В связи с увеличением количества двуязычных детей возникла проблема не только обучения таких детей грамотно говорить по-русски, но и поддержки их идентичности, проявления уважительного отношения к их культурным традициям. Педагогам, работающим в условиях современного мегаполиса, необходимо обладать знаниями относительно того, как поддержать развитие, образование и воспитание всех детей, независимо от их этнического происхождения. Таким образом, перед системой образования поставлена задача включения таких детей не только в образовательное, но и в культурное пространство. Это осложняется тем, что, по данным опросов Департамента образования, около 13 процентов родителей не посещают культурные центры столицы вместе со своим ребенком. В связи с усилением процессов социальной стратификации повышается роль дошкольных образовательных учреждений как института, выравнивающего стартовые возможности приобщения ребенка к культуре. Решение задач трансляции множества культурных систем с соблюдением идентичности и целостности личности каждого воспитуемого требует самых современных педагогических подходов.

Не менее актуальна для города задача включения в единое образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья. В Москве сегодня существуют несколько проектов включающего образования для детей-инвалидов - проект «Стрижи», реализуемый в нашем Центральном округе, «Ай-школа» на базе Центра образования «Технологии обучения», серия проектов региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

Думаю, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает в обществе статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства.

Для этого необходимо:

- поддержать на уровне государственной политики и национальных проектов развитие системы инклюзивного образования как одного из приоритетных направлений системы образования столицы;

- ходатайствовать перед Правительством Москвы об ускорении принятия соответствующих нормативно-правовых актов и включения в конкурсы социальной рекламы номинаций для принятия в обществе идей инклюзии;

- предложить Министерству образования и науки РФ усовершенствовать систему подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом потребностей инклюзивного образования, обеспечить разработку научно-методического сопровождения в этой области;

- создать координационный межведомственный совет поддержки инклюзивного образования.

Мнение по поводу

Александр ЕЗДОВ, директор Центра образования «Технологии обучения»:

- Дети в нашей школе разные и у всех есть свои проблемы, связанные со здоровьем. Прежде всего хочется, чтобы в обширной типологии, предусмотренной Законом РФ «Об образовании», появились еще и такие учреждения, в которых были бы выделены инклюзивные классы. В этом случае маркировка этих классов позволяла бы дальше обеспечивать те или иные дополнения и преимущества для этих детей и для учителей, которые могли бы этих детей обучать. Например, наполняемость класса, в который пришел ребенок, и класса, который стал инклюзивным, должна как-то варьироваться, у тяжелого ребенка предусмотрен персональный тьютор, без этого введение такого ребенка в обычный класс было бы невозможно. Сегодня нам часто говорят: инклюзивное образование предполагает, что любой ребенок может прийти в любой класс любой школы. Но как быть в ситуации инклюзивного класса? Готова ли любая школа принять любого ребенка, исходя из имеющихся здания, условий, готовности учителей обучать каждого ребенка? Я думаю, должны быть определены нормы подушевого финансирования, у школы должны быть ресурсы на то, чтобы оплачивать работу учителя не только в классе, но и индивидуально с тем ребенком, которому это требуется. Должны стать приоритетом и программы, предполагающие, сколько времени ребенок с проблемами занимается в общем классе, а сколько - индивидуально с учителем. Расчет учительской нагрузки тоже очень важен. Сегодня лицеи и гимназии могут три часа из учебной нагрузки учителя отдавать ему для подготовки к урокам и учебно-методической работы. При помещении ребенка, заведомо сложного для обучения, в обычный класс должен быть еще какой-то резерв для подготовки учителя к работе с таким ребенком и повышения квалификации. Если говорить о модели работы нашего Центра - о дистанционной модели, то, несмотря на всю современность московского закона об образовании, есть еще различные моменты, которые возникают и которые хорошо бы учесть в следующих версиях этого закона. Например, в законе прописано, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья может получить оборудование для обучения в дистанционной форме, а что учитель может это оборудование получить для работы с таким ребенком, в законе не указано. Московский закон хорош, но жизнь вносит свои коррективы, и это нужно учитывать.