Организация школьного питания - очень сложный вопрос, лично я, как человек, давно занимающийся этим вопросом, рада тому, что все-таки у нас появится закон о питании школьников, который поможет нам в целом правильно организовать этот процесс. Вопросов возникает очень много, наш департамент вместе с Департаментом образования провели вместе с заинтересованными структурами очень много серьезных консультаций. Концепция проекта закона Москвы утверждена постановлением Правительства Москвы, которая дает нам основные положения и возможность работать над законом, концепция разработана в соответствии с постановлением Правительства Москвы «О городской целевой программе по дальнейшему развитию системы питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений Москвы». Мы даже обсуждали на общественном совете, что речь идет не о питании учащихся, а о питании в ОУ. Это говорит о том, что мы берем всех тех детей, которые учатся, о которых нужно очень внимательно заботиться.

Питание в организованных коллективах - один из важнейших факторов. Полноценное и сбалансированное питание способствует здоровью детей, а если ребенок здоров, если он сыт, он правильно мыслит и хорошо усваивает те предметы, которые ему преподают в ОУ. Самое главное, что в проекте закона о школьном питании мы обратили внимание на социальную значимость тех задач, которые поставили перед нами: разработчиками, теми, кто будет работать в этом направлении. Эти задачи: повышение качества и сбалансированности рационов питания обучающихся и воспитанников, обеспечение безопасности питания, особенно в условиях поступления на продовольственный рынок города пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы. Этому вопросу мы уделяем самое пристальное внимание. Город специально выделяет средства (в 2009 году - более 50 миллионов рублей) для того, чтобы брать на исследование всю ту продукцию, что поступает в систему школьного питания, чтобы, если в продукции будут обнаружены даже следы генно-модифицированных организмов, ее не допускали до школьного питания. Одна из важных задач - выработка долгосрочной стратегии города в области организации школьного питания в ОУ в условиях субсидирования питания для отдельных категорий учащихся и воспитанников в ОУ из средств городского бюджета на основе ежегодно утверждаемых распорядительных документов Правительства Москвы. Проблема из проблем, которую нам нужно решать, - износ и старение оборудования школьных пищеблоков. Вопросов к материально-технической базе, которая обслуживает наших ребят, очень много. Если еще в школах мы все-таки при помощи Департамента образования навели порядок, то в колледжах, других ОУ нам предстоит еще много работать.

Современная ситуация с законодательным регулированием и в сфере организации питания обучающихся и воспитанников ОУ характеризуется отсутствием единого базового законодательного акта федерального уровня. Обязательные требования к питанию детей и подростков в ОУ определяются государственными СанПиНами и нормативами. Главный пункт нашего законопроекта о школьном питании состоит в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков путем установления правовых, экономических и организационных основ обеспечения обучающихся и воспитанников ОУ питанием. Задачи законопроекта - формирование для всех ОУ города единого организационного нормативно-правового подхода к питанию детей и подростков, создание для всех их категорий условий для получения качественного и сбалансированного питания, обеспечение гарантий безопасного питания, законодательное закрепление основных направлений и механизмов государственной поддержки из городского бюджета сферы питания в ОУ.

Ирина БОРИСОВА, директор комбината школьного питания «Школьник ЮЗ», председатель общественного совета предприятий социального питания:

- Директора комбинатов общественного питания провели работу по выявлению и анализу проблем, существующих в сфере детского питания. Первый вопрос - вопрос, выходящий за повестку коллегии МДО и касающийся размещения городского заказа на организацию социального питания в рамках 94ФЗ. Мы считаем недопустимым размещение заказов на поставку продуктов в детские дошкольные учреждения путем проведения аукциона. Ведь в связи с законом Москвы о бюджете города стоимость услуг по организации питания устанавливается централизованно и не может меняться, то есть фактически отсутствует предмет торгов, так как цена изменению не подлежит. Следовательно, размещение заказа возможно только путем проведения конкурса с учетом ценовых и неценовых критериев отбора победителей. В соответствии с пунктом 4 статьи 11 94-го закона заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к участнику конкурса, таким образом, принять участие в конкурсе может любое зарегистрированное юридическое или физическое лицо, и это при том, что одна из главных задач государства - обеспечение качественного и безопасного питания детей. В целях обеспечения этого необходимо принятие федерального закона о социальном питании и внесение изменения в закон о размещении заказа в части выведения этой категории торгов из-под действия федерального закона №94.

В самом проекте закона об организации питания учащихся и воспитанников хочу обратить внимание на то, что при определении порядка финансирования расходов на питание, индексации нормативной стоимости рационов нужно учитывать не просто ожидаемую финансовую инфляцию, а ожидаемую продуктовую инфляцию, которая всегда превышает общую инфляцию.

Второй вопрос - финансовые нормативы обязательно должны учитывать по требованиям СанПиНов различный возраст обучающихся, то есть с 7 до 11 лет и с 11 лет и старше.

Третье - при переходе на приготовление блюд только из охлажденного мяса, по требованиям СанПиНов, стоимость рационов возрастает на 5 процентов. Это тоже необходимо учитывать при разработке нормативов стоимости рациона.

В условиях сегодняшней наценки предприятия общественного питания, обслуживающие ОУ и ДОУ, не могут взять на себя ответственность на проведение ремонтных работ торгово-технического оборудования, вышедшего из строя. Внимательного рассмотрения требует вопрос отнесения к ответственности комбинатов школьного питания проведения работ по совершенствованию материально-технической базы пищеблоков образовательных школ.

Любовь КУЛИКОВА, заместитель начальника отдела руководителя Департамента здравоохранения:

- Не секрет, что питание играет основополагающую роль в поддержании иммунитета здоровья и способности организма противостоять инфекциям, обеспечивает его работоспособность, успеваемость, физическое и умственное развитие ребенка. С 2002 года у нас общие показатели здоровья детей улучшились, и в немалой степени за счет организации диетического питания детей. Школьное питание считается щадящим и применимо для детей с широким спектром заболеваний желудочно-кишечного тракта. По распоряжению мэра дети с определенными заболеваниями получают ежедневно 600 миллилитров молока. Дети, которые не получили питание, деньги не получают, так как это деньги бюджета: если родители не пришли, не получили молоко, в этот день у нас есть восстановление бюджета за счет продажи этих молочных продуктов. Компенсации нет. Департамент здравоохранения считает, что применять компенсации можно только при обучении ребенка на дому или при семейных формах обучения. Мы разработаем документы по тем детям, которые как исключение не могут получать какое-то время питание в школе.

Нина МИНЬКО, начальник Южного окружного управления образования:

- Все директора школ единогласно поддерживают переход на одноразовое питание всех учащихся с

1-го по 11-й класс и верят, что в тарелке у ребенка первого и одиннадцатого класса теперь будет разный объем пищи, о чем мы много лет говорили везде. Особое спасибо от руководителей ОУ за то, что предоставляется возможность отнормировать льготную категорию. Очень хочется не отмахиваться сегодня от такой проблемы: ребенок-льготник не пришел в школу и что получил вместо завтрака потом. Это головная боль руководителей ОУ: проблемы выставления плюсов и минусов (кто ел, а кто не ел) и факты, когда неиспользованное питание используется иначе, вплоть до продажи продуктов (такие факты есть), требуют решения. Мы отработали совместно с комбинатами, когда они имели договора на три года, материальную базу наших столовых, они нам меняли мебель, они ремонтировали столовые и оборудование, меняли шторы, теперь они говорят: «Нет!» Им больше это неинтересно, так как через год, возможно, школьников будут кормить другие. Здесь нужно бороться, и очень хочется победить. Не помешает ли нашим планам тот факт, что на коллегии префектуры ЮАО выступал представитель Департамента продовольственных ресурсов и сказал: «С 1 января мы переходим стопроцентно на очищенную продукцию». Когда он в ценах показал, что такое очищенная продукция и что такое неочищенная продукция, все очень ясно представили, что останется в тарелке. Когда я приезжаю в школы полного дня, мне говорят: дайте хоть какой-то документ по школам полного дня. Поскольку там на 70-80 процентов бесплатное питание, какой-то документ - положение или что-то еще - нам нужен. Это потребность «снизу», можно к ней по-разному относиться, но нельзя не учитывать. Почему-то не стали нужными интернет-кафе. Все так поддерживали на Правительстве Москвы, говорили, как они нужны, но мы сами должны решить: нам это нужно или не нужно. Мы, например, были в этом проекте, но мы вынуждены будем все это сворачивать. Почему? Потому что нам никто не хочет оформлять почасовую аренду, а на самом деле мы жестко устанавливаем время работы такого кафе - вечер, 4-5 часов, и этого достаточно. Когда мы посчитали, сколько детей проходит через интернет-кафе (от 30 до 50 человек), для которых там питание - не суть пребывания, они берут сок и булочку, то поняли: разве можно этим компенсировать 180 тысяч рублей за аренду, которую мы должны заплатить за месяц? Если город заинтересован в решении этой проблемы, давайте помогать таким школам, которые идут на создание интернет-кафе, и каким-то документом поддержим это, потому что если все останется по-старому, то дело мы просто угробим.

Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования:

- Нам нужно законодательно сделать какие-то барьеры по выходу предприятий на конкурс и по тем гарантиям, которые предприятия дают. С одной стороны, есть закон №94, и там, как оказалось, все понятно по части проведения конкурсов и тендеров. Но, с другой стороны, если рассматривать механизм расторжения договора, то ясно и другое: сделать это практически невозможно, это можно сделать только через суд. Поэтому нужно найти, вписать положение об этих барьерах в московский закон о школьном питании. Условно говоря: какие предприятия, имевшие это или то, не допускаются до конкурса.

Валентина БАДИЛ, начальник Западного окружного управления образования:

- Есть важный вопрос, который может показаться частным: питание школьников в субботу. В шестой день недели эта проблема решается довольно сложно, так как для комбинатов питания это некоторое обременение. Но абсолютное большинство школ работает по шестидневной неделе.

Василий ЛИСОВ:

- В целом я поддерживаю проект закона, в котором охвачены все категории участников образовательного процесса, в том числе и учащиеся системы профессионального образования. Но там, где речь идет о денежной компенсации, то есть ребята, которые учатся в колледжах, проходят довольно длительную производственную практику, они не всегда могут в это время получать питание по месту учебы.

Дина СИНЯКОВА,

начальник отдела организации надзора

за условиями обучения

и воспитания детей

и подростков

Управления Федеральной службы по надзору

в сфере защиты прав потребителей

и благополучия человека

по городу Москве:

- Отрадно было услышать, что планируется стопроцентный охват питанием учащихся, это очень правильно.

Другой очень важный вопрос - материально-техническая база учреждений и организаций питания. Что касается школьно-базовых столовых, то за последние годы они очень подтянулись и существенно улучшилась их материально-техническая база. Но что касается школьных столовых и столовых ДОУ, то здесь есть очень большие проблемы, и им нужно уделить в законе особое внимание, потому что у нас около 500 ОУ организуют питание в буфетах, что составляет особый фактор риска. Питание доставляется из школьно-базовых столовых по Москве транспортом, а мы хорошо знаем, какие у нас пробки на дорогах. Школьно-базовые столовые, даже находящиеся в одном округе с ОУ, не могут обеспечить выполнение новых СанПиНов, в которых сказано, что доставка продуктов должна составлять не более двух часов от момента изготовления. Если у нас находятся средства на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов на территориях школ, то, думаю, найдутся средства и на пристройки для столовых-доготовочных, которые обеспечат нормальным питанием наших школьников.

Что касается ДОУ, то если в такие учреждения поставляются неочищенные овощи (ибо они дешевле очищенных), это большой риск для возникновения инфекционных заболеваний. Поэтому в законе о школьном питании должны быть оговорены вопросы обязательного снабжения пищеблоков очищенными овощами.

Меню, которое в настоящее время используется в ДОУ и школах, разработано Институтом питания и согласовано со всеми инстанциями. В законе не должно быть ограничений. В меню должно быть варианты, согласованные и не единообразные. Наши опытные специалисты школьно-базовых столовых вполне могут обеспечить разработку безопасного и разнообразного меню.