Если центр «Бибирево» по содержанию понятен, если центр «Свиблово» понятен и традиционен, то меня особенно удивил «Пилот», потому что он нетрадиционен по своему содержанию. Здесь я хочу сказать, что каждый московский округ идет своим путем, мы в последнее время все занимаемся комплексной безопасностью, но деньги в это мы вкладываем все по-разному. Одни округа вкладывают их, создавая автогородки, другие - в учреждения, беря за основу как единицу район, но очень важно знать анализ коэффициента полезного действия в каждом варианте, тогда наши материальные вложения будут много точнее в открытые и денежноемкие проекты. Ведь просто так такие автогородки не возникают и такие центры не появляются. Хочу знать алгоритм работы таких центров, сравнить этот проект с другими проектами, чтобы понять, какие выбирать на 2009-й год, вкладывая деньги более рационально.

Все центры дополнительного образования в Москве, к нашей радости, дружат, очень хорошо знают друг друга по содержанию работы, помогают друг другу, общаются. Нам удалось связаться и со «Свиблово», и с «Бибирево», и со всеми районами допобразования СВАО, чтобы понять, что сегодня их расстраивает, чего они хотели бы от управленцев. Первое, что отметили все крупные учреждения допобразования Москвы, - необходимо срочно менять положение об учреждении допобразования, инициировать на федеральном уровне работу над новым проектом положения. Сегодняшнее содержание работы учреждений никак не вписывается в то положение, в котором сегодня вынуждены работать все эти учреждения. Второе - проблемы, поставленные в выступлении руководителя Департамента образования Ольги Ларионовой на конференции по допобразованию, понятны, но решение одной из них требует нашей помощи. Задача увеличения числа ребят-старшеклассников, занимающихся в наших учреждениях допобразования, сегодня расстыковывается с теми СанПиНами, в рамках которых работают наши учреждения. Все их руководители говорят хором, что наши СанПиНы и наши учреждения нужно приводить в соответствие, так как все старшеклассники приходят в учреждения допобразования в 19 часов, но это расходится с СанПиНами. Поэтому негласно каждое учреждение имеет несколько расписаний: для КРУ, для аттестации, третье еще для кого-то. Это нам не к лицу, наверное, тут нужно учреждениям помогать и этот узел развязывать. Это связано и с режимом работы в праздничные дни, здесь многое нужно приводить в соответствие с сегодняшним днем. Поскольку работа со старшеклассниками, бесспорно, связана с капиталоемкими направлениями работы (техническое творчество и так далее), педагоги учреждений допобразования в управленцев верят, что мы, управленцы, работаем над программой, что она будет правительственной, что на нее будут выделены деньги, что направление, связанное со всеми видами технического творчества, придет к ним и финансово мы им тоже поможем. Третья проблема - это необходимость вернуться к аттестации работников дополнительного образования. Все едины в оценке, что серьезный шаг в развитии дополнительного образования города мы сделали несколько лет назад, когда наша система стала привлекательнее, чем культура. В наши учреждения пришли представители этой отрасли, но они к нам пришли, а мы их сегодня в нашей отрасли не можем аттестовать, они так и остаются с теми самыми разрядами, а другие специалисты растут, так как у них есть возможность аттестации. Этот узел тоже нужно развязать. Есть мнение, что наш замечательный фестиваль «Юные таланты Московии» несколько в кризисном состоянии. Он нужен, это стержень нашей работы, но он требует корректировки.

Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования:

- Я испытываю чувство глубокого уважения к тем педагогам и руководителям учреждений допобразования, которые работают в СВАО. Мы увидели реально, что можно сделать, когда люди стараются все делать правильно, но эффективность всего сделанного можно будет посчитать, видимо, только в будущем: пока никто не предложил меры веса для такого подсчета. У Валентины Григорьевны Кобозевой есть очень важное качество: если она увидит что-то хорошее или ей придет мысль о том, что это нужно было бы сделать, она тут же предлагает это префекту, зампрефекта, и вместе они быстро претворяют все в жизнь.

С точки зрения эффективности сделанного это как раз основная проблема, с которой, например, в нашем Центральном округе мы пытаемся разобраться. У нас в округе 17 учреждений допобразования и 110 клубов по месту жительства. Получается, что каждый ребенок должен сутками быть где-то и делать там что-то. В Центральный округ приезжает много людей из разных концов Москвы, все больше открывается учреждений, и они, естественно, тех, кто раньше приходил в УДО и клубы, к себе притягивают. Нам нужно понять, насколько эффективна сегодня работа УДО и клубов в новой ситуации. В 17 УДО и в клубах много самых разных направлений деятельности, но, как мне кажется, нужно постоянно говорить еще и свое, новое слово. Мы пошли по пути развития экстремальных видов спорта, основываясь на четкой потребности найти что-то свое, это арбалетные, стрелковые секции, развитие секций, связанных с единоборствами, и так далее, чтобы работать на разные категории подростков. Художественно-эстетическое же направление развивается само по себе, и там ничего не нужно менять. С точки зрения управления мы попытались наложить услуги досуговых клубов, услуги, предоставляемые школами (а сегодня каждая школа тянет одеяло на себя и хочет все сделать внутри школы), детскими садами, на саму систему допобразования. Попытка наложения всего этого в районах приводит к тому, что перед учреждениями допобразования мы уже ставим более жесткие задачи, говоря: это мы будем делать, а это не будем. Если вы не будете делать то, что нам нужно, значит, это будет делать кто-то другой. В этом и заключается залог эффективности, так как такие задачи уже начинают ставить и муниципалитеты.

Для повышения эффективности работы УДО мы пытаемся потихонечку убрать оттуда дошкольников и перевести их на базу детских садов, которые профессионально занимаются допобразованием малышей. Мы попытались снизить в УДО число учеников начальной школы, потому что их допобразованием хорошо занимаются в школах. В результате мы считаем, что в УДО будет больше места для занятий подростков. Если мы и дальше будет думать об эффективности УДО, то нам потребуется поговорить о минимальных стандартах допобразования.

Что касается работы психологических служб и центров, то и тут, как мне кажется, нужно поработать над некоторыми элементами стандартизации. Без этого мы не обойдемся. Нас все больше и больше, мы работаем все лучше и лучше, а число детей, которым нужно помогать, год от года не уменьшается. Разговор опять идет об эффективности, нам нужно определиться, что требуется сделать вначале, а что мы сделаем потом. Нам надо понять, за что система в ответе, какие проблемы детского неблагополучия наиболее остры и требуют нашего немедленного решения.

Виктор КРУГЛЯКОВ, начальник Восточного окружного управления образования:

- На территории нашего округа, на территории бывших районов - Первомайского, Куйбышевского и Перовского - сохранились огромные дворцы творчества, которые стали уже методическими центрами в части дополнительного образования, у них есть филиалы, и они могут работать со школами. В Северо-Восточном округе система допобразования была создана практически с нуля, потому что, насколько я знаю, таких больших дворцов не было. Понимаю, сколько нужно было сил, настойчивости, средств, чтобы построить такие дворцы творчества, как, например, «Свиблово», как учреждения допобразования. Еще приятнее то, что в СВАО выстроена современная система дополнительного образования.

Мне показался уникальным опыт работы Центра «Пилот», который решает вопросы привлечения подростков к техническому творчеству. Это направление, в которое ребята приходят сами, так как им это интересно.

Так складывается, что у нас большинство УДО в приспособленных помещениях, конечно, «Свиблово» и «Бибирево» - исключения. Вероятно, нам нужны четкие нормативы, определяющие, на сколько жителей и на сколько детей нужно не только, скажем, поликлиник, но и учреждений дополнительного образования.