Евгений БУНИМОВИЧ, председатель Комиссии по науке и образованию Московской городской Думы:

- Я не считаю, что оппозиция должна быть такой: если кто-то говорит, что дважды два четыре, что нужно с этим не соглашаться. Я читаю Послание Президента РФ, читаю, что наш народ духовно и нравственно богат, нам есть чем гордиться и есть что любить. Можно ли возражать? Есть что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться, у нас страна должна быть в будущем лучшей в мире, для самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически мыслящих граждан. Видимо, этих критически мыслящих граждан, самостоятельных и должна воспитывать эта школа. Конечно, это все правильные абсолютно вещи. Целый кусок послания посвящен бюрократии, как будто не эта бюрократия должна это все реализовывать, та самая бюрократия, которую, судя по всему, Медведев готов уничтожить завтра. Но ведь она же будет все это делать. Откуда взялись ветхие школы? Да потому что руководителя местного сообщества - губернатора, мэра выбирают не потому, что он отремонтировал школу и построил новую. Я думаю, что бюрократия будет защищаться, а не нападать. Она сделает так, чтобы ее не смели. Мне трудно возражать Президенту РФ, потому что наконец-то заговорили о содержании образования. А ведь Москва несколько лет назад поставила вопрос о том, чтобы была Школа будущего. Мы в Москве начали что-то делать, и когда президент говорит то же самое, мне трудно возражать. Все нормально. В послании много говорилось о Конституции РФ. Действительно, поразительно, что даже Конституцию мы смогли принять соответственно, 15 лет назад, а вот эти самые стандарты не можем принять. Потому что, во-первых, внутри этого действительно большая социальная дискуссия. Очень трудно принять какие-то общие представления о нашей истории, когда их нет. Все время, кстати, в этом послании речь идет об инновационной экономике. Инновации, инновации, инновации. Кто должен их предлагать? Тоже эти самые люди. Проблема заключается в том, что они должны свободно и критически мыслить, иначе никаких инноваций просто быть не может по определению. Мне всегда говорят: «Ну и что, и при Брежневе у нас были хорошие ракеты. Зато мы делаем ракеты». Но тогда советские ракеты делало очень определенное число людей. Я сам учился во 2-й математической школе. Теперь проблема в том, что это нельзя сделать в отдельных школах. Я недавно был во 2-й школе, которую тогда же и разогнали за слишком большое свободолюбие. Но сейчас это должно быть не в отдельных школах, а в принципе. Должно быть обновление содержания, должно появиться то содержание, которое будет формировать такого человека. Например, нужно учить не 40 формул тригонометрии, а нужно учить человека, который сам найдет ту формулу - в книге ли, в Интернете, где угодно, которая ему нужна для того, чтобы решить это уравнение. Я говорю о математике, о самой традиционной вещи, не говорю про литературу, про историю и все остальное. Нужен такой человек, который готов учиться всю свою жизнь, готов менять профессию.

То есть нужен человек на любом рабочем месте, который будет все время менять технологию. Лифты сегодня должны ремонтировать по-другому, потому что это другие лифты. Но вот менталитет у нас совершенно другой, у нас людям очень трудно переучиваться.

Скажем, в МИИТе есть специальность «мосты и туннели», научили человека строить такой туннель, он его потом всю жизнь строил, хорошо строил, а теперь должен менять технологии, каждые несколько лет обучаться чему-то еще. Это другая школа, другие родители, другие учителя, которые готовы сами и учат детей переучиваться, осваивать новые технологии. Недавно я взял интервью у министра образования и науки РФ. Выяснилось, что у нас в образовании есть результаты. Один очень приличный. Я радуюсь, что он есть - первое место в международных исследованиях по чтению ребят в начальной школе.

Но основной результат заключается в том, что школа должна соответствовать периоду развития своей страны. Можно, как я, например, максимально критически относиться к 30-м годам, но школа соответствовала этим годам, требованиям этой страны в это время.

В 60-е годы, когда нужно было сделать спутник или еще что-то такое, она соответствовала, и поэтому, естественно, этому соответствовало математическое образование. Российская гимназия, я имею в виду в свое лучшее время, что тоже было не всегда, тоже соответствовала развитию страны в это время. Если у нас открытое свободное общество, мы должны одну школу строить, чтобы она соответствовала этому обществу: если у нас страна оборонная, которая говорит, что все вокруг враги, но зато у нас есть нефть, газ, мы держим две трубы, то тогда у школы другая задача. А в послании есть и то и другое. В этом противоречие. А я хотел сказать для Ксении, педагогический прием применить. Все очень просто объяснить: был Московский Художественный театр, когда Алла Тарасова играла Анну Каренину. Если бы сегодня мы смотрели, это было бы потрясающе? Думаю, не факт, очень многое казалось бы ветхим в этом спектакле. Кто сегодня продолжает традиции Художественного театра? Я не уверен, что те, кто находится в здании Художественного театра, думаю, те, кто сегодня вот в этой ситуации русского классического театра находит что-то сегодняшнее, актуальное. Фоменко, Додин - это и есть сегодняшняя традиция русского классического театра. Вот если бы спектакль Додина игрался на сцене МХАТа 100 лет назад, не уверен, что тогда бы это было признано, это бы рассматривалось как дикий авангард. То есть это другое содержание, другое время, но все это все равно русский классический театр.

Если мы по-другому отнесемся к своим собственным гражданам, к своим учителям, то они почувствуют знак, что к ним относятся по-другому. А если мы только посланием ограничим это все, а все остальное - дайте списком, как вы будете выполнять послание Медведева, то мало что получится. В свое время мы с Анатолием Пинским участвовали в написании такого послания другого президента. И нам было очень приятно, даже была какая-то эйфория, когда он произнес многие из этих слов, но ничего потом не произошло. После этого я перестал играть в такие игры.

Олег СМОЛИН, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:

- Нашему знаменитому просветителю Сергею Федоровичу Капице принадлежат слова: «Хуже всего, когда детей учат деды, лучше всего, когда старшие братья». В общем-то этот афоризм абсолютно правилен, но применительно к современной российской школе он может быть подвергнут сомнениям. «Левада-центр» опрашивал граждан: «Сейчас в школе учат лучше, чем в то время, когда вы сами учились?» Ответы были следующие: «Сейчас учат лучше: 2000 год - 23 процента, 2006 год - 18 процентов», «Сейчас учат хуже: 2000 год - 33 процента, 2006 год - 43 процента». Одновременно на вопрос «Удовлетворены ли вы нынешней системой образования в России?» 48 процентов ответили определенно «нет» или «скорее нет». Видимо, президент Медведев не зря сказал, что с передовых позиций отчасти мы уже откатились.

Действительно, полвека назад наша система образования давала поколение, которое входило в тройку наиболее интеллектуальных поколений своего времени. Еще в начале 90-х годов Мировой банк признавал, что качество естественно-научного и математического образования в России значительно выше, чем в большинстве стран Евросоюза. Согласно предпоследнему докладу ООН о развитии человека мы занимаем по индексу образования 15-е место, согласно последнему - 26-е.

Хуже другое: согласно социологическому опросу, который был проведен 15 апреля прошлого года, в Российской Федерации 28 процентов граждан согласились с утверждением, что Солнце - это спутник Земли, то есть Коперника для них не существовало, а 33 процента согласились с утверждением, что если радиоактивное молоко прокипятить, то от радиоактивности можно избавиться. Прибавлю к этому известный факт: по опросам социологов, 55 процентов молодежи заявили, что готовы переступить через все десять заповедей ради успеха.

Светлана ЖУРОВА, олимпийская чемпионка, заместитель председателя Госдумы РФ:

- Первое мое образование - педагог высшей школы, я окончила Московскую академию физической культуры и спорта, имею магистерскую степень. Особенно радостно, что были услышаны наши просьбы по поводу того, чтобы сделать Год учителя - 2010 год. Когда вот такой приоритет дается году, то соответственно очень многие программы реализуются, пойдет увеличение бюджета под эти программы.

Вспоминая свою первую учительницу, я знаю, что она научила меня главному - любить учиться и делать это всю жизнь, что в принципе все наши учителя должны делать в школах, а педагоги высшей школы - в вузах, особенно в тех, что занимаются подготовкой педагогических кадров. Конечно, нам нельзя забывать, что сейчас надо использовать все возможности, которые есть у учителя для того, чтобы он был услышан учениками, чтобы разговаривать с ними на одном языке.

Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета по образованию Госдумы РФ:

- Нынче одна из самых актуальных тем, одна из самых актуальных проблем - будущее нашего педагогического образования, а стало быть, будущего нашей великой России. Актуальность этой темы, наверное, понятна после выступления Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, который в своем послании уделил значительное время проблемам нашего российского образования, сказав, что решающая роль в формировании нового поколения профессиональных кадров, в том числе и педагогических, связана с возрождением российской системы образования, ведь ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего, надо прямо сказать, с передовых позиций мы уже откатились, и это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности. Актуальность развития педобразования вызвана прежде всего необходимостью повышения общественного и социального статуса нашего учителя, наших педагогов, совершенствования и значительного улучшения подготовки педагогических кадров и вообще состояния дел в наших высших педагогических учебных заведениях, а также в средних профессиональных училищах и колледжах, где подготовка, конечно, требует значительного совершенствования и значительного улучшения.

Первое направление развития педагогического образования связано с разработкой нового поколения стандартов: и стандарта общего образования, и наших профессиональных стандартов, и прежде всего стандартов педагогического образования. В Послании Президента РФ четко сказано о том, что разработка стандартов после принятия Федерального закона «О федеральном государственном стандарте», который был принят полтора года назад, до сих пор не завершена, то есть разработка этих стандартов затянулась. Второе очень важное направление, которое тоже прозвучало в послании, - это поиск и поддержка талантливых детей, сопровождение их в течение всего периода обучения в общеобразовательной школе и уже как выпускников.

Третье направление - тоже очень важное - повышение социального статуса нашего педагога. Нужно сделать так, чтобы учитель и профессия учителя стала ключевой и важной в нашем обществе. Мы должны сделать все для того, чтобы в нашу школу пришло новое поколение учителей, привлечь в нашу общеобразовательную школу учителей и с другим образованием.

Четвертое важное направление - это состояние материально-технической базы наших общеобразовательных школ, да, собственно говоря, и высших учебных заведений, наших педагогических вузов. Мы в последние годы, особенно в 90-е, практически не уделяли этому внимание, средства на капитальный ремонт, на строительство наших школ, образовательных учреждений практически не выделялись, поэтому материальная база запущена. К сожалению, это направление в рамках приоритетного национального проекта не реализовывалось. Поэтому, как сказано в послании, мы должны сейчас обратить самое серьезное внимание и на проектирование, и на строительство, и на капитальный ремонт, на переоснащение наших школ новым оборудованием, если сказать несколькими словами, мы должны создать комфортные условия для учащихся в нашей общеобразовательной школе, обеспечить здоровый образ жизни в наших общеобразовательных учреждениях.