Валентина ИВАНОВА, председатель Всероссийского педагогического собрания:

- ВПС - это 67 региональных отделений, 240 тысяч учителей. Более масштабной, солидной, профессиональной организации, ориентированной на общественную экспертизу проектов, законопроектов, программ, сегодня в Российской Федерации практически нет.

4-й съезд Всероссийского педагогического собрания проходил за несколько дней до оглашения Послания президента страны Федеральному Собранию. Отрадно, что в Послании учтены многие позиции, которые уже в течение двух лет отстаивает ВПС. В январе 2007 года ВПС выступило с инициативой проведения Года учителя, в феврале 2008 года было направлено обращение к Дмитрию Медведеву, на 3-м съезде принята рекомендация о проведении в 2009-2010 годах Года учителя, нынче такое решение принято уже на уровне президента. В Послании президента очень серьезно сказано о значении гражданского общества, об усилении контроля гражданского общества за всеми сторонами социально-экономической жизни. Можно сказать, что Всероссийское педагогическое собрание представляет собой ядро гражданского общества в образовательной сфере, оно взяло под контроль несколько важных направлений работы сферы образования: проведение единого государственного экзамена (Рособрнадзор включил ВПС в состав апелляционных комиссий), реализацию приоритетного национального проекта (в рамках приоритетного национального проекта во всех 67 регионах страны работают экспертные комиссии, и их основа - региональные организации ВПС). - Всероссийское педагогическое собрание активно ведет обсуждение нового поколения образовательных стандартов. На предыдущих пленумах мы неоднократно ставили вопрос об улучшении питания и укреплении здоровья школьников, сегодня в регионах проводится постоянный контроль, который ведут региональные отделения ВПС совместно с родительской общественностью. ВПС постоянно выступает на защиту учителя, отстаивает интересы педагогического образования, социального положения и статуса учителя, оплаты его труда, решения жилищно-коммунальных, социальных и всех проблем, связанных с жизнью учителя. На 4-м съезде ВПС шла серьезная дискуссия по критериям оценки труда учителя, тут каждый регион ищет свой путь, выстраивает свою модель, в результате нет единых критериев, единых требований для всей России, но члены ВПС считают: все должно быть приведено к общему знаменателю, а потом лучший опыт станет достоянием всей Российской Федерации. Сегодняшняя задача ВПС заключается в том, чтобы организовать диалог регионов, показать самый передовой опыт, в частности опыт Москвы, провести специальный пленум по оценке качества труда учителя в школе, обсудить на нем не только критерии оценки, но и критерии установления оплаты труда за качество. Задача ВПС - добиться включения всех важнейших положений новой московской модели образования «Школа будущего» в проект «Наша новая школа», который предложил в своем Послании президент страны, сделать так, чтобы эти положения были понятны каждому учителю, чтобы каждый учитель стал сторонником современных преобразований в сфере образования.

Виктор ГАРАНИН, член Московской городской общественной палаты по образованию, председатель Московского городского совета родителей, воспитывающих детей

с ограниченными возможностями здоровья:

- За последнее время проблемам наших детей уделяется немало внимания. Во всяком случае так обстоит дело в Москве, где в апреле 2008 года Правительство Москвы приняло подпрограмму «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» на 2008-2009 годы, в рамках которой в нынешнем году из бюджета города выделено почти 1,5 млрд рублей на нужды таких детей, а на будущий год эта цифра более чем удваивается.

Дети с ограниченными возможностями здоровья все чаще выступают как объекты благотворительности, медицинской и социальной помощи. Конституционно они наделены всеми теми правами, что и другие граждане Российской Федерации. Отстаивать же их права по понятным причинам, особенно в раннем возрасте, приходится нам, родителям. К сожалению, форма отстаивания этих прав в основном сводится к личным обращениям в различные медицинские учреждения, органы социальной защиты, управленческие структуры. Тем самым изначально кричащая, системная государственная проблема в дальнейшем расчленяется на целый ряд дискретных, локальных просьб и обращений, решение которых ограничивается чаще всего интересами отдельных семей или граждан. Мы очень плохо организованы, если не сказать совсем не организованы, и в этом есть два больших минуса.

Во-первых, действуя разрозненно, мы, родители, не создаем той самой «критической массы», которая необходима для того, чтобы с нашим мнением всегда считались. Мы лишаем себя тем самым возможности реально влиять на принятие различных законодательных, правовых и нормативных актов, регулирующих различные вопросы социального устройства детей с ограниченными возможностями здоровья, создания условий для их полномасштабной жизни.

Например, в 1999 году был подготовлен и даже принят обеими палатами Федерального Собрания РФ проект Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Но Президент РФ тот закон не подписал: его помощники посчитали, что все это уже учтено в других законах («Об инвалидах» и «Об образовании»). Думаю, что тогда как раз не и хватало консолидированного родительского мнения, нашего общего участия в разработке и отстаивании самого документа. Родительские аргументы, как правило, более искренны, правдивы и выразительны, чем логика простого чиновничьего довода. Но для этого нужно организоваться. Нужно обязательно вернуться к необходимости принятия специального закона.

Другой пример: в той подпрограмме мер, которую приняло Правительство Москвы в апреле 2008 года, дано поручение Москомархитектуре разработать проект дошкольного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Конечно, это благое дело, но, обращаясь опять же к необходимости выражения консолидированного родительского мнения и нашего участия в разрешении общих проблем, считаю правильным уже сегодня ставить вопрос именно так: ни один проект нового или реконструируемого гражданского здания или технический регламент не должен утверждаться, если в нем нет условий, обеспечивающих полноценную жизнь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Ненормально, что сегодня каждый устроенный пандус, пониженную подножку автобуса или расширенный туалет мы воспринимаем как некую диковинную вещь, рассматриваем как акт великого одолжения и благотворительности. Я строитель по профессии. Могу твердо заявить, что пока в этом вопросе мы находимся почти в каменном веке. Достаточно сказать, что в Федеральном законе «О техническом регулировании», который был принят более пяти лет назад и ввел в отечественную практику вместо строительных норм и правил технические регламенты, эта проблема даже не обозначена.

При отсутствии консолидированного участия родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в подготовке законодательных и программных документов, на мой взгляд, существенно падает эффективность используемого административного ресурса, снижается социальная острота и актуальность предлагаемых мер, размывается адресность выделяемых средств, финансовых и материальных ресурсов. Более того, положение детей с ограниченными возможностями здоровья как важная социальная и государственная проблема нередко выпадает из поля зрения разработчиков и составителей документов. Примерно так произошло, на мой взгляд, при составлении документа, который вынесен на обсуждение 4-го съезда ВПС. Я имею в виду программу развития образования на период до 2020 года, где задачи обозначены на перспективу и ориентированы на инновационное развитие российской экономики. Нет в ней только «самой малости»: нет нас, родителей, и нет наших детей с ограниченными возможностями здоровья. Скажу только одно: мы должны быть услышаны, а для этого нужно объединяться и выступать с консолидированным мнением.

Ирина ПАВЛОВА, начальник Юго-Западного окружного научно-методического центра:

- Сегодня мы обсуждаем государственную программу, с которой предстоит работать до 2020 года. Все понимают, что оценка качества - тот главный инструмент, который нам предстоит освоить, ведь основной, приоритетной задачей этой программы названо создание прозрачной объективной системы оценки индивидуальных образовательных возможностей.

Все, кто трудится в сфере образования, понимают, что это будущее нашей страны, это ее интеллектуальный потенциал. В Москве разработана программа «Столичное образование-5», и на ближайшие три года приоритетным станет создание региональной системы оценки качества. Один из ее параметров - новая система оценки качественного образования. С 2006 года мои коллеги во всех 10 учебных округах Москвы работают над оценкой качества. Два главных критерия, по которым мы сейчас работаем, - индивидуальные образовательные достижения каждого ученика и оценка качества образовательного процесса. Данная модель позволяет провести систему оценки с трех позиций. Прежде всего это образовательные результаты, которые достигнуты образовательным учреждением, это оценка условий по результатам лицензирования и аккредитации и, конечно, качество реализации образовательного процесса.

Почему мы приступили к разработке новейшей технологии? Один из известных российских методологов Юрий Бабанский говорил, что главное - видеть, понимать и уметь оценивать реальные учебные возможности каждого ученика. Наша многоуровневая параметрическая модель оценки качества результатов обучения, которая разрабатывается в Юго-Западном учебном округе столицы и основана на авторской методике Надежды Фоминой, позволила нам уже сегодня выйти на уровни структур оценки качества обучения, начиная от индивидуальных возможностей каждого ученика, видя в целом наш Юго-Западный округ, давая оценку системы качества обучения всего округа на уровне Москвы. Диагностика уровня реальных возможностей проводится по нескольким методикам и позволяет увидеть в результате четверти, триместра, полугодия или учебного года то, как ученик реализовал свои учебные возможности. Составляя аналитическую карту класса, мы видим и успешность усвоения классом предмета в целом, и успешность на уровне параллелей, проводим системный анализ результатов деятельности школы. Это позволяет принимать правильные управленческие решения директору школы и прогнозировать повышение качества деятельности своего образовательного учреждения. Мы знаем, что школа - для ребенка, но ключевая фигура в ней все же учитель. Его профессионализм, его компетенция, его методическое мастерство в конечном счете определяют качество образования. Проводя системный анализ результатов деятельности самого учителя, видя микрокомпоненты, которые снижают эффективность, видя, на каком уровне работает учитель, мы можем осуществить индивидуальную поддержку в системе повышения квалификации и осуществить методическое сопровождение каждого учителя. Учет индивидуальных достижений каждого учителя позволяет работать на оптимальном уровне и по-новому строить систему работы с педагогическими кадрами в округе. Данная параметрическая оценка позволяет увидеть в целом район и округ. Сегодня мы попытались соединить внутреннюю оценку качества в образовательном учреждении с внешней независимой экспертизой, мы видим результаты обучения, показатели развития учеников и результаты окружного мониторинга, итоговую аттестацию в форме ЕГЭ. Единая окружная система оценки качества обучения позволяет увидеть и индексы учебных возможностей ученика, и уровни педагогической деятельности учителей, и результативность, что сегодня очень важно при переходе на новую систему оплаты педагогического труда и принятии правильных управленческих решений со стороны администрации школы. Мы можем выстроить рейтинг образовательных учреждений на уровне района и, учитывая вид и тип образовательного учреждения, оценить качество управленческой деятельности и, самое главное, своевременно помочь учителю в его индивидуальной траектории самообразования. Практическая значимость такой окружной системы влияет на многие результаты и качество обучения уже сегодня, мы уже получили первые результаты за три года работы в экспериментальном режиме, мы увидели, что данная технология, основанная на методике Надежды Фоминой, дает положительную динамику и положительные результаты.

Уже создана сеть организаций, идут опытные экспериментальные работы, каждое образовательное учреждение работает по своему направлению, а в целом нам удалось создать сетевой проект модели Москвы, где мы привлекли к совместной деятельности наши головные структуры: Московский городской центр качества, НИИ, Московский институт открытого образования и Юго-Западное окружное управление образования. А главное в том, что география эксперимента переступила границы Москвы. Сегодня вместе с нами в этом эксперименте участвуют ближайшие города Московской области, мы имеем продукт нашей экспериментальной деятельности - это комплект методических пособий, видеолекций, дидактического материала и программного обеспечения, позволяющий оценить и ученика, и учителя, и в целом образовательное учреждение.