При подобных обстоятельствах не может быть и речи о формировании действенных первичных коллективов - классов, не говоря уже о создании общешкольного коллектива «могущества почти непревзойденного» (А.С.Макаренко).

Так что же следует понимать под определением «общешкольный коллектив»? Ответить на этот, казалось бы, простой вопрос не так просто. Потому что одни под этим понятием подразумевают объединение детей одинакового возраста, другие - всех учащихся школы, третьи - школьников и учителей, четвертые (что очень редко) сюда подключают еще и родителей учащихся. Единой точки зрения нет. Парадоксально, что с такими изначально светлыми и добрыми понятиями, какими являются «коллектив» и «коллективизм», соотносят себя и разного толка антисоциальные, криминогенные «объединения», которые ставят себе в заслугу «железную дисциплину» внутри группировок. К сожалению, до сих пор наша педагогическая наука не дала четкого и ясного определения сущности общешкольного коллектива, отвечающего духу времени. Что же остается делать, например, директору школы - ее главному воспитателю, который должен правильно организовать не только свой управленческий труд, но и работу всех звеньев сложнейшего школьного организма? Остается только одно: попытаться дать определение такому коллективу и, исходя из его принципиальной основы, строить содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса.

Изучение литературных источников по этой проблеме и многолетний педагогический опыт убеждают, что под общешкольным коллективом следует подразумевать первичное звено системы трудовых коллективов, социально-педагогическое объединение учителей, учащихся и родителей школьников, деятельность которых основана на принципах демократизма, гуманизма, управления и самоуправления.

Такое определение ни в коей мере не претендует на полную завершенность, а тем более на истину в последней инстанции. Однако важно отметить и то, что речь идет о сущности школьного коллектива как целостного социально-педагогического образования, без которого невозможно построение ее первичного звена - сплоченного и действенного коллектива класса, то есть части этого целого.

- В школьный коллектив входят люди разного возраста и жизненного опыта, обладающие разносторонними интересами и потребностями, способностями и увлечениями, - заметила, участвуя в обсуждении этой актуальной темы, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы нравственно-экологического здоровья № 60 Л.М.Чапаева. - Трудно найти деятельность, которая в одинаковой степени интересовала бы выпускников и тех ребят, которые только начинают постигать науки в начальных классах.

Трудно, однако, можно: ведь именно в достижении целей коллективизма наиболее способные старшеклассники могли бы руководить предметными кружками, членами которых стали бы учащиеся младших классов, - например, кружки литературно-творческие, юных краеведов, художественного слова и другие. Не случайно очень даже нередко свои первые шаги в мире познания учащиеся начальных классов делают именно с помощью шефов из числа более умудренных опытом школьной жизни старшеклассников...

Разновозрастный коллектив, как подчеркивал А.С.Макаренко, крепнет, увлеченный, например, туристическими походами, помогающими определить различные стороны характера и школьника, и школьного наставника, общие дела и решение общих проблем, в которых каждый находит свое место. Все это дисциплинирует, учит ответственности, уважению человека человеком.

Характеризуя общие признаки школьного коллектива, целесообразно прежде всего принять во внимание содержание его деятельности (общая цель, общий труд, мировоззренческая направленность жизни), а затем раскрывать соответствующие этому содержанию организационные формы (общая организация труда, органы управления и координирования, связи с другими коллективами).

При этом нельзя не учитывать, что «в педагогической литературе не разработан, - писал А.С.Макаренко, - самый важный вопрос: какие формы коллектива должны действовать? Почему-то ученые-педагоги считают, что форма не имеет значения. Я с этим не согласен».

Попытка решения этих проблем отражена, в частности, в уставах школ Октябрьского района, хотя в некоторых аспектах они и отличаются друг от друга, в зависимости от статуса учебного заведения. В уставе гимназии № 94 (директор - Лариса Никонова) отмечается, что «управление школой предполагает самоуправление в деятельности ученика и учителя, а это означает делегирование многих полномочий и ответственности за результаты учебы и труда участников образовательного процесса. Именно это и является основой взаимодействия (взаимоотношений) ученика и учителя, учителя и родителей учащихся, учителя и руководителя школы»...

Здесь есть смысл привести слова замечательного продолжателя дел и мыслей А.С.Макаренко - известного педагога и ученого В.А.Сухомлинского, который, будучи в течение почти четверти века директором Павлышской средней школы (Украина), создал образец общешкольного коллектива XX века. Он писал: «Без общешкольного коллектива нет школы, нет и педагогического коллектива как единой воспитывающей силы, нет и директора как главного воспитателя».

В этом аспекте представляется достаточно интересным весьма солидный научный труд - реферат «Управление, как фактор развития» директора муниципальной средней общеобразовательной школы № 97 (учебно-воспитательный центр «Исток») О.М.Баянова. В этой работе он рассказывает о своем видении и понимании процесса управления и требований к нему в условиях изменяющейся общественно-политической и экономической жизни общества. Здесь Олег Михайлович попытался на большом фактическом материале, обобщающем опыт деятельности руководимого им коллектива, показать различные пути выбора, стоящие перед школой, и требования к ней, предъявляемые сегодня в связи с «переоценкой ценностей», происходящей в обществе...