Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования:

- Качественное и безопасное питание обучающихся и воспитанников ОУ - объект пристального внимания как на федеральном уровне, так и на уровне Правительства Москвы. Общепризнано, что обеспечение горячим питанием благоприятно сказывается на состоянии здоровья школьников. Для совершенствования организации питания ОУ Правительство Москвы дало 28 августа 2007 года поручение Департаменту потребительского рынка и услуг вместе с Департаментом образования разработать Концепцию проекта закона, она была подготовлена и утверждена в мае нынешнего года. В рамках подготовки к коллегии были проведены семинары, совещания, в которых приняли участие представители окружных управлений образования, директора ОУ, руководители предприятий общественного питания, представители общественности. Все предложения, высказанные в ходе обсуждения Концепции закона, были внесены в проект решения коллегии Департамента образования. Какие же из этих предложений были особенно значимыми?

Первый раздел Концепции - обеспечение горячим питанием всех категорий учащихся ОУ. Сегодня горячим питанием за счет средств городского бюджета обеспечиваются все обучающиеся и воспитанники ДОУ, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных коррекционных общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования. 87,8% обучающихся в общеобразовательных учреждениях обеспечиваются горячим питанием за счет городского бюджета и средств родителей.

За счет бюджета города:

- одноразовое питание получают все ученики 1-4-х классов;

- двухразовое получают 39% учеников 1-4-х классов, 41% - учеников 5-11-х классов, 74% - учеников школ здоровья, 92% - учеников школ полного дня, а также учеников, посещающих группы продленного дня;

- трехразовое питание получают 3% учеников 1-4-х классов, 2% - учеников 5-11-х классов. 26% - учеников школ здоровья, 8% учеников школ полного дня и посещающих группы продленного дня, 100% - учеников кадетских образовательных учреждений, 100% воспитанников ДОУ, посещающих группы с 12-часовым пребыванием;

- пятиразовое питание получают 100% воспитанников учреждений интернатного типа и ДОУ, посещающих группы с 14- и 24-часовым пребыванием.

Не охвачены горячим питанием на сегодняшний день 12,2% обучающихся в ОУ. Для реализации предложений о введении единого одноразового горячего питания для всех школьников были проведены примерные расчеты, основанные на финансировании расходов - бюджета на 2009 год. Бюджет Москвы в 2009 году предусматривает выделение на питание 6,4 млрд рублей, на 2010 год - 7,5 млрд рублей. Расчеты показывают, что при средней стоимости завтрака в 42 рубля и плановой численности в 740 тысяч обучающихся на 1 января 2009 года необходимо на одноразовое питание для всех учащихся 7,5 млрд рублей. На обеды для льготной категории обучающихся в 2009 году приходятся 1,9 млрд рублей, что достаточно для питания 150 тысячи школьников. В текущем, 2008 году в группу школьников входят 120 тысяч учащихся с учетом 50% контингента школ здоровья и школ полного дня. Таким образом, с учетом основных составляющих примерного ежегодного увеличения численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях (а прирост прогнозируется на 23 тысячи детей ежегодно), законодательного определения льготных категорий обучающихся, получающих двух-трехразовое питание за счет средств городского бюджета, ежегодного увеличения средств городского бюджета на питание обучающихся получается возможным охватить всех (на 100 процентов) учеников ОУ одноразовым горячим питанием, то есть полноценным завтраком.

Второе направление работы - оказание мер социальной поддержки детям и подросткам по обеспечению полноценным сбалансированным питанием в период обучения в ОУ. В настоящее время к льготным категориям обучающихся по комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы относятся дети из многодетных и социально незащищенных семей. Понятие «социально незащищенная семья» нигде четко не определено. Поэтому общественные комиссии школ по питанию испытывают определенные трудности при формировании списков обучающихся на льготное двухразовое питание. Контрольно-счетная палата в 2007 году рекомендовала Департаменту образования решить вопрос об определении перечня категорий обучающихся на предоставление льготного питания за счет средств бюджета Москвы. По закону города Москвы «Об общем образовании» каждая школа здоровья имеет право организовывать трехразовое питание своих учеников за счет средств бюджета. На практике более 50 школ здоровья организуют только двухразовое питание. Школы полного дня на организацию двухразового питания затрачивают около половины средств, выделенных им из бюджета на льготное питание, что, кстати, сдерживает и программу развития таких школ. Таким образом, одно- двух- или трехразовое бесплатное питание для льготников в ОУ получают 63,3% обучающихся.

С учетом мнений руководителей образовательных учреждений, представителей общественности, окружных управлений образования мы предлагаем законодательно определить следующие категории обучающихся на получение двухразового или трехразового бесплатного горячего питания:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

- дети военнослужащих и других силовых ведомств, погибших при исполнении служебных обязанностей;

- дети, находящиеся под опекой (попечительством);

- дети из многодетных семей;

- дети из малообеспеченных семей, статус которых зафиксирован определенным документом Департамента соцзащиты;

- дети-инвалиды и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья;

- дети, у которых если хотя бы один из родителей - инвалид 2-й или 1-й группы здоровья;

- дети, родители которых обучаются в высших учебных заведениях по очной форме.

Таким образом, все школьники получат полноценный завтрак, а льготники - обед или полдник за счет средств городского бюджета.

Есть еще одна проблема, которая требует незамедлительного законодательного решения, - проблема выплаты денежных компенсаций обучающимся и студентам, которые не могут получать питание в ОУ. Сегодня к ним относятся дети и подростки до 18 лет, не посещающие ОУ по состоянию здоровья, находящиеся на домашней или семейной форме обучения; обучающиеся, которые не могут питаться в ОУ по состоянию здоровья; студенты учреждений начального и среднего профессионального образования в период прохождения ими производственного обучения или производственной практики на предприятиях или в организациях; студенты учреждений среднего профобразования старше 18 лет, обучающиеся на третьем-четвертом курсах по очной форме образования и получающие образование за счет бюджета Москвы. Нам кажется, что категория обучающихся ОУ, которые не могут питаться там по состоянию здоровья, должна устанавливаться Правительством Москвы по представлению Департамента здравоохранения.

Анализ основных проблем в обеспечении питанием учащихся ОУ показал необходимость четкого разграничения компетенций и ответственности среди всех его участников. Концепция проекта закона «О школьном питании» предусматривает включение статей о разграничении компетенций и ответственности между отраслевыми, территориальными органами исполнительной власти, образовательными учреждениями и предприятиями общественного питания. За Департаментом образования и окружными управлениями образования, ОУ мы предлагаем закрепить следующие функции:

- государственного заказчика на проведение торгов на организацию питания, поставку продуктов, при этом передать функции госзаказчика ОУ, осуществляющим самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового отчета и отчетности;

- осуществления финансирования за оказание услуг на организацию питания и поставку продуктов питания в ОУ;

- участия в разработке концепций и городских программ по совершенствованию питания в образовательных учреждениях;

- внедрения безналичных форм оплаты за питание детей и подростков в ОУ;

- ведения учета контингента обучающихся и воспитанников ОУ, получающих горячее питание и денежные компенсации за счет бюджета Москвы по типам ОУ, социальным категориям и возрастным группам;

- организации и проведения разъяснительной работы с родителями и детьми по формированию навыков и культуры здорового питания, этики приема пищи;

- издания приказов на организацию питания в подведомственных образовательных учреждениях;

- осуществления контроля за выполнением государственных контрактов на оказание комплекса услуг на поставку продуктов;

- участия в городских комплексных проверках организации питания в ОУ.

Разграничение компетенций и ответственности между подразделениями Департамента образования и окружными управлениями образования мы предлагаем провести локальными актами и приказами МДО.

Нам кажется необходимым оставить за Департаментом потребительского рынка и услуг функции заказчика разработки типовых рационов питания для ОУ, а также по:

- разработке и координации городских целевых программ по совершенствованию питания в ОУ, внедрения новых технологий приготовления пищи, видов продукции, форм обслуживания;

- определению ежегодного норматива стоимости питания в расчете на одного обучающегося в день;

- координации работы предприятий общественного питания по внедрению на пищеблоках ОУ дополнительных форм обслуживания;

- организации повышения квалификации работников общественного питания.

Целесообразно определить такие вопросы совместного ведения Департамента потребительского рынка и услуг, как:

- планирование и организация реализации комплексных программ развития и совершенствования материально-технической базы предприятий общественного питания и пищеблоков ОУ на территориях округов;

- проведение комплексных проверок предприятий общественного питания, осуществляющих организацию питания и комплекс услуг по поставке продукции для организации питания обучающихся, воспитанников в ОУ;

- организация и проведение городских конференций, семинаров, «круглых столов» по вопросам совершенствования организации питания обучающихся, воспитанников ОУ;

- проведение анализа потребительского спроса среди обучающихся и воспитанников ОУ, их родителей (законных представителей) по ассортименту продукции и качеству предоставляемого питания;

- развитие в ОУ системы безналичного расчета за питание обучающихся и воспитанников.

Особо отмечу, что в проекте закона вопросы, связанные с ремонтом торгово-технологического и холодильного оборудования, переданного на безвозмездной основе, предлагается возложить на организаторов школьного питания - комбинаты питания и другие организации, привлеченные к этой работе. Департамент образования поддерживает предложение о передаче помещений пищеблоков и оборудования предприятиям общественного питания на безвозмездной основе, так как изменение условий аренды повлечет за собой значительное удорожание стоимости рациона питания.

Нам нужны единые подходы к организации питания учащихся в ОУ, организации и проведению конкурсов на оказание комплексных услуг, доставку продуктов. Подходы должны быть направлены в первую очередь на обеспечение качественного и безопасного питания детей. Для этого мы предлагаем такую схему проведения конкурса:

- функции государственного заказчика выполняет образовательное учреждение, которое находится на самостоятельном ведении бухгалтерского и налогового учета; для ОУ, находящихся на обслуживании в ЦБ, - окружные управления образования;

- согласование конкурсной документации проводит территориальное управление потребительского рынка и продовольственных ресурсов Роспотребнадзора;

- стоимость питания в ОУ устанавливается с учетом стоимости продуктов питания, транспортных расходов, поставки продуктов, накладных расходов.

По предложению Южного округа мы предложили ввести в единую документацию обеспечение школ молоком и питьевым режимом.