Загадки трагедии

...К лету 1944 г. гвардейский дивизион катерников, где я служил молодым матросом, перебазировался в Койвисто (ныне город Приморск). Командовал им опытный, уважаемый всеми офицер - капитан-лейтенант Василий Карпович.

Дивизион не выходил из боев. Катера действовали далеко от баз, в любое время суток и при любой погоде. Большая скорость и сильное вооружение позволяли им быстро сближаться с противником и наносить ему чувствительные удары.

18 июня случилось нечто странное, трагическое. В дозоре у северного выхода из пролива Бъёркезунд катер МО-304 дрейфовал с работающими на холостых оборотах моторами. И вдруг - взрыв! Оторвало носовую часть по самую рубку. Задним ходом катер самостоятельно дошел до пирса в Койвисто. Оставшиеся в живых катерники не могли назвать причину взрыва.

Через 10 суток та же участь постигла находившийся в дозоре у южного входа в Бъёркезунд МО-107. А в полдень 30 июля в проливе Бъёркезунд прогремел еще один взрыв. Катер МО-105 переломился, затонул. Из его экипажа удалось подобрать и доставить в госпиталь лишь 7 моряков.

Гвардейский МО-103 под командованием опытного боевого командира старшего лейтенанта Александра Коленко получил приказ немедленно выйти на линию дозора. Катерники не предполагали, какого противника они встретят. Тогда мы очень многого не знали...

Победа над стальной акулой

Если в 1942 - 1943 гг. в Финском заливе вражеских подлодок не было, то в июле 1944 г. в восточной его части уже действовало 10 -12 немецких и 5 финских субмарин. Туда же было привлечено большое количество кораблей. Объяснялось это тем, что в результате успешного наступления наших войск над Финляндией нависла угроза военного поражения. Стремясь воспрепятствовать ее выходу из войны, гитлеровское командование намеревалось блокировать наш флот в восточной части Финского залива. Вражеские подлодки получили задачу уничтожать советские корабли независимо от тоннажа. Туда были привлечены усовершенствованные немецкие субмарины. Они были вооружены новейшими торпедами - электрическими бесследными и самонаводящимися Т-5. Наши катера стали именно их жертвами.

...МО-103 спешил к месту гибели «105-го». Вскоре моряки увидели, как с находящегося неподалеку катера КМ-910 взвилось несколько белых ракет. Это был сигнал обнаружения подлодки. Командир «каэмки» старшина 1-й статьи В. Павлов доложил, что наблюдал под катером подлодку, шедшую курсом на северо-запад.

«Охотник» начал поиск. В 19.10 акустик доложил:

- Контакт с подводной лодкой, слева пятнадцать, дистанция 7 кабельтовых!

- Право руля! - скомандовал Коленко. - Курс 246! Атака подводной лодки. Бомбы окончательно приготовить! Глубина взрыва 15 метров!

- Мгновенное эхо! - докладывает акустик.

- Первая!.. Вторая!.. Третья!

Мощные взрывы сотрясали деревянный корпус «охотника». Развернувшись и увидев пузырчатый след вражеской субмарины, экипаж сбросил еще четыре больших и пять малых «глубинок». На поверхность вырвались большие воздушные пузыри. Вскоре катер атаковал теперь уже неподвижную подлодку в третий раз.

Когда всплески подводных взрывов осели, из глубины вынырнули фашистские подводники в спасательных жилетах. В это время вражеские батареи открыли по катеру беглый огонь, снаряды рвались в 100 - 150 метрах. Несмотря на это, Коленко поднял на борт всех немцев, а на месте гибели подлодки оставил веху.

В вахтенном журнале появилась запись: «19.40. Потоплена подлодка противника, взято в плен 6 человек экипажа»...

В штабе Балтийского флота пленные дали ценнейшие показания: потоплена лодка U-250 новейшей конструкции, ее командиру Вернеру Шмидту один из железных крестов вручал лично Гитлер. На борту - секретные торпеды Т-5.

Черчилль - Сталину

Аварийно-спасательный отряд Балтфлота получил приказ: поднять вражескую подлодку, лежавшую на глубине 33 м. Фашистское командование, решив уничтожить потопленную U-250, приказало своей 5-й флотилии торпедных катеров сбросить на лодку 30 глубинных бомб, выставить 12 мин.

Наши «Малые охотники» и бронекатера успешно отражали отчаянные попытки врага прорваться к месту, где была потоплена лодка. Водолазам потребовалось 290 часов труднейшей работы под водой, чтобы поднять U-250. В сентябре в сопровождении спасательных судов, охотников и бронекатеров ее доставили в Кронштадт и поставили в сухой док.

Результаты разоружения

U-250 держали в строжайшей тайне. Только в послевоенные годы завеса секретности была приоткрыта, и стала ясна значимость подвига экипажа МО-103. А в 1944 г. он стал первопричиной переписки на высшем международном уровне. Она обнародована в 1957 г. в выпущенном Политиздатом первом томе «Переписки Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны». Ныне это библиографическая редкость. В томе есть письмо премьер-министра Великобритании У. Черчилля И.В. Сталину от 30 ноября 1944 г. Вот выдержки из него:

«№ 356. Личное и строго секретное послание от г-на Черчилля маршалу Сталину

1. Адмиралтейство просило меня обратиться к Вам за помощью по небольшому, но важному делу. Советский Военно-Морской Флот информировал Адмиралтейство о том, что в захваченной... подводной лодке были обнаружены две германские акустические торпеды Т-5. Это единственный известный тип торпед, управляемых на основе принципов акустики, и он является весьма эффективным не только против торговых судов, но и против эскортных кораблей. Хотя эта торпеда еще не применяется в широком масштабе, при помощи ее было потоплено или повреждено 24 британских эскортных судна; в том числе 5 судов из состава конвоев, направляемых в Северную Россию

2. ...Изучение образца торпеды Т-5 было бы крайне ценным...

3. Я уверен, что Вы признаете ту большую помощь, которую окажет Советский Военно-Морской Флот, содействуя немедленной отправке одной торпеды в Соединенное Королевство, если я напомню Вам о том, что в течение многих истекших месяцев противник готовился начать новую кампанию подводной войны в большом масштабе при помощи новых подводных лодок... Мы считаем получение одной торпеды настолько срочным делом, что были бы готовы направить за торпедой британский самолет в любое удобное место, назначенное Вами...»

Английские специалисты прибыли в Советский Союз, детально изучили акустическую торпеду, сделали ее чертежи. Раскрытие секретов Т-5 спасло от гибели немало кораблей, а главное, способствовало срыву фашистских планов создания «Королевского забора» - блокады островной Англии. Таков результат победы экипажа МО-103 над U-250.