Как известно, гимназия №1520 имени Капцовых - одно из старейших образовательных учреждений Москвы, основанное в 1892 году на средства московского купца - мецената, гласного Московской Думы Александра Капцова. Она располагается в историческом центре Москвы, вблизи Московского Кремля, недалеко от мэрии города, в стороне от шумной Тверской улицы в тихом Леонтьевском переулке. Комфортные условия обучения, высокий уровень образования, эмоционально привлекательная воспитывающая среда, яркие традиции - все это сделало гимназию востребованной учащимися и их родителями, тем более что гимназия реализует на практике важнейшее положение концепции модернизации московского образования - обеспечение доступности качественного образования. В этом образовательном учреждении обучаются дети, проживающие во всех административных округах города, их привлекает прежде всего то, что педагоги используют в своей повседневной работе современные образовательные интерактивные технологии, что эта школа дает возможность для творческого развития и роста всех участников образовательного процесса, по праву став в последние годы признанным лидером московского и российского образования. Вообще коллектив гимназии имени Капцовых с 2001 года работает в устойчивом инновационном режиме, причем инновационная деятельность затрагивает все сферы деятельности образовательного учреждения:

процесс обучения и воспитания;

систему дополнительного образования;

систему взаимоотношений с ближайшим социальным окружением, родителями обучающихся, социальными партнерами и выпускниками школы разных поколений;

укрепление физического и психического здоровья обучающихся.

У каждого проекта или программы есть своя история. История нынешней инновационной программы началась с того, что педагогический коллектив стал вновь проводить вошедшие в практику еще с начала ХХI века общественные дискуссии о том, какое образование нужно в этом новом веке, чему и как учить детей. В этих дискуссиях участвовали не только педагоги, но и представители местной власти, бизнеса, родители, деятели культуры и науки. Именно тогда определились основные приоритеты школьного обучения: качество обучения по предметам; компетенции и навыки; социализация учеников: коммуникабельность, толерантность, навыки общения со сверстниками и взрослыми, инициативность, умение работать в команде, становиться лидером, формулировать, обосновывать и отстаивать свое мнение, разрабатывать проекты и реализовывать их; самоопределение учеников: познание самого себя, выбор жизненного пути на основе интересов, склонностей и проявившихся способностей. Так в целом сложилось то, что для коллектива стало сутью современной модели образования, которую педагоги сформулировали в общем виде так: выпускник школы должен не только знать, но и уметь применять свои знания, быть активным, самостоятельным и толерантным членом общества, при этом его здоровье, как физическое, так и психическое, должно быть сохранено и по возможности развито. Точками опоры для определения направлений развития гимназии №1520 стали сразу несколько модулей.

Модуль «Успешный ученик»

Поскольку в гимназии созданы необходимые условия для реализации ситуаций успешности ученика: предоставлены возможности для творческого роста, раскрытия интеллектуального и духовного потенциала личности, то уже есть и вполне конкретные результаты. Например, большое количество победителей, призеров и дипломантов различных олимпиад и конкурсов, число которых год от года существенно растет, как и число выпускников, закончивших учебное заведение с золотыми и серебряными медалями.

Модуль «Родители успешного ученика»

О чем в московском образовании привыкли говорить, так это в основном о том, как школа формирует успешного ученика. Семья, которая, по идее, тоже имеет к этому непосредственное отношение, становится тылом ОУ, при этом оказывается вроде бы в стороне. Но в гимназии №1520 разрушают многие стереотипы взаимодействия с участниками образовательного процесса, вводя в этот круг именно семьи. Тут ведется широкая работа по формированию партнерских отношений между родителями и педагогами, по вовлечению родителей в процесс активного участия в жизни образовательного учреждения, просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение успешных представителей родительского актива к работе с ученическим коллективом, к участию в процессе укрепления и модернизации материально-технической базы, к реализации программ по проектно-исследовательской деятельности, по социальному проектированию.

Модуль «Учитель успешного ученика»

Этот модуль, пожалуй, новинка в московском образовании, ведь чаще всего принято говорить об успехах ученика, а вот учитель, подготовивший его, остается в тени и безвестности. В гимназии №1520 поддерживают и пропагандируют успешных учителей, не случайно 6 педагогов стали победителями конкурсов профессионального мастерства, 4 - обладателями гранта Президента РФ и 4 - обладателями гранта мэра Москвы, 20 имеют государственные награды, 17 - награды Министерства образования и науки РФ.

Таким образом, можно сказать, что каждый модуль предоставляет возможности для дальнейшего развития и совершенствования с учетом поставленных новых задач развития, что показатели инновационной деятельности и имеющиеся в гимназии ресурсы позволяют считать, что в образовательном учреждении накоплен достаточный потенциал для успешной реализации программы «Компетентность. Выбор. Ответственность».

Что же представляет собой эта программа, какие концептуальные идеи заложены в ее основание, какие проекты предполагается реализовать в ходе ее выполнения и каких результатов следует ожидать?

Целью программы, по замыслу ее авторов - педагогов гимназии №1520, стало создание единого образовательного пространства, способствующего переходу на качественно новое образование в условиях сохранения и развития здоровья учащихся. В связи с этим и определились как прорывные сразу несколько проектов, предполагающих:

- формирование на базе имеющегося гимназического уклада основы одной из моделей Школы будущего - проекта «Уклад: здоровая и дружественная школа», то есть комфортной психолого-педагогической среды, включающей экологическое пространство ОУ, эмоционально-психологический климат образовательного процесса, валеологическое образование всех участников образовательного пространства;

- формирование модели выпускника гимназии XXI века - делового профессионала с универсальными компетенциями, способного к непрерывному самосовершенствованию, эффективному преодолению постоянно растущих проблем, психологических нагрузок, стремительно увеличивающегося потока информации, расположенного к партнерскому сотрудничеству, ответственного и сознательно определяющего свой выбор, не пугающегося конкуренции в профессиональном пространстве, уверенного в своих силах и возможностях, самостоятельно моделирующего свою карьеру и жизненный путь как выполнение проекта «Качественно новое образование»;

- выработка на основе уже имеющихся электронных ресурсов, освоенных ИКТ-технологий системы решений для планомерного построения единого цифрового образовательного пространства в гимназии - модели «Цифровой школы» для определения нового образовательного пространства, необходимого при формировании модели выпускника XXI века как выполнение проекта «Цифровая школа»;

- создание основы гражданско-нравственной культуры россиянина поколения XXI века, моделирование пространства его общественно-личностного роста, способствование укреплению патриотического настроения личности, создание комфортных условий для овладения молодым поколением общественно-социальными компетенциями, необходимыми для дальнейшей правильной ориентации в жизни современного социума как выполнение проекта «Россия - мое Отечество»;

- введение в практику образовательного процесса системы действенного, результативного психологического сопровождения всего образовательного пространства с учетом особенностей и задач для каждой группы участников его (учеников, учителей, родителей учащихся), для утверждения и стабилизации комфортного эмоционально-психологического климата - необходимого условия успешного решения новых образовательных задач как выполнение проекта «Сопровождение».

В 2009 году гимназии предстоит сделать в рамках программы развития переход от отдельных инноваций в «прорывных проектах» к системным изменениям качества образования в ОУ в условиях сохранения и развития здоровья обучающихся.

Что можно ожидать в результате реализации программы?

Педагоги гимназии считают, что им удастся добиться:

Повышения качества образовательного процесса по следующим показателям:

- качество обучения по образовательным областям,

- качество результатов ЕГЭ,

- количество участников проектно-исследовательской деятельности,

- количество проектов-призеров конкурсов различных уровней,

- количество участников олимпиад и конкурсов различных уровней,

- количество призеров и победителей олимпиад разных уровней, причем все это приведет к повышению уровня содержания и разнообразия портфолио достижений учащихся.

Изменения структуры учебного плана образовательного процесса, при этом:

- будут усовершенствованы качественно-количественные характеристики программ профильных классов,

- увеличится число и разнообразие элективных курсов,

- повысится доля проектно-исследовательской деятельности,

- резко повысится использование ИКТ-технологий.

Изменения характеристик гимназического образовательного пространства, которые приведут к тому, что:

- резко увеличится доля креативной составляющей в образовании,

- еще более утвердится и будет реализован принцип открытости образовательного процесса в гимназии,

- увеличится количество детско-взрослых творческих объединений и сообществ,

- увеличится количество открытых общегимназических мероприятий разного уровня, предоставляющих возможности для самореализации гимназистов,

- усилится социальное творчество учащихся, что позволит расширить пространство для формирования опыта социализации в современном обществе,

- будет создана ситуация успеха для полной реализации своих образовательных потребностей,

- будет предоставлена возможность формировать свои компетенции в валеологии, общественно-социальной и гражданско-патриотической сферах, совершенствовать свою информационно-коммуникационную культуру, знания основ психологии и самовоспитания.

Изменения психологического и профессионального портретов субъектов образовательного процесса, когда:

- получат определение партнерские креативные отношения всех участников открытого образовательного пространства,

- будет стимулироваться и поощряться результативный рост образовательных мотиваций обучающихся и педагогов,

- получит развитие модель личности высокопрофессиональной, убежденной, ответственной, толерантной и креативно мыслящей, способной справиться со сложными задачами времени, самостоятельно определить свой выбор, сознательно относиться к своему здоровью и жизни.

Отрадно, что в целом программа «Компетентность. Выбор. Ответственность» (2008 - 2010) логически основывается на результатах программы развития «Формирование ключевых компетенций обучающегося в системе гимназического образования» (2006-2007), которая принесла коллективу гимназии № 1520 имени Капцовых победу в первом конкурсе инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование», «Уклад: здоровая и дружественная школа» продолжает достигнутый ею уровень развития гимназического образовательного пространства.