Департамент образования, работающий с такими детьми, очень хорошо понимает, как важно поддержать семью, где есть ребенок-инвалид, возможности полноценной жизни которого резко ограничены. Поэтому деятельность системы образования детей-инвалидов и детей, имеющих ограничения в здоровье, строится на основе внедрения разноуровневых и индивидуальных программ, создания максимально приемлемой для них адапативной, развивающей, безбарьерной среды.

70% детей-инвалидов, проживающих в Москве, обучаются и воспитываются в различных образовательных учреждениях. Каждый десятый - в детских садах компенсирующего и комбинированного вида. Немногим более тысячи - в коррекционных школах и школах-интернатах. Практически каждый второй учится в массовой школе, 6% - в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Департамент образования предусматривает возможности различных форм обучения детей-инвалидов и детей, имеющих ограничения в здоровье. Это экстернат, семейное, надомное обучение, с использованием информационных образовательных технологий.

Москва, как никакой другой регион России, известна созданной и успешно развивающейся специальной коррекционной системой обучения, в которой сегодня обучаются несколько тысяч детей, имеющих ограничения в здоровье. Практически каждый ребенок, имеющий нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, может получить полноценные образовательные услуги наряду с медицинскими и социально-реабилитационными. Здесь важны два аспекта. Первый - наличие точного диагноза, определяющего заболевание ребенка, второй - оказание своевременной профессиональной, квалифицированной помощи не только самому ребенку, но и всей его семье в целом, организация работы с ними на протяжении всего периода развития и обучения.

Немногим более года назад в системе образования мы стали использовать новые формы работы с детьми раннего возраста, имеющими проблемы в развитии: это служба ранней помощи и лекотека. Сегодня их в Москве уже 121, работают они с 1400 малышами. Конечно, это немного, но это и немаловажно, так как позволяет оказывать своевременную помощь детям начиная с двухмесячного возраста, детям, которые по различным причинам не могут посещать образовательные учреждения, имеют либо уже выявленные нарушения, либо попадают в группу риска. Для них выстраивают коррекционно-развивающие и индивидуальные образовательные маршруты, специалисты оказывают сопровождающие услуги вплоть до семи лет, до начала школьного периода. Лекотеки работают с наиболее тяжелыми детьми, не только помогают ребенку в социализации, но и формируют предпосылки его учебной деятельности, поддерживают развитие личности, оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Главное, на мой взгляд, в этом процессе - не позволить семье остаться один на один со своей проблемой. В этом случае мама обретает верных друзей и помощников, а ребенок - правильное сопровождение и развитие. Поэтому мы ставим задачу (и решаем ее) - открыть в каждом районе города такие службы ранней помощи. Сегодня только система дошкольного образования позволяет воспитывать и развивать в ДОУ различного вида 23 тысячи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Наметившаяся в последние годы тенденция обучения и воспитания детей, ранее считавшихся необучаемыми, тоже получила свое распространение. Это позволило открыть 186 групп кратковременного пребывания для детей с проблемами развития. Мы понимаем большую востребованность в подобных формах и группах. Вот почему сегодня идет предметное выстраивание этих новых форм работы с детьми дошкольного возраста в каждом округе.

Сфера ответственности системы образования сегодня уже не может ограничиваться лишь рамками обучения. Ее задача - сформировать самостоятельную и социально-мобильную личность, способную успешно адаптироваться в обществе. Все мы прекрасно понимаем, как это важно для наших «особых» детей, у которых очень часто физические нарушения сопровождаются всевозможными заболеваниями. Одним из обязательных условий, обеспечивающих достижение каких бы то ни было положительных результатов, становится широкое применение в образовательном процессе новых форм и технологий. В большей степени это относится к детям школьного возраста. Оснащение образовательных учреждений такими многофункциональными развивающими и обучающими средствами, как конструкторы «Лего», игротеки, компьютерные лаборатории и так далее, что появляется сегодня в наших учреждениях, во многом меняет организацию образовательного процесса. Так, внедрение современных компьютерных технологий открывает для детей массу возможностей, они могут через Интернет получить любую интересующую их учебную, научную и иную информацию, создавать веб-сайты, вести дискуссии, обмениваться информацией, делать покупки. Незрячие и слабовидящие школьники посредством современных компьютерных технологий осваивают образовательную программу в полном объеме на уровне зрячих детей. Об этом свидетельствует и тот факт, что в этих учреждениях дети ежегодно успешно сдают экзамены и поступают в вузы. Конечно, инновационные технологии - это не только современные компьютерные технологии. Ведь культурно-образовательные технологии дают возможность получения качественного общего, дополнительного и при необходимости профессионального образования. В городе такие возможности появились с 2003 года, и сегодня в Центре образования «Технологии обучения» обучаются 864 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Они участвуют не только в городских, но и в международных интеллектуальных конкурсах, в 2008 году группа старшеклассников этого ЦО была награждена специальной золотой медалью ВВЦ за серию работ, а учащийся этого ЦО Роман Климов стал на уровне России лауреатом робототехнических соревнований «Евроробот-2008».

Особое значение мы придаем инновационной деятельности образовательных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Грамотное использование различных приемов и технологий позволяет расширить границы окружающего мира, повысить двигательную активность, дети быстрее интегрируются в общество. На практике это реализовалось в проекте «Москва - для всех». Благодаря полученным в последние годы автобусам, приспособленным для перевозки детей-колясочников, расширились возможности для реального знакомства с городом. Дети самостоятельно создали свой электронный путеводитель для инвалидов-колясочников, а педагоги помогли его издать.

Интеллектуальный марафон, проводимый в течение последних пяти лет для учащихся школ надомного обучения, коррекционных школ и школ-интернатов для детей с физическими нарушениями, Лего-фестиваль для учащихся с интеллектуальными нарушениями позволяют не только повысить учебную мотивацию, но и побуждают их прежде всего к собственному, самостоятельному творчеству.

К инновационным педагогическим технологиям, применяемым для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, относятся и пилотные проекты. Например, набирает обороты экспериментальный проект «Стрижи» по практической реализации деятельности инклюзивного образования в Центральном округе, где созданы сетевые объединения в ДОУ, в средних общеобразовательных школах, в ресурсных центрах. Координируют эту работу специалисты Центрального окружного управления образования, а также совет под руководством начальника управления Веры Лопатиной. Ведущим ресурсным центром инновационной программы стал центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской». Это позволило привлечь к работе специалистов ресурсных центров, психологов, логопедов, специальных педагогов, оказывать консультативную помощь педагогам и специалистам школ, которые участвуют в этом проекте. Хотя должности тьютора еще нет в штатном расписании образовательных учреждений, эти функции выполняют педагоги-организаторы, социальные педагоги. Деятельность по этой программе осуществляют и сотрудники региональной общественной организации инвалидов «Перспектива». Система инклюзивного образования в ЦАО включает сейчас 19 ОУ. Самые сложные дети с синдромом Дауна сегодня постепенно и довольно успешно включаются в этот проект.

В 2008 году начата реализация проекта, предложенного некоммерческой организацией «Лучшие друзья», который называется «Один на один». Он направлен на социализацию лиц с интеллектуальной недостаточностью через установление дружеских отношений со студентами-волонтерами. В этот проект включены студенты Московского городского психолого-педагогического университета, которые начали работу с детьми, имеющими синдром Дауна и воспитывающимися в домах-интернатах системы социальной защиты. Таким образом, постепенно в обществе разрушаются стереотипы непонимания, разобщенности инвалидов и общества, начинают складываться различные формы участия детей с проблемами в жизни общества.

Благодаря принятой в Москве программе «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья» только в 2008 году 53 учреждения получили современные учебники и оборудование. В Год равных возможностей выделенные бюджетом средства позволят переоборудовать практически все учреждения для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

За последние два года каждое четвертое учреждение было частично приспособлено для детей-инвалидов, появились пандусы, лифты, подъемники, переоборудованы комнаты личной гигиены, каждое второе учреждение системы дополнительного образования, где учится каждый третий ребенок-инвалид, оборудовано самым необходимым. Но, конечно, мы только в начале этого пути. В 2009 году программа Года равных возможностей позволит нам оборудовать практически все специальные коррекционные учреждения дополнительного образования, а также образовательные учреждения, внедряющие непрерывное обучение.

Особую роль в системе образования города и в работе с детьми-инвалидами играют диагностические и реабилитационные центры, где осуществляется комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка ребенка. Сегодня такие центры есть практически в каждом втором районе Москвы, каждый год через них проходят от тысячи до полутора тысяч детей, включая детей-инвалидов. Основная цель психологической помощи в этих учреждениях - выявление, устранение и ликвидация дисбаланса между процессом обучения и индивидуальными вопросами общения ученика и педагога, создание условий для социально-психологической адаптации ребенка, снятие психологической напряженности в семье, имеющей такого ребенка. С самого начала введения должности педагога-психолога и в других образовательных учреждениях стала отрабатываться модель оказания психологической помощи всем категориям детей. В центре внимания специальной психологической помощи - дети с различными нарушениями в развитии: психическими, сенсорно-интеллектуальными, личностными, а также лица, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушением их здоровья. Психологической основой единого образовательного процесса стало развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей, веры в свой интеллектуальный и духовный рост, удовлетворение важных человеческих потребностей, самоуважения.

В каждом округе Москвы выстраивается свой индивидуальный образовательный настрой для этих детей. Окружные управления образования немало делают для этого.

Условием для реализации планов обучения детей становится создание благоприятной социально-психологической обстановки доверия, благожелательности для каждого обучающегося, снятие напряженности в той или иной учебной ситуации, создание обстановки сотрудничества и свободы выбора для самопроявления. Для эффективной психологической помощи с сентября 2008 года работает круглосуточный телефон доверия, где отвечают на вопросы москвичей, дают консультации и оказывают помощь лучшие специалисты-психологи Москвы.

Чем успешнее будет складываться взаимодействие и сотрудничество в треугольнике «педагог - ребенок - семья», тем значимее будет конечный результат. Мы с глубоким уважением относимся к родителям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограничениями здоровья. Ведь они главное, что есть в жизни этих детей: их душа, их понимающие глаза и доброе сердце. Родители стремятся к преодолению трудностей, они мужественно противостоят всем жизненным обстоятельствам, они хотят знать и уметь многое, чтобы помочь своему ребенку. Родители выводят ребенка из замкнутого пространства печали и боли, дают ему возможность почувствовать радость общения и яркость окружающего мира. Какие бы стратегические задачи ни ставили перед нами программы, как бы успешно ни работали городские департаменты, они не будут выполнены без активного и заинтересованного участия родителей. Только в сотрудничестве, в сопричастности к конкретным делам и событиям возможно реализовать стоящие перед нами задачи.