Интегративная среда для образования детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от отношений между родителями, воспитателями, учителями, другими учениками, местным сообществом, а также от органов законодательной и исполнительной власти. Внедрение в систему образования интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья - это не только разработка, принятие и введение в действие интегративной политики, которая удовлетворит образовательные потребности всех детей, но и изменение менталитета родителей, преподавателей, специалистов государственных служб. Соответствующие исследования показывают, что предубеждения взрослых становятся основным барьером на пути реализации интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования. У детей отсутствуют стереотипы, и их отношение к детям-инвалидам, как правило, строится на объяснениях взрослых.

Социологическое исследование, проведенное в 2007 году в Москве и некоторых других городах России, показало, что около 1/3 опрошенных старшеклассников вообще никогда не замечали присутствия в обществе детей-инвалидов, около 40% видели их на улице, около 20% были знакомы, но не общались, а примерно 10% имели близкие контакты.

Контакты, характеризующие отношения между хорошими знакомыми, товарищами и родственниками, осуществляются между опрошенными учащимися и детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (12,4%) и нарушения в умственном развитии (12,9%). Более редкими у опрошенных респондентов оказались контакты с теми детьми, у кого имеются нарушения речи, слуха или зрения (9,1%). Среди тех, кого школьники только видели на улице, больше детей-инвалидов, имеющих внешние признаки инвалидности (40,5%). Таким образом, около 70% опрошенных продемонстрировали различную степень осведомленности о проблемах инвалидности у детей. Тот факт, что лишь около 1/3 опрошенных старшеклассников имели возможность познакомиться с ребенком-инвалидом, говорит о том, что возможности для такого знакомства невелики и отчасти они заданы институциональными рамками, в частности организацией системы образования.

Приведенная диаграмма иллюстрирует отношение к тому, как опрошенные дети относятся к совместному с ними обучению детей-инвалидов.

Наиболее терпимо опрошенные респонденты относятся к тому, чтобы учиться в одном классе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, а менее терпимо - с детьми, у кого есть нарушения слуха, зрения. Самый низкий уровень толерантности был выявлен в отношении детей с нарушениями в умственном развитии - почти половина учащихся высказала пожелание, чтобы те учились в отдельной школе. Совершенно очевидно, что в данном случае мы имеем дело с глубоко укоренившимся стереотипом, стигмой в отношении к умственно отсталым людям, создающими серьезные барьеры для интеграции и детей, и взрослых в общество.

Несмотря на проявление нетерпимости по отношению к некоторым формам инвалидности, подавляющее большинство опрошенных убеждены, что необходимо предпринимать специальные действия для того, чтобы инвалиды стали равноправными (85%). Как и в ответах на предыдущие вопросы, такие взгляды в большей степени присущи тем, кто имеет личный опыт общения с инвалидами. Более половины этих респондентов полагают, что нужно содействовать тому, чтобы люди воспринимали инвалидов без предубеждения, а почти 40% опрошенных уверены, что следует помочь инвалидам жить и работать в условиях, которые не ограничивали бы их передвижение - звуковые сигналы на светофорах, въезды в магазины для инвалидных колясок, приспособленные для инвалидов общественные места и транспорт.

Около 70% опрошенных родителей считают возможной образовательную интеграцию детей с поражением опорно-двигательного аппарата, тогда как к такому мнению склоняются менее 40% респондентов среди учителей. Родители более толерантны и к идее образовательной интеграции детей с иными нарушениями развития: число тех, кто положительно относится к такой возможности для детей с нарушениями речи, слуха и зрения, на 16% превышает численность учителей, согласившихся с таким вариантом (36% и 20% соответственно). Примерно 8 из 10 родителей не возражают против того, чтобы в одном классе с их детьми учились инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тогда как всего лишь 16% учителей согласились бы вести занятия в таком классе. Каждому второму учителю понадобится переподготовка, если образовательная интеграция детей-инвалидов все-таки состоится в более широком масштабе, чем это происходит сейчас.

Светлана ТЕТЕРИНА, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Мы считаем важным условием реабилитации детей-инвалидов создание возможности для получения ими достойного качественного образования. В Российской Федерации существует многофункциональная, развитая сеть специальных коррекционных образовательных учреждений, и в стране 200 тысяч детей со специальными образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья, обучаются в таких образовательных учреждениях. Вместе с тем очень активно развиваются процессы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, когда такой ребеночек попадает в общеобразовательную школу, с нашей точки зрения, это очень важно для его последующей социализации.

Особенно важно, что финансирование и реализация образовательных программ, получение образования - расходные обязательства субъектов Российской Федерации, имеющих очень неравномерные финансовые возможности. Установление материально-технических условий реализации образовательных программ в новых стандартах образования позволит в какой-то мере выровнять возможности, создать условия для обучения всех детей, вне зависимости от места проживания. В 2008 году из резервного фонда Президента Российской Федерации выделено 200 миллионов рублей на материально-техническое оснащение специальных коррекционных образовательных учреждений. Сейчас у нас есть поручение Президента РФ Дмитрия Медведева проработать вопрос о дистанционном обучении детей-инвалидов, которые не могут посещать образовательные учреждения. По статистике, таких детей 40 тысяч. Предполагается, что будет оснащение мест проживания детей компьютерным оборудованием, подключение к Интернету, кадровое, педагогическое сопровождение и соответственно методическая поддержка педагогов, которые этим будут заниматься. С радостью могу отметить, что мы в своих разработках использовали опыт, который уже есть в Российской Федерации, в частности в Москве, где такое дистанционное обучение существует уже на протяжении пяти лет, где более 1000 детей-инвалидов охвачены такой формой обучения.

Олег СМОЛИН, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:

- После того как «любимца» российских пенсионеров и семей с детьми-инвалидами Михаила Зурабова на посту федерального министра сменила Татьяна Голикова, наблюдаются некоторые позитивные подвижки. Известно, что Правительство Российской Федерации присоединилось к международной Конвенции о правах инвалидов. В настоящее время эта конвенция готовится к ратификации в российском парламенте. Последствия принятия конвенции далеко идущие. Понятно, что мир сразу не перевернется, но, по крайней мере, Конвенция создает мощный рычаг для того, чтобы делать российскую федеральную политику по отношению к инвалидам более социальной.

По нашему обращению Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев дал согласие на восстановление Совета по делам инвалидов при Президенте РФ. Надеюсь, что скоро заседание Совета состоится. Это важная площадка, где можно будет озвучивать проблемы инвалидов первому лицу государства. По моей просьбе председатель Правительства РФ Владимир Путин во время встречи с думской фракцией КПРФ дал согласие повстречаться с руководителями российских общественных организаций инвалидов и депутатами, представляющими их интересы в парламенте. Известно, что Владимир Путин встречался с этими руководителями на протяжении срока своего президентства трижды. Каждый раз, после каждой встречи были некоторые подвижки в позитивную сторону. Надеюсь, что эта практика будет продолжена.

Несколько дней назад директор Департамента развития социальной защиты Минздравсоцразвития России Ольга Самарина дала прямое обещание поддержать законопроект, подготовленный группой депутатов и предусматривающий приведение отечественного законодательства в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов. В частности, там содержится положение о том, что необходимо от так называемых степеней утраты трудоспособности возвращаться к группам инвалидности. Все ведущие общественные организации инвалидов высказались за такое возвращение. Хочу напомнить, что эта проблема касается и детей-инвалидов, поскольку, как только они достигают совершеннолетия либо пытаются поступить в профессиональные учебные заведения, с этой проблемой сталкиваются. Кого-то с третьей степенью утраты трудоспособности просто отказываются принимать в учебные заведения, кому-то говорят: у тебя вторая степень утраты трудоспособности, но у нас не созданы специальные условия для образования, поэтому принимать не будем.

Сделано прямое заявление федерального министра о том, что в следующем, 2009, году расходы на инвалидов и детей-инвалидов в федеральном бюджете сокращаться не будут. Надеемся, что оно будет исполнено. Мы это приветствуем, как и заявление мэра Москвы Юрия Лужкова о том, что аналогичные сокращения не будут производиться в московском бюджете, особенно в Год равных возможностей.

В бюджете 2009 года по сравнению с 2008 годом несколько увеличены расходы на реабилитационные центры для инвалидов. И даже должен быть открыт новый реабилитационный центр в Москве. Существенно увеличены расходы на выпуск литературы для инвалидов по зрению. Удалось снять большую проблему, связанную с частью 4 Гражданского кодекса, которая могла резко затормозить перевод литературы в цифровую форму.

Все эти проблемы - лишь часть тех вопросов, которые сейчас стоят перед федеральным законодательством по отношению к семьям, имеющим детей-инвалидов, и к инвалидам вообще. К сожалению, в Государственной Думе уже с 1996 года, то есть 12 лет, не может быть принят закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Москва нас в этом смысле, может быть, опередит. Закон очень важен и очень нужен, в нем содержится, как минимум, несколько позиций:

1) ранняя коррекционная помощь; если ребенку вовремя оказать коррекционную помощь, он часто вообще не становится ребенком-инвалидом, учится в обычной школе и ведет жизнь наравне со своими здоровыми сверстниками;

2) обязанность государства создавать специальные образовательные условия для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, где бы он ни учился;

3) право выбора родителями, в каких условиях будет учиться ребенок - в специальном образовательном учреждении либо в условиях интегрированного, инклюзивного образования, необходимо урегулировать давние споры между теми, кто говорит, что образование должно осуществляться исключительно в коррекционных условиях, и теми, кто говорит, что образование должно осуществляться исключительно в форме инклюзивного обучения. Как выпускник специальной коррекционной школы, я точно знаю, что переход из специальных условий в большой мир - это большой стресс для ребенка. Как выпускник той же школы, я точно знаю, что такого качественного образования ни в каких других условиях получить бы не смог.

Татьяна ПОТЯЕВА, заместитель председателя комиссии Московской городской Думы по науке и образованию:

- Каждая семья - это своя жизнь, свой внутренний мир, свои радости и печали, свои заботы и традиции. Совокупность разных и неповторимых семей - это и есть наш город, наша страна. И чем благополучнее, крепче и надежнее каждая семья, чем больше счастливых детей, тем сильнее наше государство.

По инициативе Президента России 2008 год был объявлен Годом семьи. Как логическое продолжение Года семьи Правительство Москвы объявило 2009 год Годом равных возможностей. В Москве сегодня проживают около 1200 тысяч инвалидов, из них более 25 тысяч - дети-инвалиды. Уже подготовлена программа мероприятий, посвященная Году равных возможностей, и Стратегия повышения качества жизни инвалидов в столице на период до 2020 года.

Программа стала частью принятой в 2007 году и уже успешно реализуемой в городе трехгодичной Программы социальной интеграции инвалидов, на которую из столичного бюджета направлено около 36 миллиардов рублей. 2009 год - Год равных возможностей - теперь выделен в ней особо, при этом главное внимание в Программе уделено приспособлению городской среды к нуждам инвалидов. Что же касается Стратегии повышения качества жизни инвалидов в столице на период до 2020 года, то главной ее целью стало стопроцентное удовлетворение к концу следующего десятилетия нужд и запросов москвичей с ограничениями жизнедеятельности. Диалог, конструктивное взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти Москвы по решению проблем здоровья детей-инвалидов способствуют развитию новых форм и направлений социальной политики в отношении инклюзивного образования, интеграции, реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, наше общество находится на этапе переосмысления отношения к инвалидам, понимания того, что эти люди должны иметь, помимо прав, равные возможности в различных областях жизни. Это необходимо как инвалидам, так и обществу в целом.

Михаил АНТОНЦЕВ, председатель комиссии Московской городской Думы по социальной политике и трудовым отношениям:

- Депутаты Московской городской Думы очень внимательно относятся к тем предложениям, которые выдвигают педагоги и представители общественных организаций. Мы готовы сделать все, чтобы стереть барьеры между депутатским корпусом, всеми департаментами и комитетами исполнительной власти, элементами гражданского общества и, конечно же, родителями, сделать наше сотрудничество полностью безбарьерным. Если будет необходимо принимать соответствующие законы Москвы, помогающие решать общие проблемы, то мы готовы это сделать.

Юлия ГРИМАЛЬСКАЯ, заместитель руководителя Департамента семейной

и молодежной политики:

- Мне кажется очень важным установление практического взаимодействия органов государственной власти с общественными родительскими организациями, в том числе с теми, которые объединяют родителей, имеющих детей-инвалидов. Эту работу нам нужно совершенствовать. Без этого все призывы к сотрудничеству останутся всего лишь декларациями.

Зоя ЗОТОВА, заместитель председателя Общественного совета Москвы:

- Наш Общественный совет возник недавно - в июле 2008 года, но он очень активно включился в работу, и важнейшее направление работы - работа с семьями, имеющими детей-инвалидов. Наша Москва - уникальный субъект РФ, потому что и Правительство Москвы, и мэр уделяют этой проблеме изначально очень большое внимание. В столице работают две большие комплексные программы - «Социальная интеграция инвалидов» и подпрограмма «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми, имеющими ограничения в здоровье». Общественный совет в этой работе видит три важнейших направления. Во-первых, решение этих проблем в рамках социального партнерства, взаимодействия государственных структур, структур гражданского общества и бизнес-сообщества. Мы говорили, что сегодня нас ожидает финансовый кризис, но важно не допустить уменьшения поддержки, тут главное не только государственная поддержка, но и поддержка благотворительная. Конечно, не все сводится к решению финансовых проблем, тут важно человеческое участие, работа общественных организаций. Мы недавно проводили исследование «Взаимодействие государственного и общественного сектора в сфере оказания услуг» и когда стали ранжировать, какие услуги больше всего оказывают общественные организации, то 45% - это оказание услуг по поддержке инвалидов. Это очень обнадеживающие данные. Мы понимаем, что сегодня выстраивать эту работу очень важно, учитывая индивидуальный подход, специфику, ведь специалисты выделяют несколько видов инвалидности: медицинская, социальная, социально-правовая и другие. Та большая и плодотворная работа должна дать результаты, наши дети должны почувствовать заботу, это обоюдный процесс, так как те большие мероприятия, которые мы проводим, учат и здоровых детей увидеть чужую беду, помочь слабым.