Надежда Надеждина родилась 3 июня 1908 года в Вильнюсе, в 1918 году она поступила во Вторую Государственную балетную школу в Петрограде, где ее педагогами были А. Ваганова, Н. Легат и А. Монахов. В 1924 году Надежда Надеждина была принята в труппу Большого театра, где прекрасно танцевала сольные и особенно ею любимые характерные партии.

В середине 1930-х годов она начинает свою карьеру как хореограф-постановщик и первые свои номера ставит на эстраде. В годы Великой Отечественной войны Надежда Сергеевна уже балетмейстер ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта, где во фронтовых бригадах ставит свои танцы, выезжая с ними в действующую армию. После Победы в 1945 году Надежда Сергеевна становится художественным руководителем Русского народного хора Калининской филармонии. Уже тогда она начинает серьезно заниматься изучением фольклора народного танца разных областей России. В 1948 году в Москве на сцене Большого театра проходит первый послевоенный сельский фестиваль народного танца, и Надеждина поставила для колхозников Калининской области танец, назвав его «Березка». Этот танец был настолько необычен и интересен, что Надеждину попросили возобновить этот номер силами профессиональных артистов, исполнить его на сцене театра «Эрмитаж». 15 мая 1948 года хоровод «Березка» был впервые исполнен на профессиональной сцене, эта дата стала днем рождения прославленного коллектива - ансамбля «Березка».

Особый танцевальный стиль русского танца, созданный Надеждой Надеждиной, открыл совершенно новое направление в сценическом воплощении поэтического образа русской женщины. Сама сущность нового стиля заключается в синтезе народного танцевального фольклора и школы классического танца, такой сплав дал возможность передать со сцены подлинную поэзию, внутреннюю силу и красоту русского народного танца.

Когда Надежду Сергеевну спрашивали, откуда у нее такое глубокое, тонкое понимание души русского танца, она рассказывала, что все это у нее из ярких детских воспоминаний. Ей довелось много лет подряд наблюдать замечательные картины сельских народных гуляний и праздников, когда она вместе с семьей проводила лето на живописном берегу Камы. Там она была свидетельницей красочных деревенских гуляний с песнями, плясками и хороводами простых деревенских парней и девушек. На всю жизнь запала в душу девочки эта волшебная сказка русского танца. Вернувшись в город, маленькая Надя вдохновенно ставила русские танцы для всех своих школьных подружек. А спустя много лет, став профессиональной артисткой, Надеждина стремилась снова встретиться с русским танцем. Мечта ее сбылась и воплотилась в создании неповторимого сказочного ансамбля «Березка», который теперь носит ее имя. Более пятидесяти русских народных танцев было поставлено великим художником, но хороводы Надеждиной - это поистине шедевры русской народной хореографии, они обладают какой-то нерукотворной хореографической лексикой и мистическим очарованием. По содержанию же они глубоко драматургичны, ведь Надежда Сергеевна ставила не танец, она создавала прежде всего художественный образ при помощи танцевальных движений и красивого рисунка. Все, из чего состоит хоровод (музыка, костюм, хореография, актерское мастерство), подчинено исключительно раскрытию того или иного образа русской девушки. Иными словами, танцевать у Н.С.Надеждиной всегда надо было образ. «Я всегда повторяю своим девушкам - три условия необходимы для того, чтобы быть артистом: нужно любить свою Родину, нужно любить искусство, нужно увидеть глазами поэта жизнь своего народа, искусство которого ты преподносишь публике». Эти слова Надежды Надеждиной звучат для нас сейчас, как завещание великого Мастера. И сегодня, соприкасаясь с ее творчеством, мы не просто изучаем рисунки хороводов и танцевальные движения, мы обогащаемся ее духом, мы пытаемся проникнуться волшебным образом русского народного танца.

Хореографической школе «Надежда» ЦО №118 в этом году исполнилось 20 лет. Мы лауреаты многих городских и международных конкурсов и вот уже 15 лет мы носим звание «Образцовый коллектив». Будучи неоднократно удостоены звания лауреатов на городских конкурсах, мы были награждены почетным призом фестиваля «Юные таланты Московии» - «Девочка на шаре». Свое название коллектив получил в честь Надежды Сергеевны Надеждиной. В концертном репертуаре нашего коллектива много разножанровых номеров: это танцы классического репертуара, танцы народов мира, современные танцы, но изучение наследия Надежды Надеждиной занимает особое место в образовательной программе и концертном репертуаре нашего коллектива. Возможность изучать наследие Надеждиной наш коллектив получил после того, как однажды на очередном конкурсе нас увидела теперешний руководитель ансамбля «Березка» имени Н.С. Надеждиной народная артистка СССР и Украины, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, профессор, академик Мира Кольцова. Мы показывали номера из наследия «Северный хоровод», «Весенний хоровод» и «Воротца». Перед выступлением волнений было много, ведь в жюри сидит легенда «Березки», сама неповторимая Кольцова. После просмотра Мира Михайловна нас похвалила и сказала, что была удивлена достойным исполнением таких трудных номеров из репертуара ансамбля «Березка». Она дала свое официальное согласие, которое потом было подтверждено художественным советом ансамбля «Березка», на то, чтобы мы и дальше продолжали изучать наследие великого хореографа. Иными словами, отступать нам теперь некуда, и, получив такую авторитетную поддержку, мы изо всех сил стараемся держать высокую планку исполнительского мастерства. А это ой как непросто! Однажды после нашей победы на очередном конкурсе один городской чиновник от хореографии мне сказал: «Конечно, вам хорошо, Надеждина такое наследие вам оставила!» «Да, - сказала я, - однако не забывайте, что это танцуют дети, а танцевать наследие Надеждиной не только трудно, но и очень ответственно!» Как правило, нам скидок не делают, так и говорят, что это танцует «Березка», я сама за кулисами была свидетелем такого разговора. Признаться, я даже радуюсь такому заблуждению. Особенно нас радует то, что мы не просто чисто исполняем рисунок того или иного хоровода, но, как сказал один из членов жюри, нам удается передать дух танца. А это, поверьте мне, очень сложная задача.

На чем же основан наш успех? Творчество Надежды Надеждиной - это синтез народного танцевального фольклора и школы классического танца. Иными словами, без хорошей классической танцевальной подготовки, которая на первый взгляд, как может показаться, никак не просматривается в простых хороводных рисунках, никто никогда не сможет танцевать хороводы. В том-то и секрет, что за простыми и как бы неискусными движениями скрывается очень серьезная подготовка, которая дается на уроках классического танца. Без правильной постановки корпуса, красивых выразительных рук, одухотворенного лица невозможно раскрыть на сцене тот поэтический образ, ради которого и создавались эти гениальные танцы. Поэтому наши ученицы два раза в неделю по полтора часа изучают в зале основы классического танца и один раз - основы народного танца. И только освоив основные азы хореографии, они уже могут приступать к репетиционному процессу. Но гораздо сложнее уроков классического и народного танца - постижение внутреннего художественного образа. Вот тогда мы берем себе в помощники великую русскую литературу. Хороводы Надежды Надеждиной - это гимн красоте и величию русской женщины. Так где, как не у наших великих русских писателей, искать эти возвышенные образы. Ведь красота русской женщины удивительна и многолика. Пушкинские, тургеневские, некрасовские женщины, женщины Шукшина и Шолохова - все разные, но все - русские, как и хороводы Надеждиной. «Весенний хоровод», «Северный хоровод», «Лебедушка», «Цепочка», танец «Воротца» - даже из названия этих номеров понятно, какие разные по своему содержанию художественные образы нужно осмыслить и раскрыть в этих танцах. Осознав всю красоту этих образов, наши дети начинают по-особенному любить Родину, гордиться ею.

Несомненно, занятия хореографией физически укрепляют детский организм. У девочек появляется красивая осанка, грациозная походка, у них высоко поднята голова. Но даже и эти внешние достоинства не становятся главными. Сами по себе учебный, репетиционный и концертный процессы формируют характер, воспитывают силу духа, трудолюбие, помогают раскрыть в девочках лучшие душевные качества - великодушие, благородство, доброту и, что очень актуально в наши дни, скромность. Иными словами, мало технически исполнить номер, его надо пережить изнутри, осмыслить, или, как говорила Надежда Сергеевна, «протанцевать образ», через танцевальные движения передать всю драматургию образа, трепетного, чистого, который потом обязательно останется в душе ребенка и не позволит ему быть в жизни злым и жестоким. Ведь само слово «образование» включает в себя корень «образ», так вот какой образ мы вложим в души наших детей, такими они и будут.

Мы очень надеемся, что для наших детей прикосновение к наследию Надежды Надеждиной и будет таким воспоминанием.

Т.Волгина,

художественный руководитель образцового коллектива хореографической школы «Надежда» Центра образования №118