Так Ольга Федоровна стала учителем начальных классов. Здесь особая педагогика, особые методы воспитания, потому что дело приходится иметь с еще довольно маленькими детьми, которые сильно нуждаются в материнской заботе. В первый класс они приходят очень разные, по-разному подготовленные к школе. Встречаются бунтующие, обиженные, обидчивые, ушедшие в себя, есть дети, которые уже привыкли все делать только по принуждению. Она наблюдает каждого ребенка в разных ситуациях: когда он один, когда в кругу одноклассников, когда общается с ней или с другими взрослыми. Если видеть ребенка только, скажем, в классе, впечатление будет односторонним, неполным.

Самые сложные моменты - когда малыши приходят в первый класс. Особенно сейчас, когда приходится учить детей, родители которых пережили трудные 90-е. Среди ребят сегодня немало нервозных, гиперактивных, таких, к примеру, не было в спокойные восьмидесятые. Если ребенок ее не понимает, не доверяет ей, она ищет причину и, поняв, старается расположить малыша к себе, настроить его на учебу, делает так, чтобы она стала для ребенка привлекательной, а не нежелательной и трудной.

По ее мнению, нельзя смотреть на ребенка свысока и в прямом, и переносном смысле. И Ольга Федоровна, чтобы расположить его, присаживается на корточки, и ее глаза и глаза ребенка оказываются на одном уровне. И это снимает барьер недоверия. Они общаются, можно сказать, на равных. Ее метод воспитания - не сковывать ребенка, а высвобождать его, не подавлять, а приподнимать его в своих глазах, не заставлять, а просить. И ученик видит, что Ольга Федоровна переживает его неудачу вместе с ним и успокаивает, что все не так плохо, что впереди его обязательно ждет успех. Если такие методы применять, то отношения между учителем и ребенком становятся доверительными и добрыми.

Год назад в первый класс к ней привели мальчика Колю. С неустойчивой психикой, легко ранимый, обидчивый, плаксивый. На переменах криклив, слишком подвижен. Ольга Федоровна поспешила выяснить причину. Оказалось, что мальчик жил в трех домах: то у матери, то у отца, то у бабушки с дедушкой. Колей никто не занимался, никто не готовил его к школе. Почувствовав особое тепло и внимание, исходившие от учителя, мальчик потянулся к ней, стал менее замкнутым. Постепенно у него в классе появились друзья, и его жизнь стала более гармоничной. К тому же и папа, у которого теперь постоянно Коля живет, установил контакт с учителем, помогает что-то улучшить в оборудовании класса, приходит на собрания. Колю радует, что папа интересуется его школьной жизнью. И с гордостью, показывая на лампочки, освещающие пособия на стене, говорит: «Это сделал мой папа».

В первом классе немало инфантильных ребят, не в интеллектуальном смысле, а в социально-бытовом. Это в основном дети, которые не посещали детский сад. К таким ученикам Ольга Федоровна подходит очень осторожно и бережно. Машенька, которая теперь учится в ее втором классе, раньше никогда не видела столько мальчиков и девочек одновременно. Она чувствовала себя растерянной. В первые дни даже не могла свой класс найти. Ни к кому не подходила, ни с кем не разговаривала. Теперь Машенька общительная, активная девочка. Ведет свой дневник, который сама показывает любимой учительнице. Пишет стихи и уже сейчас собирается стать режиссером. А осенью этого года появилась Катенька, которая раньше не училась ни в подготовительном, ни в первом классе. Она ничего не знала, ничего не умела. А по натуре амбициозная, самолюбивая, обидчивая. У Ольги Федоровны есть такая традиция: в первый же день новенького ученика постараться подружить с классом, чтобы тот не чувствовал себя посторонним. Когда первого сентября ее ребята собрались на линейку, она им сказала: «Ребятки, к нам пришла учиться новенькая девочка. Это Катюша, смотрите, какая она красивая, помогите ей освоиться, приглашайте в свои игры. И ребята тут же взяли Катю за руки и повели в свой класс. А через несколько дней Катя сказала маме, что ей нравится в школе, нравится учиться, нравятся дети.

В школе обычно плохо тем детям, с которыми дома слишком носятся, дома они главные, или тем, кого постоянно ругают за то, что недостаточно хорошо учатся, и сильно наказывают. И Ольга Федоровна старается найти возможность подружиться с родителями и ребят настроить на учебу, дружбу с одноклассниками, помогает ощутить, что их любят и в школе, и дома.

Теперь ее второй класс - это слаженный, дружный коллектив. Интересно наблюдать, как они внимательны друг к другу, напоминают соседу по парте, чтобы он не забыл тетрадь или книгу. Все приучены к порядку. Учитель может уйти и оставить их одних, они будут спокойно заниматься. На перемене если шумят, то приглушенно, если бегают, то на цыпочках, оберегая тишину.

Ольга Федоровна не употребляет глаголов в повелительном наклонении, например: встань, замолчи, делай задание, не смей так поступать, считая, что повеление, приказ унижают, оскорбляют ребенка, отдаляют его от учителя.

В первые годы учительства Ольге Федоровне пришлось работать в школе №59 имени Н.В.Гоголя. Там оказалось несколько классов, в которых были одни мальчики из капеллы. Ей дали 6-й «В». Узнав об этом, новые коллеги очень посочувствовали ей. И она сразу поняла почему: класс трудный, неуправляемый. Мальчики и в самом деле оказались шаловливые, хулиганистые, имели привычку испытывать учителей на прочность характера. Ольгу Федоровну встретили не очень любезно и тут же сообщили: «У нас была учительница - фронтовичка, она обещала сделать нас шелковыми, а мы добились, чтобы она ушла».

У нее в отношениях с подростками сначала возникла напряженная обстановка. Они плохо вели себя и после уроков, и на уроках. Случилось так, что после нескольких дней в начале учебного года все классы повели в поход в планетарий. Пешком. В этот день прошел сильный дождь. И ребята забавлялись, прыгая через лужи и прямо в лужи. Ольга Федоровна делала им замечания, но мальчики, словно ее не слышали и не замечали. И тогда она перешла на другую сторону улицы и стала наблюдать за ними на расстоянии. И многое поняла: кто из них заводила, кто легко поддается на его призывы.

На другой день объявила, что после уроков будет классный час, но не обычный, на него останутся только те, кого она назовет. С этими ребятами она говорила спокойно, уважительно. С того дня и началось взаимопонимание. Однако Ольга Федоровна видела, что эти талантливые дети сложные и непредсказуемые. Они привыкли работать на публику. Дома молодая учительница заготовила конверты, в них вложила письма с обращением к родителям мальчиков. Перед уроком раздала их ребятам. И сообщила, что соберет письма обратно и будет у себя держать на всякий случай. Это подействовало. Дети задумались, а один мальчик заплакал и сказал: «Я не хочу огорчать своих родителей».

- Потом мы всем классом замечательно дружили, - вспоминает Ольга Федоровна. Когда мне пришлось переезжать на другую квартиру, ребята пришли ко мне и предложили помощь. Девочки упаковывали вещи, а мальчики, тогда уже старшеклассники, грузили на машину.

Ольга Федоровна с гордостью рассказывает, что многие из тех ее воспитанников выбрали после школы профессию музыканта. Саша играет в оркестре Большого театра, а у Жени Дремова своя капелла, исполняющая духовную музыку. Ох, и трудно пришлось ей с этим Женей. Но теперь это во всем положительный человек, серьезный, добрый, отзывчивый. Недавно у Жени был концерт в Храме Христа Спасителя, куда он пригласил и Ольгу Федоровну. И самое удивительное, что, не встречаясь много лет, они друг друга узнали.

С мальчиками из капеллы Ольга Федоровна много и с удовольствием путешествовала. Это были незабываемые часы общения! Она дружит с ними и теперь, время от времени встречается, звонит.

На днях Ольга Федоровна отметила свой юбилей. В тот памятный день ее приятно удивили и второклассники, и коллеги. Тайно от любимой учительницы дети и родители подготовили своего рода спектакль. Танцевали, пели, читали стихи, посвященные Ольге Федоровне.

Учителя устроили свой сюрприз. Они выпустили красочную газету с фотографиями, отражающими разные периоды ее жизни, начиная с первого класса, с очень теплыми поздравлениями в стихах. Потом показали настоящее театральное представление.

И Ольга Федоровна ощутила такое уважение к себе, такую любовь, такое доверие, она поняла, что по-прежнему нужна школе. Она испытала глубокую и реальную радость, которую может испытать преданный своему делу человек.