Процесс познания человеком. Познавательная деятельность людей связана с работой мозга, с отражением в мозгу окружающего мира, который, со своей стороны, воздействует на индивидуум, вызывает у него соответствующие эмоции, ощущения, представления и понятия. Очевидно, если бы существующие на планете леса, поля, горы, животные и птицы, запахи трав и цветов не воздействовали на человека, на его сознание, то он не имел бы о них нужного представления.

Французский философ-энциклопедист Дени Дидро (1713-1784) уподоблял мозг человека воску, на котором образованные граждане и предметы природы оставляли свои отпечатки. Но Дидро, как и другие философы-материалисты, недооценивал роль практики, накопленного опыта в познавательном процессе. Иммануил Кант признавал возможность познания лишь внешних явлений и предметов, но сам мир вещей считал недоступным для человека. При этом он ссылался на то, что в жизни индивидуума, окружающего мира существуют такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна.

С XVIII в. исходным пунктом и основой познавательного процесса становится индустриальное производство, а с середины XX в. - информационная, научно-техническая деятельность больших групп людей. Во всех случаях материальное производство (практика) вооружило образованных профессиональных работников приборами, инструментами, машинами и тем самым содействовало успехам их деятельности в создании «второй (искусственной) природы».

Во всех случаях деятельность людей многовариантна. Одним из таких видов ее выступает творческое познание мира, его подлинности. Здесь познание является теоретическим видом. Хотя сама по себе теория познания не в состоянии изменить действительность, она лишь отражает мир, обобщает практический опыт человечества.

Целью ученых академических учреждений является открытие закономерностей развития сфер современного общества на основе накопившихся опыта и научных источников. Общественно-производственная практика находится в единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Во-вторых, практика выступает способом приложения знаний, и в этом смысле она - цель познания. В-третьих, она служит мерилом и критерием истинности результатов познания.

Научная теория и практика составляют такое единство противоположностей, в котором практике изначально принадлежит определяющая роль. Теория не сводит свою роль к простым обобщениям итогов практики, а творчески перерабатывает экспериментальные материалы и тем самым создает условия для развития ее. В философии, помимо практического этапа познания, принято выделять и другие уровни познания: чувственное, эмпирическое и рациональное.

Чувственное познание, где главную роль играют органы чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), прямо связывает его с окружающим миром, дает чувственный материал для логического мышления. Основными формами, результатами чувственного познания выступают ощущения, восприятия и представления. Ощущение - исходный элемент чувственного отражения отдельных свойств предметов: ощущение звука, температуры, веса и т.д. Ощущение, следовательно, - это первая, простейшая форма образного отражения объекта. Восприятие - чувственный образ объекта (образ человека, образ дерева и прочее) в целом, его синтез, полученные посредством наблюдения. Представление - это уже обобщенный образ ранее воспринятого предмета, хранимый нашей памятью о школьном учителе, которого много лет подросток не видел; зимнее представление о лете и т.п.

Чувственное познание не дает человеку полного представления об объекте. Посредством чувственного познания возможно воспринять, но не раскрыть внутреннюю природу сложных явлений (например, молнии, радуги), законов цивилизационного и глобального развития мира. Здесь-то и приходит на помощь абстрактно-логическое мышление.

Логическое познание - качественно новый, более высокий этап в развитии познания. Для этого этапа присущи свои формы познания: понятие, суждение, умозаключение, которые строятся по законам логики, тяготеют к формированию и развитию теории. Понятие выступает основной формой логического мышления. В нем отражаются общие, существенные свойства предметов в словесной форме (человек, атом, дерево, техника, пространство). В образовании понятий вступают в силу такие приемы познания, как сравнение, анализ, синтез, готовящие почву для составления суждений и выведения умозаключений. В то же время отбрасываются второстепенные признаки субъекта и объекта. Обратимся, например, к понятию «Человек, индивид, личность» в учебном курсе «Основы обществоведения». В этом учебнике рассмотрены не все признаки каждого отдельного человека.

Переход от чувственного к абстрактному познанию представляет собой диалектический скачок в процессе познания, в его движении от первоначального этапа к высшему. Этот скачок совершается на базе практики.

На основе понятий формируются новые формы суждения и умозаключения. Суждение - это форма мысли, утверждающая и отрицающая какую-либо информацию об объекте (например, «Война и мир» - роман Л.Толстого). С другой стороны, невозможно раскрыть это и другие понятия без новых суждений. Понятия и суждения взаимосвязаны. Связь их образует особую форму рационального мышления - умозаключения. Из сказанного следует, что материалистическое познание в своем развитии проходит длительный и трудный путь от простейших ощущений до сложных научных теорий.

Истина, оценки. Истина в обществознании на протяжении тысячелетий понимается как знание, соответствующее действительности, верно ее отражающее. Ложное знание искажает реальность, отражает действительность неверно. Различают два вида ложного знания: заблуждение и ложь. Если заблуждение - бессознательное искажение реальности, то ложное знание - это умышленное, преднамеренное, осознанное искажение действительности.

Затем человечество дополнило сущность истины понятиями «правды и искренности». «Дерзновенные искания истины, вера в могущество человеческого разума, - констатировал Г.Гегель, - есть первое условие философских знаний человека».

Философы-материалисты новой и новейшей эпохи в противоположность идеалистам последовательно высказывались о том, что объективная истина существует независимо от воли и интересов индивидуального человека и всего человечества. Примером этого является утверждение ученых, что «земля существовала и до человека», «земля имеет форму шара». Эти утверждения, несомненно, истинны, независимы от человеческого сознания. Земля существовала задолго до появления людей, и ее шаровидная форма сформировалась под воздействием естественных природных сил. Истиной здесь выступают наши знания о действительности.

Любая истина практически по своему содержанию объективна, а по форме относительна. Различие этих истин - в степени познания действительности, в глубине проникновения в нее разума образованных людей. В связи с этим одни знания объекта исследования приблизительны, относительно точны, другие знания объекта соответствуют действительности, свидетельствуют о бесконечности нашего познания, внешнего мира, о его пределе для конкретной исторической эпохи.

Обратимся к анализу относительной и конкретной истин, к их соотношению. Обществоведы - диалектики XX века, признавая объективность истины, решали одновременно и такой вопрос познания, как человек познает истину - сразу, целиком или приблизительно, относительно. Образованная часть человечества во все эпохи отдавала предпочтение исчерпывающим знаниям, ослаблению влияния «относительного» в содержании абсолютной истины.

Р.Тагор писал: «Мы радуемся, постигая истину. Если же нет радости, это означает, что мы только знакомы с истиной, но не сумели ее постичь». Познание человека ограничивается историческими рубежами, определенным уровнем развития научно-технического прогресса, недостаточностью экспериментального оборудования. Прогресс познания в том и состоит, что, познавая относительные истины, человек познает и абсолютную истину. Рассмотрим этот факт на конкретном примере современного учения об атоме.

Начало учения об атоме заложили философы-материалисты древности. В частности, Демокрит (V в. до н.э.), Эпикур (341-270), а затем и философ Лукреций (98-55). Согласно их представлениям, материя делима на неизменные мельчайшие движущие частицы - атомы. Эти положения отражали действительность античности. Философия этой эпохи не знала достижений науки нового времени. Поэтому их познание атома не выходили за рамки относительной истины.

В конце XIX века, после открытия (1897 г.) электрона англичанином Дж.Томсоном, атом признали делимым. Но начало научной атомистики было изложено в ранних работах великого русского ученого Михаила Ломоносова (1711-1765) и обосновано английским ученым Дж.Дальтоном (1766-1844). Дальнейшее развитие атомистика получила в трудах российского академика-химика Дмитрия Менделеева (1834-1907).

В 1911 г. Э.Розерфорд предложил планетарную модель атома, где вокруг тяжелого положительно заряженного ядра вращаются электроны. Первую квантовую теорию атома на основе модели Розерфорда дал в 1913 г. физик Нильс Бор.

Человек постепенно обретал власть не только над атомом, но и над бесконечными пространствами Вселенной. Разум его проникает не только в глубь материи, но и в ширь космического пространства. Искусственные спутники и космические станции позволили человечеству получать сведения об окружении Земли поясами заряженных частиц, о верхних слоях атмосферы, ее составе и плотности, о космических лучах и микрометеорах - мельчайших частицах межпланетного вещества.

Подчеркнем в заключение, что относительная и абсолютная истина - это лишь разные уровни или формы объективной истины. Наше знание всегда относительно, поскольку зависит от уровня развития общества, состояния науки, экспериментальной техники.

Конкретность истины. Отвлеченной истины не существует. Истина адекватно отражается действительностью. Средством для оценки объективности гипотезы и теоретического построения чего-либо является общественная практика. Опытные научные теории получают свою фундаментальную проверку в конкретном производстве, в деятельности по переустройству общества.

Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом исторической объективности, достоверности явлений. Рассуждать об истинности той или иной идеи, научной теории можно сколько угодно, но решить спор в состоянии только производственная практика, общественно-политическая жизнь, научный эксперимент. Российский ученый и изобретатель Константин Циолковский впервые в мире создал в начале XX века научную теорию полетов на другие небесные тела. Это была небывало смелая, прямо-таки фантастическая для того времени мысль. Много сил и труда потребовалось для воплощения гениальных идей Циолковского. В 1959 г. вторая космическая ракета достигла Луны и доставила на Землю «лунный камень». Идеи Циолковского были практически подтверждены.

Заблуждение и ложь в науке. Приведенные выше примеры из практики познания человеком окружающего мира свидетельствуют, что истины редко достигаются без крайностей и заблуждений. Известный российский философ А.Спиркин в своем учебнике «Философия» отмечает, что открытие ученым плодотворной истины нередко стоит экспериментаторам здоровья и даже жизни из-за неудачных гипотез и ошибок, которые, впрочем, неизбежны.

Академик Владимир Вернадский большую часть своей сознательной жизни трудился не только над проектами атомной энергетики, но и над поиском «живого вещества» для лечения людей от лучевой болезни. В начале тридцатых годов прошлого столетия мало кто из ученых-естествоиспытателей представлял, зачем руководитель Петербургского радиевого института создал еще и биогеохимическую, отнюдь не медицинскую, лабораторию. Но российские ученые во главе с Вернадским, опережая Запад, первыми проникали в тайны живых организмов: изучили их химический состав, среду обитания и взаимосвязь. Их к этому вынуждала свирепствовавшая в Восточном Забайкалье очень странная, неизлечимая для того времени болезнь. Так родилось учение о «биогеохимических провинциях» - территориях с недостаточным для нормальной жизни содержанием микроэлементов в пище. Во второй половине двадцатого столетия в России вступил в строй Институт радиологической медицины. В результате для населения отдельных территорий, где испытывалось ядерное оружие, а также для работников ядерных электростанций стали включать в питание биологические добавки, получившие название «Селен-Актив».

Конечно, многих тонкостей лечения раннего старения, онкологических заболеваний Вернадский еще не знал. Однако он предугадал, что «селеновая профилактика» при достаточно взвешенном рационе питания и впрямь сможет положительно влиять на здоровье населения. И это не было ни измышлением, ни обманом в угоду интересам этого ученого. В Финляндии, например, в 90-е годы после повсеместного введения селена в рацион питания число онкозаболеваний уменьшилось в 1,7 раза, болезней сердца и сосудов - в 2,5 раза, эндокринных - на 77%.

В России же, по сведениям ученых Института питания РАМН, от недостатка селена в пище, которую мы употребляем, ныне страдает до 80% населения. Отсюда в обществе рост онкологических заболеваний.

Заблуждения в естествознании, однако, преодолеваются быстрее, чем в социальной истории, в силу неповторимости прошлого, зависимости исследователя от доступности источников, их достоверности и тесной связи с идеологией и политикой.

Подведем итоги сказанному. Результаты познания, таким образом, могут быть различными. В древности основным способом постижения мира были миф и гипотеза. Благодаря чему индивидуум мог не только получать знания, но ставить новые вопросы, выдвигать новые проблемы, определять новые границы обновляемых знаний.

Любая сфера общественной жизни развивается тогда, когда она опирается на оба уровня познания: на истинное (научное) знание и на современное содержание обыденного знания. Здесь следует руководствоваться пониманием того, что субъектом познания является человек; субъектом научного познания являются ученые. Объектом познания служат все явления реального мира: природа, техника, общество, человек.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «познание» и его суть. Правомерно ли утверждение, что «познание» как теоретический вид деятельности в состоянии изменить действительный мир?

2. Раскройте суть содержания этапов и форм познания. Вспомните из курса биологии основные органы чувств человека, которыми он познает окружающий мир и самого себя.

3. Современная наука утверждает, что исходным пунктом и основой познания выступает практика. Ваше отношение к этой точке зрения.

4. Какое место в познании человеком окружающего мира занимает истина? Объясните, от чего она зависит: от человека или от предмета? Верно ли определение истины древнегреческим философом Протагором: «Человек есть мера всех вещей»?

6. Известный мыслитель эпохи Просвещения Ж.Ж.Руссо был убежден, что «тысячи научных путей ведут к заблуждению, к истине познания - только один». Выскажите свое соображение.

Михаил ШИЛОБОД, доктор исторических наук