Участники приема возложили цветы к могиле Неизвестного Солдата. Центральным событием дня стало обстоятельное, прошедшее в деловом ключе обсуждение проблем патриотического воспитания молодежи в зале коллегии Минобразования. А затем в Центральном академическом театре Российской Армии участников приема ждала праздничная концертная программа.

До начала приема удалось задать некоторым из его участников вопросы о проблемах патриотического воспитания подрастающего поколения.

Первый заместитель председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы генерал-полковник В.Н. Верёвкин-Рохальский, возглавляющий в Оргкомитете «Победа» рабочую группу по патриотическому воспитанию, высоко оценил сотрудничество Минобразования с ветеранскими организациями в воспитании молодежи. Среди совместных дел он выделил встречи молодежи и ветеранов, посвященные подготовке к 60-летию Великой Победы, а из проблем - позицию средств массовой информации, которые, к сожалению, не только не уделяют внимания патриотическому воспитанию молодежи, но и фальсифицируют историю, особенно Второй мировой войны. Этим же страдают и школьные учебники.

Представитель Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ Герой России подполковник С.В. Петров в числе основных проблем патриотического воспитания назвал отсутствие единой системы этой работы, методологии, идеологической основы. В реализации государственной программы участвуют много министерств и ведомств, но нет единого координационного совета, который согласовывал бы их усилия, обеспечивал работу в одном направлении. Такой координационный орган необходим. На каком уровне? Чем выше, тем лучше. Он должен стоять над министерствами и ведомствами.

Трудности связаны и с недостаточным финансированием. Мало внимания уделяется популяризация подвигов во имя Отечества. Нужно возвращаться к накопленному в прежнюю эпоху опыту воспитания патриотов, от которого неоправданно отказались.

А как Герою России видится выход из сегодняшней ситуации, когда всего 23% населения страны считают себя патриотами и лишь один из пяти солдат гордится службой в армии? По его мнению, нужно поднять социальный уровень военнослужащих, а также добиться, чтобы в обществе перестали относиться к военной службе как к некоему наказанию, а к армии - как к «рабоче-крестьянской», в которую идут только те, кто не смог «увернуться». Кроме того, средства массовой информации должны работать на свою страну. Речь не о цензуре, пояснил собеседник, а о том, что нельзя допускать откровенной клеветы на государство и армию.

Министр образования России В.М. Филиппов на вопрос об эффективности взаимодействия образовательного ведомства с Вооруженными Силами ответил, что определяющим будет посвященное этому вопросу заседание коллегии Минобороны. В нем примут участие представители Минобразования. У двух министерств много сфер взаимодействия. По большому счету, оно начинается с детского сада, потому что в системе воспитания заложено формирование качеств защитника Отечества. Глава Минобразования считает, что Вооруженные Силы не получат качественного пополнения, если у молодежи не будут сформированы убеждения, дух, необходимые для военной службы, поэтому большую часть средств, направляемых на патриотическое воспитание, нужно отдавать образовательному ведомству, чтобы лучше готовить будущих военнослужащих.

Начиная разговор с участниками приема в зале коллегии Минобразования, Владимир Филиппов акцентировал внимание на том, что образование – прежде всего воспитание, а затем уже, на втором месте, - обучение. Приоритет воспитания зафиксирован в первой статье Закона «Об образовании». Все мы хотим, чтобы дети были хорошо воспитаны, но, к сожалению, на практике оцениваем школу по другим критериям – по тому, как учат, готовят в вузы, по оценкам, числу медалистов. Это, по словам министра, совершенно извращенная оценка работы школы. Надо очень многое менять, чтобы семья, школа, все общество поняли приоритетность воспитания.

В обучении у российской системы образования огромный потенциал, опыт, колоссальные достижения и преимущества перед другими. А в воспитании, в том числе патриотическом, мы проигрываем другим странам. Говоря об этом, Владимир Филиппов привел пример: в каждом классе американских школ обязательно установлен государственный флаг и на видном месте - текст национального гимна. Многие мероприятия в школе начинаются с подъема флага под звуки гимна.

Мы можем учиться у других стран мира, но, конечно же, в первую очередь должны активизировать воспитание патриотизма на основе отечественного опыта. Для этого школа еще многое должна сделать. Но ей самой, без поддержки защитников Отечества, под силу далеко не все. Жизнь ставит проблемы воспитания, которые учителю, даже талантливому, не решить. Тем более последнее десятилетие «расшатало» умы очень многих - учителей, директоров школ, родителей, и тем более молодежи. Поэтому общение с защитниками Отечества приобретает особенно большое воспитательное значение. Приходя в школы и училища, техникумы и университеты, в детские секции и кружки, на молодежные вечера, люди в погонах дают учащимся то, что не в силах дать учитель, – наглядный, убедительный, привлекательный пример ратного служения Родине.

Владимир Филиппов высказал благодарность всем, кто, невзирая на трудности, находит возможности для участия в воспитании молодежи. И заметил: чтобы в обществе утверждалась атмосфера уважения к защитникам Отечества, им нужно не жалеть времени на воспитание подрастающего поколения, как можно чаще откликаться на призывы педагогов и самим проявлять инициативу, предлагать свои варианты решения воспитательных проблем. Лучше, когда эта работа ведется на постоянной основе, в виде шефства, регулярных контактов учащихся с защитниками Отечества – представителями не только Вооруженных Сил, но и всех силовых структур.

Как член правительства Владимир Филиппов коснулся ряда проблем военного строительства, которыми занят Кабинет министров. По темпам роста оплаты труда военнослужащие опережают другие слои населения. Растет оборонный заказ. В последние годы государство стало намного больше денег вкладывать в материальную базу Вооруженных Сил, завершение разработок новейших вооружений. Все это свидетельства заботы государства о будущем армии, обороне страны.

Министр передал участникам приема слова заместителя председателя Правительства России, курирующего социальную сферу, Г.Н. Кареловой о том, что, выполняя поручения президента, правительство и впредь будет уделять особое внимание социальным проблемам военных, чтобы и в материальном, и в моральном плане укреплять положение защитников Отечества.

У системы образования сложились определенные связи с Минобороны, Вооруженными Силами, но они, по мнению Владимира Филиппова, еще недостаточны. Предстоящее 27 февраля заседание коллегии Минобороны, посвященное воспитанию молодежи, ее подготовке к службе в армии, взаимодействию с системой образования, послужит активизации взаимодействия оборонного и образовательного ведомств России.

Завершая выступление праздничными поздравлениями и пожеланиями защитникам Отечества, министр образования Владимир Филиппов сказал, что в дополнение к подаркам, которые вручили всем участникам приема, он приготовил одному из них особый, личный. И пояснил, что с одним из гостей - Героем России подполковником Петровым они вместе учились в средней школе №2 Урюпинска. Земляку-однокашнику он вручил швейцарские часы.

Представитель Аппарата Правительства России Г.И. Кальченко рассказал о работе Российского оргкомитета «Победа», огласил приветственный адрес заместителя Председателя Правительства РФ Г.Н. Кареловой. Первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации по конституционному законодательству генерал-полковник милиции В.И. Федоров коснулся проблемы престижа армейской службы. Советник Российского комитета ветеранов войны и военной службы полковник В.Г. Горленко говорил о том, что образовательному ведомству приходится вести нелегкие сражения за качество образования, воспитание будущих защитников Отечества, напомнил запутанную, сложную проблему учебников, которая сказывается на патриотическом воспитании. Он заверил, что комитет ветеранов и фронтовики были и будут ударным батальоном в работе с молодежью.

Герой России юрисконсульт Военной академии Генштаба подполковник А.П. Думчиков заметил, что кризис, который пережила страна, дает о себе знать не только в экономике, но и в воспитании патриотизма, духовности. Сейчас этой работе уделяется недостаточно внимания, поэтому дети могут и не узнать, какие подвиги совершали их прадеды на полях Великой Отечественной, отцы, выполняя интернациональный долг. Чтобы устранить эти пробелы, Региональный общественный фонд Героев Советского Союза и Российской Федерации вместе с другими общественными организациями ведет работу по патриотическому воспитанию молодежи. В качестве одной из мер, нацеленных на ее активизацию, фонд предлагает присваивать школам имена Героев наших дней, тех, кто выполнил свой долг ценой жизни и сегодня незаслуженно забыт. Присвоение их имен учебным заведениям даст молодежи верные ориентиры самоотверженного служения Отечеству.

Кавалер ордена Мужества слушатель Военного инженерного университета майор И.Д. Курманов коснулся проблем профессионализма военных кадров.

Конкретными предложениями отличалось выступление корреспондента газеты «Военный железнодорожник» Федеральной службы железнодорожных войск РФ старшего лейтенанта Д.М. Закарлюка. Он заметил, что, поднимая непростые проблемы, мы не можем ответить на главный вопрос: что делать?

Неверно утверждать, что военнослужащие не хотят работать с гражданской молодежью. Они охотно идут навстречу школам, участвуют в патриотическом воспитании, проведении «Зарниц». В силовых ведомствах разработаны программы работы с учащейся молодежью. Активно ведут эту работу ветеранские организации силовых структур.

По мнению Дмитрия Закарлюка, одно из «узких мест» воспитания связано с тем, что на уроках истории школьникам дают только «общий срез». А многие примеры массового героизма и мужества защитников Отечества в годы Великой Отечественной остаются за рамками. Эпизоды ратной славы нашего Отечества становятся достоянием лишь юношества в погонах в военных вузах, а гражданская молодежь о них не знает.

С этим обстоятельством связана и проблема Героев, забытых обществом. Не каждый молодой человек знает имена людей, совершивших выдающиеся подвиги во имя Родины. Для решения этой проблемы можно использовать опыт, накопленный в силовых структурах. Например, Железнодорожные войска выпустили серию книг, посвященных их истории и Героям. Эти издания используются для воспитания воинов.

Школьники же лишены источников героико-патриотической информации. Старший лейтенант заметил, что в школе аналогичные издания ему встречать не приходилось. И предложил специально для школ выпустить справочники, многотомники, серии книг, которые давали бы учащимся разнообразную информацию о славных страницах истории и героях-патриотах нашего Отечества.

Заметив, что, по его мнению, смысл приема - не только в обмене мнениями, но и в том, чтобы наметить конкретные действия, старший лейтенант поднял проблему, волнующую многих офицеров. В нынешней социально-экономической ситуации в России для них насущной потребностью стала гражданская профессия. Военный вуз наряду со специальным военным дает офицеру гражданское образование. Но многие, завершив службу, не могут найти работу по специальности.

В связи с тем, что военная служба, особенно в отдаленных местностях, резко ограничивает возможности заочной учебы офицеров в гражданских вузах, для них очень привлекательна идея дистанционного обучения. Решение этой проблемы могло бы стать реальным шагом повышения социальной защищенности военнослужащих.

Молодой офицер высказал благодарность за возможность поднять волнующие защитников Отечества проблемы и надежду, что состоявшийся диалог поможет найти эффективные пути их решения.

Подводя итог разговору, ведущая отметила, что патриотизм - не слова и лозунги, а убеждения и чувства, любовь к Родине и готовность приложить силы для процветания и обеспечения независимости Отечества. И высказала надежду, что девизом будущих поколений станут слова великого Пушкина: «Клянусь честью, что не надо мне другого Отечества, кроме Отечества своих предков».

Сбудется ли эта надежда, и станут ли слова великого поэта России нормой жизни нового поколения россиян? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, насколько эффективно будут решены проблемы патриотического воспитания.