Основным системообразующим фактором в технологии реабилитационного процесса должно стать не столько приспособление или компенсация тех или иных видов социальной недостаточности, сколько активное, творческое ее преодоление и достижение максимально возможного уровня самоактуализации, реализуемое в дальнейшем для пользы общества. Приоритет здесь принадлежит развивающим технологиям, связанным с включением детей с ограниченными возможностями в различные виды художественного, технического, прикладного творчества. Сделав такие выводы, мы выстроили работу Центра развития «Гармония» для детей с ограниченными возможностями здоровья для их реабилитации и, в частности, социально-культурной реабилитации, интеграции их в общество, ориентирования на предоставление широкого спектра услуг и создание необходимых условий безбарьерной среды обитания.

Исходя из задачи развития педагогического колледжа №14 по оказанию информационно-методической помощи учебно-воспитательным учреждениям микрорайона и дополнительных педагогических услуг населению и на основе анализа данных, полученных в управе района Северное Медведково, где проживают более трехсот детей с ограниченными возможностями здоровья, мы так определили задачи Центра:

- создание условий для обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста;

- совершенствование имеющихся и формирование новых структур, предназначенных для обучения, социальной коммуникации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование адекватного отношения общества к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья.

Огромные возможности для самоопределения детей с ограниченными возможностями, общения через компьютерную сеть не только со сверстниками своего города, страны, но и с зарубежными пользователями дает нам использование Интернета. Значимость такого вида сервиса бесспорна с точки зрения реабилитации, социализации и интеграции детей данной категории.

Основными направлениями деятельности Центра стали: эстетическое (изо, лепка, музыка), физическое и интеллектуальное развитие детей. Эстетическое направление позволяет создать условия для развития художественно-творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования личности ребенка через освоение художественно-нравственных ценностей традиционной народной культуры, создания изделий декоративно-прикладного искусства по законам народных традиций, развития музыкальности по системе К.Орфа, формирования положительного эмоционально-ценностного отношения к традиционной народной культуре и этнокультурной среде в целом, создания среды творческого общения, ситуации успеха. Физическое направление позволяет проводить групповые и индивидуальные адаптивные занятия по физической культуре с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, ориентировать педагогов на работу по устранению недостатков двигательной подготовки, дефектов опорно-двигательного аппарата, по развитию адаптации организма к различным видам двигательных режимов, профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний, улучшению психологического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями, по работе с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, по пропаганде здорового образа жизни. Интеллектуальное развитие помогает расширить коммуникативные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья: развивать их уровень мотивации к обучению, активизировать компенсаторную деятельность, развивать речь.