- Людмила Ивановна, в этом году мы наблюдали, как отношения между московскими департаментами и комитетами социальной сферы были неформальными отношениями сотрудничества. Это ваша личная заслуга - вы их сплачиваете и заставляете вместе работать, результат каких-то комплексных программ или какой-то общей социальной политики в городе?

- Спасибо, что вы это заметили. Это, скажу честно, может быть, мой небольшой педагогический успех, хотя я стараюсь, чтобы в моей семье (а наша семья - это социальный комплекс, куда входят и Департамент образования, и Департамент культуры, и Департамент семейной и молодежной политики, и Департамент социальной защиты, и Департамент здравоохранения, и все другие структуры, которые фактически работают на семьи, на москвичей) все работали в тесном взаимодействии. Мы должны это делать системно, комплексно и объединяя усилия всех. Невозможно решать только задачи здравоохранения, нести свой чемодан, не соприкасаясь ни с кем, тогда ты не сможешь работать эффективно. Точно так же, как невозможно вести вопросы образования и не контактировать с другими департаментами и комитетами. Такая задача ставилась сразу, априори, Юрием Лужковым, как человеком системного управленческого мышления, чтобы комплексы в Правительстве Москвы были теми самыми органами, которые позволяют достигать этого комплексного подхода к решению проблем города. Другое дело, что подчас проявлялись личностные позиции руководителей, когда им больше нравилось нести свой портфель, в котором у них свой бюджет, в котором у них своя ответственность, не пускать никого на свое поле, ревниво относиться к тому, что кто-то на это поле залезает и пытается что-то делать, а уж не дай бог, если критикует или вносит какие-то предложения. Это специфика каждого руководителя, она всегда была, но сейчас, с приходом уже прошедших эту педагогическую школу людей, понимающих, что и как нужно делать, особенно руководителей, которые пришли с уровня префектур и понимают, как на уровне префектур нужно объединять усилия, ситуация изменилась. Могу сказать, что сегодня Департамент образования многие вопросы решает вместе с департаментами и комитетами социальной (и не только социальной) сферы, например, когда речь идет о программах «Столичное образование-5», «Рабочие кадры», о концепции воспитания или информатизации. Когда на коллегии Департамента образования рассматривался вопрос о концепции воспитания, в ее работе приняли участие все департаменты и комитеты социальной сферы. Вопрос о развитии физкультуры и спорта обсуждался на коллегии с участием спорткомитета, о паспорте здоровья и о питании - с департаментами здравоохранения, потребительского рынка и услуг. Примеров можно привести много, когда проблемы одного департамента обсуждают все вместе те, кто работает в социальной сфере. Руководители департаментов и комитетов в социальной сфере стали более понятливыми, более послушными в этом смысле, но и они пока не все еще делают для укрепления связей и контактов. Есть в комплексе несколько структур, которые помогают мне выполнять эту координирующую функцию. Это, во-первых, Комитет общественных связей, который через общественное мнение, через общественные организации фактически занимается всем тем, чем занимаются другие, но именно в части объединения усилий, будучи координатором. Таким же стал Департамент семейной и молодежной политики, который под проблемы молодежи и семьи обязан подтягивать деятельность не только социального комплекса, но и других структур Правительства Москвы, если они этого не делают, я их сразу критикую. Они говорят: «А на нас жалуются!» Я им отвечаю: «Жалуются, что вы заходите на поле других и координируете эту работу, предлагаете какие-то совместные проекты. Как только на вас перестанут жаловаться, значит, вы работаете плохо!» Это мои педагогические хитрости, которые, слава богу, приносят уже сейчас успехи. А эти успехи сказываются на том, что в городе становится лучше.