Первой высветилась проблема более четкой и жесткой выработки критериев отбора семей, которые считаются малообеспеченными, для более системной и эффективной работы комиссий по питанию и выявления групп обучающихся, наиболее остро нуждающихся в бесплатном питании, с одной стороны, а также устранения проблем, возникающих при проверке организации питания в общеобразовательных учреждениях вышестоящими инстанциями, в частности, КРУ, с другой стороны. При наличии рациональной системы критериев отбора контингента из социально незащищенных семей будут обеспечены и защищены права и обязанности школы.

Наше общество постоянно развивается, и происходящие в нем перемены требуют немедленного реагирования - а именно, гибкой работы комиссии по питанию с некоторыми категориями льготников. Как известно, например, многодетные семьи в настоящее время отнюдь не всегда относятся к социально незащищенным; то же можно сказать и о матерях-одиночках. Реакция родителей многодетных семей, имеющих достаточно высокий уровень доходов, часто бывает разной: одни с удовольствием пользуются положенными льготами, другие с возмущением отказываются (дескать, мы не нищие!), третьи предлагают за счет своих льгот накормить нуждающихся в этом детей. Поэтому в решении вопроса о предоставлении льготного питания необходимо подходить к конкретным семьям индивидуально, на добровольной основе.

Однако даже при хорошо разработанной критериальной оценке также следует учитывать тот факт, что в школах есть группы учащихся (так называемые «брошенные» или «бесхозные» дети), родители которых забывают подавать заявки на бесплатное питание, абсолютно не заботясь о том, сыт их ребенок или голоден. Им это глубоко безразлично.

Существуют также группы родителей, которые, желая быть «не хуже других», скрывают факт своей принадлежности к категории социально незащищенных семей, тем самым лишая детей права на получение льготного питания.

Для таких групп детей (с целью сохранения их здоровья) реальным выходом из создавшегося положения может быть введение квоты в размере, например,

1-2% от общего количества обучающихся. Такая социальная поддержка может оказываться детям по согласованию с педагогическим советом совместно с родительским комитетом или попечительским советом.

Хотелось бы также взглянуть на эту проблему еще и с иной, социально важной стороны. Не говоря о том, что зачастую отсутствие пищи, ее нерегулярный прием, низкое качество и небезопасность ее употребления наносят серьезный, подчас невосполнимый ущерб физическому здоровью (достаточно вспомнить молочные смеси Китая, два последних случая массовых отравлений в Москве и их последствия). Самое страшное, что это приводит к психологической деформации сознания, десоциализации, формированию комплексов, порождающих, в частности, примитивное воровство, в том числе денег и привлекательных пищевых продуктов.

Директорский корпус и педагогическая общественность полностью поддерживают необходимость обеспечения бесплатными (по возможности, горячими) завтраками всех учащихся с 1-го по 11-й класс.

На наш взгляд, для этого имеются, в том числе и внутренние резервы. Практика показывает на выборке ряда школ разного типа, что большинство учащихся

1-4-х классов не съедают предлагаемый им по существующим нормам завтрак. Естественно, это требует более широкой выборки и анализа, тем не менее при оптимизации рациона завтраков для учащихся начальных классов сэкономленные средства можно было бы использовать для обеспечения завтраками детей других параллелей.

Очень серьезную обеспокоенность у педагогической общественности и родителей вызывает наличие в Москве большого числа школ, где питание осуществляется через буфеты-раздаточные (57% в ЦАО, 38% в САО, 30% в ЮЗАО), где его качество и безопасность находятся пока на довольно низком уровне. Поэтому большая ответственность за доброкачественное и безопасное питание ложится на предприятия общественного питания, где до сих пор имеются серьезные претензии к меню, его вариативности и продуктам, которые используются при приготовлении различных блюд. Так, например, при завтраке, включающем в себя йогурт, блинчики с абрикосовой начинкой, чай с лимоном, сахаром и банан, учащиеся обычно съедают банан, а остальное по большей части выбрасывается.

На совещании, которое весьма продуктивно и успешно прошло 14 октября 2008 года под руководством Ларисы Курнешовой, представитель Роспотребнадзора Андрей Мосов довольно подробно рассказал о вышедших СанПиНах 24-01 и 24-09, о расширении ассортимента продуктов, а также о новых требованиях к пищевой ценности по всем значимым видам продуктов.

Однако вопрос составления рациона остается достаточно проблемным. Дело в том, что, пытаясь улучшить качество и разнообразить питание за счет введения в ассортимент новых, в том числе непривычных и незнакомых детям продуктов, в частности, фруктов и овощей, мы часто получаем обратный эффект - дети плохо едят. Может быть, имеет смысл подходить к составлению рациона с учетом национальной и культурной традиций, с постепенным введением новых продуктов, выбирая максимально привлекательный для детей способ приготовления и совмещая это с разъяснительной работой в игровой и прочих формах (конкурсы, объяснялки и так далее). Можно использовать опыт работы тренеров различных видов спорта, когда они объясняют детям, какие продукты максимально полезны при занятиях тем или иным видом спорта. Воспитание культуры питания в настоящее время требует очень серьезного внимания от педагогической и родительской общественности.