ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее - постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 года №583) утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее - Положение).

Указанное постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 года №583 и Положение являются основополагающими нормативными правовыми актами при формировании систем оплаты работников федеральных бюджетных учреждений, включая федеральные бюджетные образовательные учреждения (далее по тексту - учреждения).

Разъяснения разработаны в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с учетом других документов, перечень которых приводится в дополнительных материалах к настоящим разъяснениям (приложение 1), и могут быть использованы при установлении систем оплаты труда работников образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

При реализации норм, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года №583 и Положением, необходимо исходить из следующего.

I. При применении пункта 1

Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений

Пунктом 1 Положения предусмотрено, что системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года №90-ФЗ) (далее сокращенно - ТК РФ) под фиксированными размерами оплаты труда работников, в которые не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, устанавливаемыми за исполнение должностных обязанностей (по должностям служащих) или трудовых обязанностей (по профессиям рабочих) за календарный месяц или за единицу времени, следует понимать: оклад, должностной оклад, ставку заработной платы, установление которых зависит от категории персонала (профессия рабочего либо должность служащего), а именно:

- на основе должностных окладов осуществляется оплата труда работников из числа служащих (за исключением служащих из числа отдельных педагогических работников, оплата труда которых осуществляется на основе ставок заработной платы);

- на основе ставок заработной платы осуществляется оплата труда отдельных педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты, являющейся расчетной величиной, применяемой при исчислении их заработной платы с учетом конкретного объема учебной нагрузки (педагогической работы);

- на основе окладов осуществляется оплата труда работников, относящихся к профессиям рабочих, наименования которых предусмотрены тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденными постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 года №31 (с изменениями и дополнениями). В настоящее время наименования профессий рабочих включены в профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 года №248н.

При этом необходимо учитывать, что тарификация работ и присвоение квалификационных разрядов по профессиям рабочих на основе единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (например, по профессиям машинист (кочегар) котельных, оператор котельных, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-сантехник, повар, аппаратчик химводоочистки и др.) осуществляются на основе тарифных ставок.

Согласно статьям 135, 144 ТК РФ, а также пункту 1 Положения, системы оплаты труда работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

Коллективный договор в соответствии со статьей 40 ТК РФ - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Порядок разработки и заключения коллективного договора, его содержание и структура, срок действия коллективного договора, а также порядок внесения в него изменений и дополнений определены статьями 40-44 ТК РФ.

Понятие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, содержится в статье 5 ТК РФ.

Федеральные бюджетные образовательные учреждения устанавливают системы оплаты труда, руководствуясь ТК РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, включая указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 423 ТК РФ на территории Российской Федерации применяются нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, не противоречащие законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

II. При применении пункта 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что установление систем оплаты труда работников осуществляется с учетом:

- единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

- единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

- государственных гарантий по оплате труда;

- перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

- перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

- примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета;

- рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- мнения представительного органа работников.

При реализации норм, с учетом которых учреждения должны устанавливать системы оплаты труда, необходимо учитывать следующие общие положения и особенности.

В части применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС)

ЕКС, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года №37.

В соответствии с пунктом 3.6 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год (далее - Рекомендации), утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (протокол №9 от 21 декабря 2007 года), применение ЕТКС и ЕКС направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.

Определено также, что до утверждения в установленном порядке ЕКС, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих работников учреждений бюджетной сферы, в том числе по общеотраслевым должностям служащих, применяются тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики, в соответствии с которыми работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 31 декабря 2004 года устанавливались разряды оплаты труда.

К тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) (ТКХ), которые в наиболее массовом порядке применялись в образовательных учреждениях для установления разрядов оплаты труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, относятся:

- по должностям работников учреждений образования - ТКХ, согласованные постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 года №46 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Министерства труда России от 22.11.95 №65);

- по должностям работников здравоохранения (врачи, средний и младший медицинский персонал и др.) - ТКХ, согласованные постановлением Минтруда России от 27 августа 1997 года №43;

- по должностям работников культуры (художественные руководители, балетмейстеры, хормейстеры, библиотекари и др.) - ТКХ, согласованные постановлением Минтруда России от 1 февраля 1995 года №8 (с изменениями и дополнениями);

- по общеотраслевым должностям служащих (бухгалтеры, инженеры, коменданты, специалисты по кадрам, юрисконсульты, художники, электрики, техники, лаборанты и др.) - ТКХ, утвержденные постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 года №32 (с изменениями и дополнениями);

- по общеотраслевым профессиям рабочих - ТКХ, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 10 ноября 1992 года №31 (с изменениями и дополнениями).

Следует заметить, что Министерство здравоохранения и социального развития РФ, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, не принимает мер по отмене указанных выше постановлений, учитывая, что это приведет к правовому вакууму в регулировании вопросов, связанных с должностными обязанностями работников, и, как следствие, к ущемлению их прав.

Следует обратить внимание и на то, что тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих предусматривают трудовые функции работников в виде должностных обязанностей, а по профессиям рабочих - в виде характеристики работ.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со статьей 57 ТК РФ наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, если с работой по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

В части применения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)

Действующий в настоящее время ЕТКС, предназначенный для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ, независимо от того, на предприятиях, в организациях (учреждениях) какого министерства, ведомства эти производства или виды работ имеются.

ЕТКС состоит из 72 выпусков, утвержденных как постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, так и Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Следует иметь в виду, что часть выпусков ЕТКС, принятых Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС, за последние годы Минтрудом России были пересмотрены, при этом некоторые из них были объединены между собой.

Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих утверждены постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 года №31 (с изменениями и дополнениями).

Наименование профессий рабочих, тарифицируемых в соответствии с выпусками ЕТКС, должно устанавливаться в соответствии с наименованиями, предусмотренными в разделах ЕТКС, с учетом фактически выполняемых ими работ (например, «слесарь-сантехник», «плотник», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» и т.д.).

В тех случаях, когда рабочий выполняет работы разных профессий, наименование профессии устанавливается ему по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ.

Наименование профессии «рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий» применяется, как правило, в случае выполнения работником всех видов ремонтно-строительных работ, свойственных нескольким профессиям, но с незначительным удельным весом работ по каждой из профессий.

Наименования профессий рабочих, занятых на обслуживании или обеспечении бесперебойной работы водогрейных и паровых котлов различных систем или бойлерных установок, работающих на жидком и газообразном топливе или электронагреве, определяются в соответствии с ЕТКС в зависимости от характера выполняемых ими работ и видов применяемого топлива. Так, обслуживание или обеспечение бесперебойной работы водогрейных и паровых котлов, работающих на твердых видах топлива, осуществляется рабочими с наименованием должности «машинист (кочегар) котельной», а работающих на жидком, газообразном топливе или электронагреве - «оператор котельной».

В части обеспечения государственных гарантий по оплате труда

Основные государственные гарантии по оплате труда работников определены статьей 130 ТК РФ.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

- величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (см. статью 133 ТК РФ);

- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (см. статью 134 ТК РФ);

- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя (см. статьи 137, 138 ТК РФ), а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (см. главу 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ);

- ограничение оплаты труда в натуральной форме (см. статью 131 ТК РФ);

- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами (см. статьи 61-64 части первой Гражданского кодекса РФ, статью 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда (см. главу 57 ТК РФ);

- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (см. статьи 142, 236, 419 ТК РФ);

- сроки и очередность выплаты заработной платы (см. статью 136 ТК РФ).

Помимо основных государственных гарантий, предусмотренных статьей 130 ТК РФ, должны обеспечиваться и другие государственные гарантии, непосредственно связанные с оплатой труда работников:

- продолжительность рабочего времени, включая сокращенную продолжительность рабочего времени для педагогических работников (статьи 92, 333 ТК РФ), продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней (статья 95 ТК РФ), работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (статьи 97, 99, 101 ТК РФ);

- нормы часов за ставку заработной платы, установленные в соответствии со статьей 333 ТК РФ постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года №191 для педагогических работников, а также гарантии по оплате труда, предусмотренные этим постановлением (выплата ставок заработной платы в полном размере отдельным учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка; дополнительная оплата за преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогического работника сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы; гарантии по выплате заработной платы учителям и преподавателям в случае уменьшения учебной нагрузки в течение учебного года по независящим от них причинам);

- верхний предел учебной нагрузки в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида (для преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования - 900 часов, для преподавателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) - 800 часов);

- другие гарантии и компенсации, предусмотренные разделом VII ТК РФ.

Применительно к введению новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений необходимо также учитывать, что пунктом 3 постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 года №583 предусмотрена дополнительная государственная гарантия сохранения размера заработной платы.

Установлено, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), которую работники получали до 1 декабря 2008 года на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

С учетом основной государственной гарантии по оплате труда, предусматривающей реализацию мер по увеличению реального содержания заработной платы (статья 134 ТК РФ), в составе гарантированного размера зарплаты должны учитываться и стимулирующие надбавки (несмотря на их наименование), выплачиваемые работникам федеральных бюджетных учреждений с 1 сентября 2007 года (15%) и с 1 февраля 2008 года (14%), поскольку эти надбавки установлены в целях увеличения оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в которых не введены новые системы оплаты труда, и являются видом индексации заработной платы.

При установлении выплат компенсационного характера

Выплаты компенсационного характера устанавливаются и осуществляются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснениями о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 года №822 (далее - Перечень компенсационных выплат). К ним относятся:

- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями (п. 1 Перечня компенсационных выплат) устанавливаются в соответствии с перечнями работ с опасными (особо опасными), вредными (особо вредными) и тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда, по которым предусмотрены доплаты до 12% или до 24% (утверждены приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.90 №579 (с изменениями и дополнениями), или аналогичными перечнями, утвержденными приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 07.10.1992 №611, которые по сути являются идентичными.

Следует отметить, что статья 147 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года №90-ФЗ не предусматривает прямой зависимости установления повышенной оплаты труда работников от факта проведения аттестации рабочих мест.

Таким образом, работник, занятый на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, включенными в указанные выше перечни, имеет право на повышенную оплату труда, если в установленном порядке на рабочее место, где выполняется эта работа, не дано заключение о полном его соответствии требованиям безопасности.

К выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, наряду с перечисленными выше могут относиться также выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей: по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками и т.п., руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами работ, не входящими в должностные обязанности работников.

При установлении выплат стимулирующего характера

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются и осуществляются в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснениями о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 года №818. К ним относятся:

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качество выполняемых работ;

- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

- премиальные выплаты по итогам работы.

Основаниями для установления выплат стимулирующего характера работникам образовательных учреждений могут являться:

- виды поощрения (премии, надбавки за основные результаты работы), увязывающие систему оплату труда с уровнем выполнения трудовых обязанностей и определенных показателей работы;

- виды поощрения (персональные надбавки), увязывающие систему оплаты труда с личными деловыми качествами работника, уровнем его профессионального мастерства, индивидуальными качествами, отношением к работе;

- виды поощрения (единовременные премии, надбавки на время выполнения определенной работы), увязывающие систему оплаты труда с какими-либо достижениями, не носящими систематического характера, с выполнением важных и ответственных работ или с общими коллективными результатами работы в течение определенного календарного периода.

Например:

за досрочное и качественное выполнение работ и высокие достижения в учебной и (или) воспитательной работе;

за успешное выполнение плановых показателей уставной деятельности образовательного учреждения;

за высокие достижения в труде по завершении учебного года, календарного года;

за качественное выполнение работы по обеспечению учебного (образовательного) процесса или уставной деятельности учреждения;

за стаж непрерывной работы в образовательном учреждении;

за особые заслуги работника перед учреждением;

за внедрение новых методов и разработок в образовательный процесс, использование современных информационных технологий, технических средств обучения, инновационных и (или) авторских образовательных программ;

за работу в условиях эксперимента в рамках выполнения федеральных, региональных и иных утвержденных программ;

за достижение обучающимися, студентами высоких показателей в обучении по итогам их аттестации;

за обеспечение стабильности и повышения качества обучения;

за подготовку призеров олимпиад, конкурсов;

за использование здоровьесберегающих технологий;

за активное участие в методической работе (конференциях, семинарах, методических и научно-методических объединениях);

за организацию и проведение мероприятий, повышающих авторитет образовательного учреждения;

за высокий уровень исполнительской дисциплины;

за подготовку учебных и научно-методических пособий, рекомендаций, книг и учебников;

за особый режим работы по обеспечению безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения.

При применении примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности

В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 года №583 Федеральное агентство по образованию своим приказом от 5 сентября 2008 года №1169 «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности» утвердило примерные положения об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, в том числе по виду экономической деятельности «Образование» (см. приложение №1 к приказу).

Примерное положение об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической деятельности «Образование» (далее - Примерное положение) разработано с учетом Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2008 года №425 (далее - Рекомендации Минздравсоцразвития России) и в соответствии с другими нормативными правовыми актами, предусмотренными в Перечне приказов Министерства здравоохранения и социального развития РФ, регламентирующих порядок введения новых систем оплаты труда (см. приложение к Рекомендациям Минздравсоцразвития России).

Примерным положением определены:

- порядок формирования фонда оплаты труда работников учреждения;

- основные принципы формирования систем оплаты труда работников образовательных учреждений, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера;

- порядок формирования штатного расписания учреждения с учетом всех его структурных подразделений;

- особенности формирования штатного расписания, а также особенности оплаты и нормирования труда работников в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениях дополнительного образования детей, в том числе в аналогичных структурных подразделениях, входящих в структуру учреждения высшего профессионального образования;

- особенности оплаты труда работников в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования.

Оплату труда медицинских, библиотечных и других работников, не включенных в профессиональные квалификационные группы (ПКГ) должностей работников образования, работников высшего и дополнительного профессионального образования предлагается осуществлять применительно к ПКГ и квалификационным уровням аналогичных категорий работников, сформированным по соответствующим видам экономической деятельности («Здравоохранение и предоставление социальных услуг» и т.п.).

Примерное положение не содержит минимальных размеров окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ, а также рекомендуемых размеров повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ (повышающих коэффициентов к окладу по занимаемым должностям), как это рекомендовано пунктом 7.1. Рекомендаций Минздравсоцразвития России.

Руководителям учреждений предлагается устанавливать размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы самостоятельно по квалификационным уровням ПКГ на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы путем умножения минимального размера оклада по соответствующей ПКГ на величину повышающего коэффициента по соответствующему квалификационному уровню ПКГ, определяемого на основе расчетов и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников.

Исходя из этого минимальные размеры окладов, предусматриваемые в учреждении для всей ПКГ, могут рассматриваться в качестве базовых для всех должностей работников, входящих в ПКГ, и являться основой для формирования с использованием повышающих коэффициентов конкретных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников по квалификационным уровням в зависимости от занимаемой должности, выполняемой работы.

При этом необходимо учитывать, что Рекомендациями Минздравсоцразвития России предложено устанавливать минимальные размеры окладов по ПКГ не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, установленных на основе Единой тарифной сетки, с корректировкой в сторону их повышения с учетом того, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 2008 года №91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года установлен в размере 4330 рублей.

В качестве ориентира при формировании системы оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и размеры повышающих коэффициентов по квалификационным уровням в зависимости от занимаемой должности и выполняемой работы, могут использоваться рекомендуемые размеры должностных окладов с учетом повышающих коэффициентов по занимаемым должностям профессорско-преподавательского состава, должностям работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, должностям руководителей структурных подразделений, должностям работников сферы научных исследований и разработок, должностям медицинских и фармацевтических работников, а также по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих и общеотраслевым профессиям рабочих, содержащиеся в Примерном положении об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития РФ (утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 года №462 «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации»).

При этом необходимо иметь в виду, что рекомендуемые в вышеуказанном примерном положении размеры должностных окладов по должностям профессорско-преподавательского состава и размеры повышающих коэффициентов определены с учетом надбавок в размере: сорока процентов за должность доцента; шестидесяти процентов за должность профессора; 3000 рублей за ученую степень кандидата наук; 7000 рублей за ученую степень доктора наук, которые предусмотрены пунктом 5 статьи 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В то же время Примерное положение, утвержденное Рособразованием, не содержит рекомендаций об изменении характера указанных надбавок, учитывая, что их установление прямо предусмотрено федеральным законом.

Что касается особенностей оплаты и нормирования труда работников общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений дополнительного образования детей, в том числе аналогичных структурных подразделений, входящих в структуру учреждения высшего профессионального образования, а также работников структурных подразделений вузов, в которых реализуется программа дошкольного образования, то более подробно об этих особенностях рассказывается в дополнительных материалах к настоящим разъяснениям (приложение 2).

При применении Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 ТК РФ ежегодно разрабатываются единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

На 2008 год Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, утверждены 21 декабря 2007 года (протокол №9) и должны учитываться при введении новых систем оплаты труда в части общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм по оплате труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и основных подходов к формированию систем оплаты труда, которые не противоречат принципам формирования новых систем оплаты труда, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года №583.

При применении порядка представления интересов работников в социальном партнерстве

В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Представителями работников в социальном партнерстве в соответствии со статьей 29 ТК РФ являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Статьей 30 ТК РФ определен порядок представления интересов работников первичными профсоюзными организациями.

Установлено, что первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые уста