Нынешний учебный год станет своеобразным «моментом истины» - годом проверки первичных вузовских профорганизаций, их председателей и актива, да и профсоюза в целом на профессионализм и умение работать как с администрацией вузов, в первую очередь ректорским корпусом, так и с самим коллективом работников.

Это определяется двумя основными причинами:

1. Переход на новую систему оплаты труда. И хотя в документах, сопровождающих переход, он описывается как процесс, который должен завершиться до 1 января 2010 года, основные действия уже начались и должны быть завершены в этом семестре.

2. Фаза реструктуризации высшего образования, к которой нас готовили последние 2-3 года, переходит в стадию реализации.

Перейдем к более подробному анализу этих двух процессов.

Переход на НСОТ предполагался уже несколько лет, но в активную фазу перешел только в прошлом году с принятием Постановления Правительства №605 от 22 сентября 2007 года.

Достаточно интересно проследить эволюцию самого понятия «новая система оплаты труда». Еще два - два с половиной года назад нам говорили о том, что невозможно достойным образом повысить доходы работников образования до тех пор, пока оплата труда осуществляется посредством Единой тарифной сетки. И потому логичным звучал посыл, что в отрасли должна быть сформирована отраслевая система оплаты труда, кардинальным образом отличающаяся от ЕТС. Отраслевая система должна была распространяться на работников образования в целом, независимо от уровня подчиненности - муниципалитету, субъекту Федерации или федеральному центру. И понятие «отраслевая система» как-то само собой было заменено понятием «новая система оплаты труда», причем речь в этом случае идет уже только об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений. Обратите внимание - если ранее основная идеология введения НСОТ заключалась в отказе от ЕТС и кардинальном повышении уровня оплаты труда работников, то теперь НСОТ решает две другие основные задачи - дифференциация работников по уровням профессиональной подготовки и борьба с раздутыми штатными расписаниями, что, позволю себе заметить, несколько отличается от целей, заявленных вначале. Дополнительная сложность состоит в том, что значительное повышение зарплаты работников образования предполагается осуществить не столько за счет увеличения объемов бюджетного финансирования, сколько за счет проведения структурных институциональных изменений в сфере образования.

Профсоюз все годы боролся за несколько основных условий перехода, приоритетными из которых были:

а) увеличение фонда оплаты труда;

б) сохранение федеральных гарантий по уровню оплаты труда;

в) обязательное участие представительных органов работников в процедурах перехода;

г) прозрачное правовое обеспечение процесса.

Увеличение фонда оплаты труда

В ходе переговоров о размере ФОТ профсоюзу пришлось действовать в два этапа. Первый из них был связан, как вам известно, с обеспечением в полном объеме двух предыдущих индексаций: на 15% с 1 сентября 2007 года и на 14% с 1 февраля 2008 года. После долгих перипетий и переговоров, обращения в Генеральную прокуратуру РФ профсоюзу удалось доказать, что при повышении на 14% Минфином не предусматривались средства на индексацию доплат за ученые степени в 3 и 7 тысяч рублей, что составляет от 30% до 40% бюджетного ФОТ профессорско-преподавательского состава в зависимости от конкретного вуза.

В настоящее время суммы сформировавшихся задолженностей определены, и соответствующие ассигнования направляются в вузы.

Кроме того, с 1 декабря 2008 года по решению Правительства РФ бюджетная составляющая ФОТ вузов увеличивается на 30%, и на настоящий момент в учебные заведения уже пришла бюджетная роспись этих денег за исключением 5% средств, централизованных на уровне Рособразования и предназначенных на выплату поощрения ректорам.

К сожалению, объема этих средств явно недостаточно, чтобы обеспечить существенное повышение оплаты труда работников и одновременно ввести достаточный фонд для стимулирования лучших сотрудников вуза.

Ситуацию существенно осложняет необходимость исполнения с 1 января 2009 года федерального закона об установлении МРОТ в размере 4330 рублей, причем без обеспечения этой меры изменениями в законе о бюджете. Хотя вопрос о необходимости такого шага перед депутатами Государственной Думы неоднократно ставился профсоюзом, как на заседаниях Комитета по образованию, так и на Форуме университетов, соответствующих изменений в законе о бюджете на 2009 год не произведено.

Сохранение федеральных гарантий

Существующая ныне редакция 144 статьи Трудового кодекса позволила правительству при введении НСОТ уйти от установления базовых окладов для работников федеральных учреждений. Продолжая эту же линию, Рособразование, выпустив 5 сентября 2008 года приказ №1169 об утверждении примерного положения по оплате труда работников вузов, полностью ушло от установления в нем каких-либо цифровых оценок окладов для различных квалификационных групп и уровней. По нашему мнению, это отражает не столько позицию самого Рособразования, сколько позицию Минобрнауки, которое по статусу является федеральным исполнительным органом, отвечающим за осуществление государственной политики и нормативно-правового обеспечения в области образования. Подтверждением этому выводу могут служить и примерные положения, утвержденные соответствующими министерствами для наших коллег по Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы - медиков и работников культуры, в которых присутствуют отраслевые оценки.

Таким образом, для работников федеральных учреждений, подчиненных Рособразованию, в качестве основных федеральных гарантий остались лишь две позиции.

Во-первых, размер оплаты труда работника с 1 января 2009 года не может быть меньше 4330 рублей. И во-вторых, как это определено постановлением №583, «Заработная плата работника (без учета премий и стимулирующих выплат), устанавливаемая с 01.12.2008 г., не может быть меньше заработной платы (без учета премий и стимулирующих выплат), выплачиваемой до этого на основе ЕТС» на 1 декабря 2008 года.

Если на федеральном уровне не будет принято каких-то дополнений к общим принципам формирования систем оплаты труда в вузах, то с 1 декабря 2008 года в 365 вузах, подчиненных Рособразованию, мы получим разные условия оплаты труда, что может привести к чрезвычайной конкуренции за высококвалифицированных работников и явной миграции профессиональных кадров. И сгладить эти негативные последствия может только согласованная, совместная работа региональных Советов ректоров и региональных КСП.

«Подушкой безопасности», предохраняющей от нежелательной миграции работников из вуза в вуз, в этом случае может стать развитие дополнительных социальных программ поддержки работников за счет внебюджетных средств. Может быть, имеет смысл говорить и о межвузовских городских социальных программах на кооперационных началах. Не надо снимать с повестки дня и вопрос разработки федеральной социальной программы поддержки работников вузов.

Роль и участие представительных (профсоюзных)

органов работников в процессе перехода на НСОТ

Мы говорили об этом как минимум с начала года. Эти вопросы затрагивались на региональных совещаниях Центрального и Южного федеральных округов, неоднократно поднимались в рекомендациях ЦК Профсоюза.

Хорошо, что и в постановлении №583, и в рекомендациях Минздравсоцразвития отражена необходимость согласования всех принимаемых решений с профсоюзными организациями в рамках колдоговоров. Да и в нашем Отраслевом соглашении однозначно зафиксировано, что положение об оплате труда в вузе является приложением к коллективному договору, а, следовательно, должно приниматься конференцией коллектива и регистрироваться в соответствии с законом в органах по труду.

Плохо другое. То, что все основные документы и графики выполнения процедур перехода принимались в августе или начале сентября, и поставленные жесткие сроки плохо согласуются с временными нормами, утвержденными Трудовым кодексом. Да вы и сами, и председатели профкомов, и ректоры, уже столкнулись с этим. К сожалению, по административной линии сейчас усиленно ощущается попытка уложиться в сроки любой ценой, но здесь, и в первичках, и в профсоюзе в целом, стоит задача остудить слишком горячих сторонников администрирования и не допустить излишней напряженности в коллективах.

Действительно, ближайшие 2-3 месяца являются проверкой профессионализма для нашего актива, его способности к реальному социальному партнерству в рамках вуза и отрасли в целом. Рособразование и ЦК Профсоюза договорились о проведении постоянного мониторинга перехода на НСОТ. Очень бы хотелось, чтобы мы могли в реальном времени, с помощью электронной почты отслеживать текущую ситуацию. В этом заинтересованы и Рособразование, и профсоюз.

Давайте договоримся, что каждую неделю, в понедельник-вторник, из каждого вуза в наш адрес будет поступать краткая, в 1-2 абзаца, информация о текущем выполнении перехода на НСОТ.

Законодательное обеспечение процесса перехода на НСОТ

К сожалению, в существующих на настоящий момент постановлениях и рекомендациях есть ряд плохо проработанных моментов, которые затрудняют работу администрации и профсоюзных организаций вузов. Мы до сих пор не имеем четкой позиции Минобрнауки по поводу возможности вузов иметь наряду с бюджетным штатным расписанием штатное расписание из внебюджетных средств. Пункт 10 Постановления №583 позволяет это делать, но оговаривает при этом срочный характер таких трудовых договоров. Для научно-педагогического состава вузов сам характер срочного договора не является чем-то необычным, тем более, если этот срок совпадает с периодом конкурсного переизбрания. Совсем другое дело, если это срочный договор на один год. Для работника это совсем другие условия работы.

Одновременно с этим пункт 11 того же постановления говорит о необходимости использования внебюджетных средств на стимулирующие выплаты, то есть в чем-то противоречит пункту 10.

В среднем по Рособразованию в настоящее время численность платных студентов примерно равна численности бюджетников и даже несколько превышает ее. Вуз на сегодняшний день не может полностью отказаться от внебюджетных штатов. Это будет означать либо удвоенный рост нагрузки, либо отказ от платного обучения. Ни то, ни другое невозможно. Но вот согласовать этот вопрос Минобрнауки с Минэкономразвития никак не могут. А раз так, то необходимо выносить этот вопрос выше и решать его или у председателя Правительства РФ, или на уровне законодательной власти.

В период проведения совещания-семинара стало известно о принятии Правительством РФ постановления от 29.09.08 года №725, в соответствии с которым данная проблема может быть разрешена.

Новая редакция пункта 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года №583, теперь позволяет использовать средства, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не только на стимулирующие выплаты или содержание должностей работников на условиях срочного трудового договора, если иной порядок их использования установлен федеральным законом.

Следует отметить, что статья 42 Закона РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 года №12-ФЗ (с дополнениями и изменениями) этот порядок как раз предусматривает.

Установлено, что учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе самостоятельно определять направления и порядок использования внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников. Это означает, что в соответствии с Законом «Об образовании» указанные образовательные учреждения могут направлять внебюджетные средства:

- на стимулирующие выплаты;

- для привлечения работников на условиях срочного трудового договора для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг;

- на иные выплаты, связанные с оплатой труда, если это установлено федеральным законом, в том числе на оплату труда по должностным окладам, без ограничения трудовых договоров с работниками каким-либо сроком их действия.

Второй вопрос, на который мы тоже пока не получили ясного ответа, касается возможности значительного сокращения штатов при переходе на НСОТ. Мы вполне допускаем, что в процессе подготовки нового штатного расписания в условиях ограниченных средств и желания выполнить при этом главную задачу - повышение уровня оплаты труда, многие вузы пойдут по пути сокращения штатов. И от ряда чиновников уже раздаются прямые указания на этот счет. Но обращаем ваше внимание на то, что в ТК вопросы изменения условий труда и вопросы увольнения по инициативе работодателя по сокращению штата прописаны в разных главах и требуют серьезного изучения.

Еще один вопрос, на который хотелось бы обратить внимание, касается самой процедуры ознакомления сотрудников с переходом на НСОТ. Почему-то создается впечатление, что, заставив работника до 1 октября расписаться в приказе о переходе на новые условия оплаты труда с 1 декабря, мы полностью выполняем условие о предупреждении сотрудника за 2 месяца. Но если при этом конкретному работнику не были предложены конкретная должность, предполагаемый оклад и хотя бы возможный диапазон надбавок, то юридически подпись работника под приказом едва ли будет в последующем признана судом в качестве выполнения нормы ТК. Может быть, сегодня уже поздно говорить об этом, но ситуация такова.

Необходимо отметить, что по итогам обсуждения вопроса, связанного с введением НСОТ, на заседании Российского совета ректоров приказом Минобрнауки из представителей Рособразования, РСР и Общероссийского профсоюза образования сформирована рабочая группа, которая будет мониторить процесс реализации постановления Правительства РФ №583. Для первоочередного обсуждения на заседаниях рабочей группы мы сочли необходимым вынести перечень вопросов, касающихся:

- подготовки квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих в федеральных образовательных учреждениях;

- уточнения перечня наименований должностей, которые не вошли в приказы Минздравсоцразвития РФ по профессиональным квалификационным группам для введения новой системы оплаты труда, но имеются в штатных расписаниях федеральных образовательных учреждений, а также поименованы в общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифно-квалификационных справочниках, утвержденных постановлениями и приказами Минздравсоцразвития РФ и Госстандарта РФ;

- уточнения перечня должностей, отнесенных к основному персоналу федеральных образовательных учреждений;

- разработки предложений по формированию вопросника для мониторинга введения новых систем оплаты труда в федеральных образовательных учреждениях;

- уточнения перечня критериев оценки эффективности работы федеральных образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию;

- уточнения перечня примерных показателей стимулирования основного персонала федеральных государственных учреждений профессионального образования.

Ну и наконец, второй вопрос - реструктуризация. Понятно, что этот вопрос не такой жгучий, горящий, как НСОТ, но не затронуть его на сегодняшнем семинаре-совещании было бы неправильно. Продолжается начатая два года назад усиленная реорганизация учреждений профессионального образования. Оптимизация сети идет как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном.

Управление учреждениями профессионального образования приобретает вполне определенный крен в сторону подталкивания вузов к переходу в автономные учреждения. План перехода бюджетных учреждений в автономные предусматривается приказом Рособразования «Об обеспечении реализации нормативных правовых актов по созданию автономных образовательных учреждений» от 17 декабря 2007 года №2343. Данное направление реализуется в семи федеральных округах, где в качестве пилотных уже в этом году выступают порядка трех десятков учреждений профессионального и дополнительного образования.

Социальная сфера наиболее уязвима с точки зрения последствий подобных трансформаций. В случае изменения типов образовательных учреждений может сложиться дефицит объемов финансирования, необходимых для стабильной работы, что в короткий срок может привести к дестабилизации деятельности организаций в бюджетных отраслях, разрушению сложившихся традиций образовательных школ, скажется на количестве и качестве предоставляемых образовательных и медицинских услуг.

Как вероятную следует оценивать возможность утраты работниками этих организаций социальных льгот и гарантий в части пенсионного обеспечения, коммунальных и других льгот, которые действующим законодательством предусмотрены только для работающих в бюджетных учреждениях.

Процессы реструктуризации очень бурно обсуждаются в руководстве Минобрнауки и Рособразования, да и в прессе вообще. Существуют планы серьезной оптимизации численности федеральных государственных вузов.

Во-вторых, хотим мы того или нет, процесс реструктуризации уже идет. Созданы два федеральных университета. Принято решение о создании третьего - Дальневосточного, и одного отраслевого - атомного. Причем, есть позиция Президента о том, что федеральные университеты должны работать в форме АУ. И такая норма уже присутствует в проекте закона о федеральных университетах. Около 20 учреждений профессионального образования уже включились в эксперимент по переходу в автономные учреждения.

Существенно усилились процессы объединения вузов. Создано уже много университетских комплексов, объединяющих образовательные учреждения разного уровня, от школы до НПО, СПО и вуза.

И, наконец, в-третьих. Если до сих пор создание университетских комплексов происходило в чем-то формально (училище или колледж входили в качестве подразделения в состав вуза, но система и схема работы каждого из них оставалась во многом старой, каждый жил по своим нормативам), то переход на НСОТ, сопровождающийся появлением огромных прав на уровне самого образовательного учреждения, позволяет подойти к формированию университетского комплекса с качественно новых позиций. Теперь никто не мешает иметь доплаты за степени в колледже или ставку учителя или тъютора в вузе, по-другому считать нагрузку и иначе подходить к вопросу оплаты труда. Введение и возможности НСОТ позволяют совсем по-новому подходить к вопросу формирования единого коллектива объединяемых образовательных учреждений, а это новые возможности работы и администрации, и профсоюзной организации. Надо только их использовать с пользой для дела.

Вот и оказывается, что введение НСОТ позволяет по-иному взглянуть на процессы реструктуризации в системе профессионального образования в целом. И это тоже новое развитие профсоюзной работы.