- Виктор Васильевич, на ваш взгляд, зачем нужен такой конкурс?

- Прежде всего для того, чтобы выявить уникальных, творческих, инновационных управленцев в разных сферах образования и общественных организаций в образовании. Конкурс нужен прежде всего самим управленцам, тут о многом говорят цифры: в нынешнем конкурсе участвовали 136 управленцев из 53 регионов РФ. Могу сказать, что не каждый конкурс имеет столь длительную судьбу. Каждый год на конкурс приходят новые люди, а с ними - новые проекты, новые идеи, новые технологии. С появлением новых реформаций, изменений в самом образовании меняются люди, управленцы, это новое, безусловно, представлено в конкурсе сочетанием опыта, пройденного пути и новых адекватных современному уровню технологий, проектных решений, практических действий в деятельности управленцев.

- МГПУ - куратор этого конкурса?

- Нет, такого понятия, как кураторство, в этом конкурсе нет. На стадии создания проекта наш университет был инициатором разработки технологии проведения этого конкурса. А учредителями его с первых шагов были Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Профсоюз работников народного образования и науки, «Учительская газета», Федерация Интернет Образования. Ну а ректор МГПУ выступал в роли председателя Общественной комиссии.

- Президент России Дмитрий Медведев говорит о снижении качества образования и недостатке хороших управленцев, о введении реестра лучших управленцев. Есть ли такой реестр в образовании и насколько победители конкурса «Лидеры в образовании» соответствуют современным требованиям, предъявляемым к управленцам?

- На мой взгляд, в образовании, как ни в одной другой сфере, есть серьезная нехватка современных управленцев. Именно в этой сфере не было системы их подготовки, их формировала стихия жизни: приходил учитель в школу, проявлял себя, повышал квалификацию, прежде всего в предметной области, в какой-то общественной деятельности, потом становился завучем, директором, заведующим роно, его выдвигали на другие ступени управления в образовании. То есть, повторю, системы подготовки руководящих кадров для образования не было. То, что было сказано в Послании Федеральному Собранию Президентом РФ Дмитрием Медведевым, актуально и для образования. Великолепно, что создается президентский пул резерва, что такой пул будет создан на уровне субъектов РФ при губернаторах и на муниципальных уровнях при мэрах. Хотя надо сказать, что в последние годы в этом отношении в Москве было предпринято несколько мер на этот счет. К примеру, в нашем университете пять лет назад был создан Институт подготовки и переподготовки руководящих кадров образования, который возглавляет академик РАО Михаил Левицкий. Я знаю, что в некоторых других регионах в системе повышения квалификации создаются специальные программы для управленцев образования. Но, я думаю, это первые шаги, тут нужна система, и в свете поставленных Президентом РФ задач она будет создаваться. Речь идет о том, чтобы все управленцы в образовании были творческими людьми, обладали необходимыми знаниями, умениями в проектной деятельности, чтобы они владели приемами современного менеджмента.

- Приглашаете ли вы в свой университет на работу победителей конкурса «Лидеры в образовании»?

- В принципе это реально и возможно. К примеру, в нашем университете работают победители конкурса «Учитель года России», а один из первых победителей конкурса «Лидеры в образовании» - директор Центра образования №109 Евгений Ямбург, почетный профессор МГПУ, проводит мастер-классы со студентами.

- Не считаете ли вы, что наше сегодняшнее образование грешит засилием методизма, что мы теряем детей за разработкой инновационных методик?

- Это очень сложный вопрос, здесь возникает много дискуссионных позиций, и их нужно обсуждать долго и обстоятельно. Но обязательно обсуждать.

- Кем же должен быть хороший управленец?

- Однозначно ответить и на этот вопрос сложно. Ясно, что все зависит от личности управленца. Одно безусловно: руководитель образовательного учреждения не может быть плохим преподавателем. Пусть он не будет предметником, пусть он будет технологом, тьютором или проектировщиком, но обязательно человеком. Способным увлечь за собой детей и коллег по работе. Без всего этого он не сможет стать авторитетным руководителем, а это основное условие для успешного управленца.