Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута роль учреждений дополнительного образования детей как одного из важнейших факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения. Становление и развитие дополнительного образования детей в Москве осуществлялось в единой для России логике с учетом региональных возможностей. К 1918 году город располагал незначительной сетью внешкольных учреждений, деятельность которых была направлена на создание условий, благоприятных для развития личности ребенка. До настоящего времени продолжают свою работу учреждения: Дворец «На Полянке», «Парк «Усадьба Трубецких», Центр внешкольной работы «На Сумском». Традиционно внешкольные учреждения Москвы выполняли функции центров общественной жизни, на их базе создавались разнонаправленные творческие объединения. В системе московского внешкольного образования в довоенные годы появились учреждения, решающие практические задачи (Дома юного техника, туристов, художественные школы и так далее). Многие из них, основанные еще в 30-40 годах ХХ века, и сегодня выполняют социальный заказ общества: это Центр творчества им. А.В.Косарева, Детский центр технического творчества, Московская станция юных туристов, Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, Центр «Черкизовский парк», Московский клуб юных автомобилистов, Дворец Восточного округа.

Переход от внешкольного к дополнительному образованию наступил в Москве на несколько лет раньше всей страны. Накопленный внешкольными учреждениями города, и прежде всего городским Дворцом пионеров и школьников, профессионально-кадровый потенциал позволил претендовать на изменение роли и места внешкольных учреждений в московской региональной образовательной системе. Основным направлением развития системы внешкольного образования стало снятие ограничений на осуществление внешкольными учреждениями образовательной деятельности в соответствии с едиными требованиями, законодательно установленными для образовательных учреждений. Оформленная в Москве к началу 90-х годов концепция образовательной деятельности внешкольных учреждений обеспечила создание предпосылок для принятия решений о внесении принципиальных изменений в понимание их места в региональной образовательной системе. Новый правовой статус, полученный внешкольными учреждениями в 1992 году, стал в Москве началом нового этапа развития дополнительного образования.

Сегодня созданная в Москве в соответствии с Законом РФ «Об образовании» городская система дополнительного образования детей стабильно удовлетворяет разнонаправленные интересы детей и устойчиво развивается как непреложная составная часть столичного образования. Современное дополнительное образование детей нельзя рассматривать как ветвь основного, выполняющее функции расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке о дополнительном образовании говорят как об «особо ценном типе образования», «зоне ближайшего развития образования в России», что нашло свое отражение в программе «Столичное образование-5», и к 2012 году нам необходимо увеличить охват подростков и молодежи услугами дополнительного образования в два раза.

Информация к сведению

В настоящее время в Москве действует 560 учреждений дополнительного образования детей разной ведомственной принадлежности, из которых 157 (30% всех УДО) - учреждения Департамента образования.

Реализация целей развития системы дополнительного образования детей требует создания условий для дальнейшего устойчивого развития системы, обеспечения современного качества, доступности и эффективности. В 2008 году Департамент образования создал пять учреждений дополнительного образования, впервые за последние годы строятся новые здания учреждений дополнительного образования, например Центр «Свиблово», открываются учреждения, направленные на мотивацию познавательной активности различных возрастных категорий. Инновационная модель учреждения апробируется Дворцом творчества детей и молодежи «Интеллект», где новейшие технологии призваны формировать естественно-научное мировоззрение, развивать интерес к науке, создавать условия для воспитания культуры исследовательской и экспериментальной работы обучающихся.

Государственные образовательные учреждения дополнительного образования детей реализуют функции организационно-методических центров для образовательных учреждений всех типов и видов, обеспечивают участие детей в мероприятиях федерального и международного уровня, должны осуществлять координирующие, информационно-организационные, программно-методические функции поддержки развития дополнительного образования детей на уровне города.

Информация к сведению

В настоящее время более 600 тысяч московских школьников занимаются в свободное время разными видами образовательной деятельности в системе дополнительного образования детей различных ведомств и более 330 тысяч (337520) обучающихся в системе учреждений столичного образования.

Дополнительное образование в Москве доступно каждому ребенку. Вместе с этим за последние три года происходит снижение доли обучающихся в туристском и спортивно-техническом направлениях и увеличение количества обучающихся в объединениях художественно-эстетического, физкультурно-спортивного и культурологического направлений. Это не может не вызывать опасений, так как остаются проблемы, связанные с вовлечением обучающихся старшего подросткового возраста, детей от 14 до 18 лет. При этом основной контингент учреждений дополнительного образования детей составляют девочки в возрасте 7-12 лет.

Решение задачи вовлечения детей старших возрастов, на наш взгляд, лежит в плоскости совершенствования программ дополнительного образования. Приоритетным направлением в 2008-2009 годах стало развитие научно-технического творчества. В настоящее время в учреждениях дополнительного образования организованы занятия по следующим видам научно-технического творчества: новые информационные технологии, приборостроение, технический дизайн, моделизм, ретротехника. Киберспорт нашел свое развитие в Центре технического творчества Москвы, космические технологии - в Московском дворце на Воробьевых горах, автоспорт - в Южном округе. Однако анализ состояния научно-технического творчества, исследовательской работы в системе дополнительного образования свидетельствует о необходимости создания условий для реализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, реновации материально-технического оснащения учреждений образования, разработки программы поддержки научно-технического творчества детей и молодежи.

Более 90% общеобразовательных учреждений имеют структурные подразделения (блоки дополнительного образования), реализующие образовательные программы дополнительного образования, возрастает число дошкольников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. Система дополнительного образования имеет возможность чутко реагировать на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывать помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

Информация к сведению

Средняя наполняемость одного московского учреждения дополнительного образования детей составляет примерно 2000 человек. Стремясь оказать более широкий спектр образовательных услуг, учреждения дополнительного образования детей открывают объединения на базе образовательных учреждений других типов и видов, максимально приближенных к месту жительства обучающихся. Например, в объединениях, организованных учреждениями дополнительного образования детей на базах школ, в 2008 году обучаются свыше 108 тысяч детей. Безусловные лидеры - Южный, Юго-Западный и Северо-Восточный округа.

Значительно увеличилась сеть объединений, реализующих образовательные программы дополнительного образования, которые открывают сами общеобразовательные учреждения. Реализация осуществляется на различных уровнях - от отдельных кружков, секций, клубов, работа которых зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей, до развития дополнительного образования как отдельного подразделения (блока ДОД) школы.

Наиболее полно задачи формирования педагогической системы, объединяющей учебный процесс, внеурочную жизнь детей, развитие личности ребенка, формирование его самостоятельности, ответственности, решают образовательные учреждения, работающие в режиме полного дня (их в Москве 296) по совместным планам с учреждениями дополнительного образования. В некоторых школах, работающих в режиме полного дня, планирование, организацию отдельных элементов системы дополнительного образования взяли на себя центры. Анализ лицензированных в 2007-2008 учебном году образовательных учреждений позволяет сделать вывод, что педагогически грамотно организованное дополнительное образование в школе обеспечивает единство основного и дополнительного образования и больший охват детей занятиями по интересам. Развитие дополнительного образования направлено и на совершенствование форм организации учебной деятельности. В учреждениях активно используются клубные формы работы с переменным составом участников, культурно-досуговые программы, диспуты, дискуссионные клубы. Большой популярностью у старшеклассников пользуются «Интеллектуальные марафоны» и «брейн-ринги». Наиболее ярко эти формы представлены в Центральном округе.

Дополнительное образование детей, по сути, стало практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и в конечном счете - результативность.

Дополнительное образование детей как открытая социальная система позволяет обеспечить формирование лидерских качеств, развитие социального творчества, социальных компетенций, выступает гарантом поддержки и развития одаренных детей. Выявлению и поддержке одаренных детей, имеющих повышенную мотивацию к творческой деятельности, способствует фестиваль детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии», в котором ежегодно принимают участие до 250 тысяч детей. Совместно с Департаментом культуры успешно реализуется городской общественно значимый проект «Лучшие сценические площадки Москвы - детям». Выступления детских творческих коллективов проходят на крупнейших концертных площадках столицы.

Информация к сведению

161 детскому творческому коллективу образовательных учреждений системы Департамента образования приказом Министерства образования и науки РФ присвоено почетное звание «Образцовый детский коллектив». В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 году к премии представлен 21 лауреат фестивалей, победители спортивных соревнований.

Обновлению содержания дополнительного образования способствует Московский городской конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей. Начиная с 1994 года проведено уже восемь конкурсов, что позволило зарегистрировать, провести экспертизу и сертифицировать более 600 образовательных программ, которые соответствуют установленным требованиям, сориентированы на различные возрастные группы обучающихся, располагают потенциалом для развития творческих способностей детей, способствуют формированию устойчивых интересов обучающихся.

Информация к сведению

В 2007-2008 учебном году на конкурс представлено 114 программ. 23 программы стали победителями, их авторы - педагоги Западного, Юго-Западного, Центрального, Зеленоградского, Южного, Восточного, Северо-Западного округов. Заслуженное признание получили 7 из 11 образовательных авторских программ, представленных на всероссийский конкурс. Лауреатом стала программа А.Коханова «Астрономические приборы и методы» (Московский городской Дворец на Воробьевых горах), дипломантами - педагоги МГДДЮТ, Центра «Медведково», «Парка «Усадьба Трубецких».

Методические находки были представлены столичными педагогами дополнительного образования на Втором московском конкурсе «Научно-методический потенциал дополнительного образования детей». Этот опыт нашел отражение в сборнике «Методический потенциал дополнительного образования».

Основной стратегической линией развития системы дополнительного образования должна стать разработка стандартов оснащения объединений различной направленности. Примерные перечни оборудования должны, с одной стороны, помочь в решении вопроса совершенствования МТБ, а с другой - оценить реальное состояние оснащения учреждений.

Реализация всех приоритетных задач, изложенных в программе «Столичное образованиие-5», невозможна без повышения социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования.

Информация к сведению

В городской системе дополнительного образования работают около 13 тысяч педагогических работников (включая совместителей). По сравнению с 2004 годом на треть возросло число педагогических работников с высшим образованием, в два раза увеличилось число педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационную категорию.

В учреждения системы дополнительного образования приходят педагоги узких направлений, хотя высококвалифицированные в своей области (хореографы, флористы, художники, спортсмены), которые не всегда могут гарантировать качественное обучение. Учреждения дополнительного образования нуждаются в социальных педагогах, педагогах-психологах, методистах, которые уже имеют педагогический опыт. В связи с этим еще большую актуальность приобретают переподготовка и повышение квалификации специалистов. Опыт организации процесса становления и развития московской городской системы дополнительного образования позволяет признать, что предпринятые Департаментом образования меры для целенаправленного оформления различных педагогических инициатив по использованию в интересах личности, общества и государства обеспечили позитивные результаты: удалось не только сохранить материальную основу системы дополнительного образования, но и заметно нарастить интеллектуально-творческий и программно-методический потенциал, способный при определенных условиях решать во взаимосвязи и взаимозависимости задачи воспитания и обучения московских детей.