На базе центра есть и «Школа приемных родителей», где могут получить консультацию, психолого-педагогическую и социально-психологическую помощь приемные родители, опекуны, патронатные воспитатели, бабушки и дедушки. Вот уже пять лет на базе центра работает антикризисное подразделение, которое оказывает экстренную психологическую, социальную и правовую помощь детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Его сотрудники были рядом с теми, кто пережил «Норд-Ост» и «Трансвааль-парк», помогают детям Чечни и Осетии, матерям и детям Беслана.

Надежда Шарова, директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «На Снежной»:

- На «круглом столе», проходившем в канун начала нового учебного года в центре «Участие», заместитель руководителя Департамента образования Татьяна Гусева говорила о том, что профориентация сегодня особенно актуальна в свете перехода школ на профильное обучение. К сожалению, в Москве пока еще недостаточно психологических центров профориентации и трудовой адаптации (из 54 только 4), которые целенаправленно занимаются этой проблемой, но и психологические центры других видов, к которым относится и наш центр, уделяют большое внимание проблеме профориентации.

Ведущее направление работы нашего центра - профилактика безнадзорности, социального сиротства и противоправного поведения среди учащихся образовательных учреждений СВАО. Цель нашей работы мы видим в создании профилактической системы как внутри образовательного учреждения, так и в пространстве всего округа, в организации межведомственного взаимодействия со всеми субъектами профилактики: органами муниципальной власти (комиссиями по делам несовершеннолетних), общественными организациями, службой по контролю за незаконным оборотом наркотиков.

Один из путей достижения эффективности профилактической работы с трудными детьми - профориентация. Тема профориентации самая запрашиваемая среди других форм оказания психологической помощи в ОУ. Поэтому начиная с 2002 года мы уделяем этой теме особое внимание и уже наработали большой опыт. Наш психологический центр имеет кадровый ресурс - профконсультантов, подготовленных для работы с детьми, методистов, разрабатывающих нормативно-методическую базу, включающую в себя концепцию профориентационной работы, методики и программы, адаптированные под конкретные образовательные учреждения. Остается только объединить усилия школы и центра, а результат не заставит себя долго ждать. Опыт объединения усилий центра и школы у нас есть. Как обычно происходит реализация программы профориентации в школе? Первый шаг, с которого начинается работа в школе, заключается в оформлении запроса от администрации или школьного психолога и составлении договора, важно выяснить мотивы заинтересованности администрации в работе специалиста. Мотивы бывают разные, например: повышение интереса учащихся старших классов к учебе, проведение отбора учеников для профильных десятых классов в соответствии со способностями и склонностями, получение аргументов для рекомендации родителям наилучшего учебного маршрута для подростка, выбор актуальных профилей старших классов в соответствии с профессиональным самоопределением подростков. Виды работ различны - это диагностика, индивидуальное консультирование, краткосрочная и долгосрочная групповая работа, индивидуальное сопровождение старшеклассников, онлайн-консультации в Интернете на сайте центра. Программы профориентации в каждом случае проходят процесс адаптации под специфику конкретного учреждения и особенности детского коллектива. Есть адаптированные программы для различных категорий детей «группы риска», для воспитанников интернатных учреждений, для учащихся вечерних школ, для воспитанников специальной школы для детей с девиантным поведением.

Программа профориентации «Путешествие по Зазеркалью» создана на основе опыта работы специалистов центра на базе школ округа и предназначена для педагогов-психологов, учителей-предметников, заместителей директоров по воспитательной и социальной работе. Программа включает в себя организационный, мотивационный, диагностический и тренинговый блоки. Работа направлена на несколько целевых групп: родителей учащихся, подростков и педагогов, иногда (в адаптированных программах) работников профессиональных колледжей и центров занятости. За 2002-2008 годы профориентационная работа проводилась в 27 учреждениях СВАО, количество детей в группах и на индивидуальных консультациях на базе ОУ варьировалось от 492 в 2004-2005 учебном году, 448 в 2005-2006 учебном году, 610 в 2006-2007 учебном году до значительно превысивших 600 человек в 2007-2008 учебном году.

Индивидуальное сопровождение профессионального выбора воспитанников интернатных учреждений представляет собой длительный процесс консультирования, информирования и сопровождения воспитанников совместно с администрацией интернатного учреждения, социальным педагогом и педагогом-психологом. Программы профориентации для учащихся школы открытого типа с девиантным поведением строятся с учетом специфики психологических особенностей таких подростков. Им важно получить конкретные знания о профессии здесь и сейчас, попробовать себя в трудовой деятельности, получить возможность заработать собственные средства. Поэтому в профориентации девиантных подростков большое внимание мы уделяем посещению центров занятости и предприятий, технологии поиска работы и трудоустройства, изучению и посещению ярмарок вакансий. В программу профориентации учащихся вечерней школы включены дополнительные блоки занятий, направленные на социальную адаптацию учащихся, личностный рост, развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки. Программа профориентации для общеобразовательных школ, одобренная методическим центром СВАО, разработана с учетом возможности проведения занятий в рамках учебного процесса. В зависимости от потребностей школы возможно проведение краткосрочных и долгосрочных программ - блоки из 3, 6 или 12 занятий соответственно. Причем мы используем самые различные формы и методы работы, из психологических - диагностика, тренинги, консультации, из информационных - посещение выставок и дней открытых дверей колледжей и вузов, это дает подросткам возможность сориентироваться во всем многообразии мира профессий и сделать шаг в сторону выбора профиля обучения в школе, образовательного маршрута. Посещение мастер-классов, направленных на знакомство с миром профессий, актуальных для подростков, позволяет им не только подробнее узнать о выбранной ими профессии, но и попробовать себя в ней.

Важная форма работы - знакомство с рынком труда. Здесь и посещение центров занятости, и устройство на предприятие во время обучения в школе, в результате чего у ребят появляется возможность получить первый опыт трудовой деятельности, еще обучаясь в школе.

Новой для центра формой работы стало использование интернет-технологий в процессе консультирования. На сайте центра на форуме создана отдельная тема, где подросток может задать любой вопрос относительно выбора профессии. Эта форма используется и в качестве обратной связи. На базе школ даже после окончания программы у подростков всегда есть возможность через Интернет задать вопрос психологу, поделиться своими успехами и достижениями.

В качестве критериев эффективности профориентационной работы мы выделяем внешние и внутренние критерии. Главным из них стала востребованность программ в школах округа. Специалисты центра педагоги-психологи Оксана Голерова и Елена Гурова, авторы программ, сами реализуют эти программы на практике, а также делятся своим опытом на городских и окружных мероприятиях, на ежегодных мастер-классах, на дне школьного психолога в Москве, совместно с методическим центром округа проводят обучающие семинары по предпрофильному обучению для специалистов образовательных учреждений округа, публикуют статьи в методических изданиях.

Что у нас в планах на будущее? Это прежде всего более активная трансляция опыта реализации программ профориентации в ОУ СВАО в форме обучающих семинаров, курсов повышения квалификации совместно с окружным методическим центром, оказание методической помощи специалистам окружных ОУ в адаптации наших профориентационных программ для конкретных школ, проведение онлайн-консультаций для специалистов школ на форуме сайта нашего центра, оказание организационной помощи специалистам в проведении экскурсий на предприятия, в центры занятости, в профессиональные учебные заведения среднего и высшего звена.

Виталий Рубцов, ректор Московского городского психолого-педагогического университета:

- Трудно представить себе, что примерно десять лет назад можно было бы сказать, что в каком-то округе будет выстроена такая целостная система психологической работы, что целое направление деятельности будет называться службой практической психологии в образовании. То, что достигнуто в СВАО сегодня, - это результат очень большой работы над программами «Столичное образование». Могу сказать, что «Столичное образование-5» выделяет практическую психологию как целое направление. Можно долго рассказывать об особенностях округа, о том, что здесь сделано. В СВАО конкретно есть несколько программ, которые привлекают к себе внимание. На заседании Госсовета в 2006 году в докладе Сергея Катанандова о проблемах образования шла речь о путях модернизации психологической службы в образовании, о переходе от разрозненной психологической службы к межведомственной комплексной работе психологов и других специалистов как об основном пути модернизации психологической службы. Я считаю, что СВАО двигается по этому пути, центры округа пытаются решать проблемы именно на межведомственной основе. Первым таким направлением была как раз работа в чрезвычайных, экстремальных ситуациях, после чего стало понятно, как вместе работать в таких ситуациях психологам, медикам и другим специалистам. В этом центре показано, как двигаются между собой разнопрофильные специалисты, включая правовую помощь тем, кто в ней нуждается. Задача заключается в том, чтобы конкретизировать эту работу, каждый специалист должен делать свою работу, например, медики не должны заниматься решением юридических вопросов, а спасатели - медицинских. Второе направление, которое требует укрепления, - это работа центров с самими ОУ и сопровождение образования в самих ОУ. При этом центры психологической помощи становятся, по сути, ресурсными центрами, они будут вести школы или даже целые группы школ по направлениям, так работают психологические службы в крупных европейских странах, например, в Германии. Скажем, центр может оказывать помощь инклюзивному образованию, тем психологам, которые работают в системе таких ОУ. Важно повышение квалификации психологов и педагогов, из 11 центров СВАО знаю, что в 5 точно идет работа в этом направлении на высоком уровне.