Долгие годы был ослаблен контроль качества в системе профессионального образования. Это касается как приема абитуриентов в вузы, так и обучения студентов. Делается значительно больший упор на базовое образование, чем на непрерывное. В то время как рынок труда требует постоянного повышения квалификации специалистов. Это приводит к тому, что у выпускников вузов не формируется необходимая способность постоянно в течение всей своей профессиональной деятельности повышать уровень знаний и компетентностей. За последние годы наметились пути решения этих проблем. Одним из них стала государственная поддержка из средств федерального бюджета образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. За последние три года в системе высшего образования только за счет федерального бюджета поддержаны программы 57 вузов на общую сумму 30 млрд рублей. В системе начального и среднего профессионального образования получили поддержку около 250 программ учреждений начального и среднего профессионального образования на общую сумму 6,2 млрд рублей. Конкурсная поддержка инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования позволила начать формирование сети ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. Возросло внимание регионов и производства к учреждениям НПО и СПО, софинансирование программ развития колледжей и техникумов превысило размеры федеральной поддержки. Впервые со времен Советского Союза начался подъем в этой сфере, о ней заговорили СМИ, появился интерес у молодежи и родителей. Сегодня в ресурсных центрах обучаются порядка 60 тысяч человек, тем самым закладываются основы для преодоления дефицита кадров, с участием объединений работодателей разработан и реализуется комплекс межведомственных мероприятий, задающий стратегию развития этого сектора профобразования.

В сфере высшего образования благодаря мероприятиям национального проекта удалось запустить значимые программы в области транспорта, энергетики, электроники, машиностроения и других приоритетных отраслей. Все они поддержаны и востребованы представителями реального сектора экономики. В инновационных вузах появилось новейшее оборудование по самым современным направлениям подготовки от нанотехнологий до авиастроения, студенты инновационных вузов получили возможность всерьез заниматься наукой и готовиться к будущей профессиональной деятельности по наиболее актуальным, востребованным на производстве технологиям. Реально скачок по оснащенности оборудованием составил на 10-15 лет вперед. Произошло обновление более 50% программ, также обновление коснулось и материально-технической базы.

Реализация инновационных программ вузов показала широкий интерес университетов к формированию магистерских программ. Лидером в этом направлении стал МГУ им. М.В.Ломоносова, в котором реализуется более 50 инновационных магистерских программ, разработанных совместно с крупнейшими отечественными фирмами и Российской академией наук. Таким образом, принятый в конце прошлого года закон об уровнях образования активно реализуется. К концу прошлого года в основном сформирован правовой фундамент современного профессионального образования. Правительство приняло новые типовые положения о вузе, среднем специальном учебном заведении и образовательном учреждении начального профессионального образования. В них отражены усиление связи образования и практической деятельности, кредитно-модельные принципы построения образовательных программ. Это означает, что для студентов появляется больше возможностей выбирать индивидуальные траектории обучения, гибко ориентироваться на структуру рынка труда. Законодательные и нормативные изменения подкреплены соответствующими изменениями финансирования системы образования как в части увеличения объемов, так и в части обновления механизмов финансирования. Объем финансирования высшего профессионального образования в 2004 году был 76 млрд рублей, а в 2008 году - 263 млрд. При этом гораздо больший вес приобрели программно-целевые методы ресурсного обеспечения. В практику внедряются прозрачные принципы распределения ресурсов: формульное финансирование, конкурсная поддержка лидеров, принцип «деньги в обмен на обязательства». Тем самым обеспечиваются необходимые структурные и институциональные изменения.

Для совершенствования текущего финансирования совместно с работодателями определена прогнозная потребность в профессиональных кадрах по всем отраслям экономики до 2015 года. В соответствии с ней сформированы контрольные цифры приема в федеральные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на следующий учебный год. Впервые за многие годы в 2008 году мы увеличили прием на специальности здравоохранения, строительства, приборостроения и другие востребованные экономикой направления подготовки - в общей сложности на 5%. При этом за последние 4 года объем государственного заказа на специалистов в области экономики, менеджмента и других невостребованных специальностей сократился на 20%. Сокращение коснулось не тех вузов, которые традиционно готовили востребованных специалистов гуманитарных сфер деятельности, а непрофильных вузов, которые ввели данные направления подготовки в последние годы в силу коммерческих интересов. При этом количество бюджетных мест в расчете на 1000 выпускников школ постоянно растет. Так, если в 2004 году было 442 бюджетных места, то в 2008 году - 554. Сейчас мы работаем над прогнозом до 2020 года, что позволит еще более точно устанавливать государственный заказ на подготовку специалистов.

Министерство активно работает над введением новой системы оплаты труда, стимулирующей повышение качества работы преподавателей. Действующая в настоящее время Единая тарифная сетка основана на распределительных принципах и не содержит стимулов для качественного и результативного труда. В новой системе предполагается, что образовательному учреждению передаются большие полномочия в вопросах распределения фонда оплаты труда и найма тех специалистов, которые необходимы в данный момент учреждению. Новая система также предполагает, что все источники, за счет которых выплачивается заработная плата, будут образовывать единый фонд оплаты труда. При этом новая система оплаты труда позволяет более эффективно осуществлять стимулирование, выделять сотрудников, которые наиболее качественно работают, добиваются лучших результатов, и направлять на это средства из стимулирующей части фонда оплаты труда. Зарплата работника с введением новой системы может увеличиться в зависимости от результатов и качества его труда, а может остаться на уровне гарантированной ее части. Но его оклад не может стать меньше, чем был до введения новой системы оплаты труда. Необходимо отметить, что Минобрнауки России уже имеет опыт внедрения новых систем оплаты труда в общеобразовательных учреждениях в рамках комплексных проектов модернизации образования приоритетного национального проекта «Образование». Эти системы успешно вводятся субъектами Российской Федерации, участвующими в реализации комплексных проектов модернизации, на основе разработанной Минобрнауки России модельной методики и уже подтвердили свою состоятельность. Таким образом, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, принятые правительством в декабре 2004 года, в основной своей части выполнены.

На среднесрочную перспективу мы ставим перед собой такие задачи:

- во-первых, обеспечить дальнейшее расширение участия работодателей в создании стандартов, формировании перечней подготовки, контроле и оценке образовательных программ, сертификации квалификаций специалистов (проект соответствующего постановления уже находится на рассмотрении в правительстве);

- во-вторых, реализовать налоговые стимулы инвестирования в непрерывное образование как для предприятий, так и для граждан, желающих освоить новые квалификации. В Налоговый кодекс уже внесены изменения, позволяющие предприятиям отнести на себестоимость (а значит, исключить из налогов на прибыль) направляемые ими средства не только на повышение квалификации работников, как это делается уже сейчас, но и на профессиональную подготовку, обучение кадров;

- в-третьих, мы продолжим на конкурсной основе формировать сеть крупных научно-образовательных комплексов мирового уровня (национальных исследовательских университетов), обеспечивающих решение стратегических задач комплексного инновационного развития страны. В 2009 году предусмотрено выделение 3 млрд рублей из средств федерального бюджета на поддержку развития научно-образовательных комплексов.

Кроме того, будут:

- внедрены стандарты нового поколения, обеспечивающие баланс фундаментальности образования и эффективного использования его результатов для инновационного развития;

- расширены возможности формирования индивидуальных образовательных программ на основе широкого спектра востребованных образовательных модулей.

Обновленные организационно-экономические механизмы найдут отражение в законодательном акте, интегрирующем все уровни системы образования. Работа по его созданию начата, и это наша совместная задача на ближайшее время - определить будущий облик ключевого регулирующего документа системы образования. В результате этих мер профессиональное образование будет целенаправленно формировать человеческий и квалификационный потенциал, необходимый для перехода к инновационной экономике, обеспечит, чтобы каждый молодой человек был востребован и вносил ощутимый вклад в развитие страны. Основы для этого созданы.

Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор центра образования «Царицыно» и член Общественной палаты:

- Все правильно, все хорошо, все замечательно, как бы ни началась множественность толкований того, что имел в виду президент, сказав это, переложенное на конкретное мироощущение главы муниципалитета или главы регионов, с необходимостью отчитаться в ближайшее время по поводу выполнения и процентов выполнения. Ведь не надо недооценивать и переоценивать смысл формата этого послания. Это тенденция. И не зря президент сказал о том, что необходимо создавать рабочие группы, которые будут что-то делать.

Послание Президента РФ - очень конкретное программное выступление. Я принимал участие в предварявшем это послание заседании Совета при президенте по образованию и науке.

Об этом президент сказал в послании так:

«Мы с профессиональным сообществом обсуждали базовые параметры модернизации школы».

Да, обсуждали, и обсуждали довольно жестко. Национальные проекты, насколько я знаю, закрываться не будут, они будут иметь свое продолжение, свою роль катализаторов они в чем-то сыграли, роль позитивную, это я знаю совершенно точно, всегда придерживаясь принципа концентрации ресурсов. А хватит ли ресурсов на одно, на второе, на третье? Не хватит, и мне кажется, что вот это проблема школьной образовательной среды.

Президент сказал, что затянулась работа над стандартами содержания образования: все мы свидетели этого десятилетнего процесса.

Я не очень верю, что они будут культуросообразными, эти новые стандарты. Поэтому я предлагаю следующее: давайте займемся стандартами образовательной среды, поскольку все это можно измерить. Я сторонник того, чтобы делать то, что потом можно как-то измерить, а не докладывать, что уже критически мыслящих выпускников стало на 17 процентов больше, чем в таком-то году. Это измерить на самом деле невозможно. Когда мы перестанем врать, что у нас есть профильное обучение? Его у нас нет, по крайней мере, в той концепции, которая была замыслена в начале 2000-х годов. Дети по-прежнему перегружены бессмысленно. Президент говорил о перегрузке как о факторе нездоровья детей. Если перегрузка осмысленная, то это одна ситуация, но, увы, эта имитация делает ее во многом бессмысленной, отсюда нездоровье детей.

Народ уже обновил себе содержание образования, я имею в виду учителя и школьников. Они перестали учить то, что считают избыточным, ненужным, бессмысленным, берут себе то, с чем они связывают свое будущее.

Если директор будет исполнителем, то ничего не получится из всех предложений Дмитрия Анатольевича.

В одном райцентре надо было менять систему газового отопления. Приходит молодой человек лет двадцати восьми, очень красивый, на юного Алена Делона похож, с хорошим русским языком, и говорит: «Это так, это так, вот чертеж». Я спрашиваю: «Какое ПТУ вы окончили? Где вы учились?» Он говорит: «Я учился всего 9 месяцев». - «Где?» В Брюсселе он учился. «А каково ваше базовое образование?» Он социолог по базовому образованию. Я вот думаю, если сейчас, в период кризисных тенденций, начнутся массовые увольнения, интересно, сумеют ли эти люди, которых будут сейчас десятки и сотни тысяч, переучиваться?

Боюсь, как бы не было нынче такой тенденции: взять то, что было тогда, допустим, в шестидесятые годы, и перенести это сейчас в 2008 или в 2009 год. Тогда это был бы некультуросообразный шаг. Когда была индустриальная цивилизация у нас и требовалась куча исполнителей, тогда была актуальна массовая школа, сегодня иная ситуация, сегодня человек должен научиться принимать решения. Поэтому сегодня школьное образование должно быть иным по содержанию. Я хотел бы вспомнить слова Анатолия Пинского, он всегда говорил, как только речь заходила о содержании образования: «Можно я выйду на секундочку?» Опасения у меня вот какие: как бы ни стали воспринимать содержание образования набором тем и задач в сфере физики, истории, математики и так далее. Замечательная штука в том, что Послание Президента РФ, по сути дела, обозначающее государственную политику, падает на благодатную почву. Социум тоже хочет хорошего образования. Все этого хотят, это точно совершенно.

Но система образования - гуманитарная система, а гуманитарным системам не свойственно так быстро меняться, как таможенному комитету или металлургическим нормативам. Поэтому здесь быстрых результатов не может быть. Не дай бог, если чиновник примет решение, что в пятницу было сказано это, а ко вторнику извольте доложить. Вот тогда уж точно ничего из благих пожеланий президента не получится.