Можно сказать, что МГППУ - дело жизни академика Рубцова, самый масштабный и самый успешный его проект. Тут можно было бы поразмышлять о роли личности в истории или в нашем случае о роли личности в образовании. Личность Рубцова, несомненно, войдет в историю, как и его труды, как и его проекты, которые возникают после творческих контактов и встреч с отечественными и зарубежными коллегами. Он словно тот счастливый рыбак, что вытащил золотую рыбку, постоянно получает все новые и новые шансы на то, чтобы придумать, реализовать, предложить что-то абсолютно новое, доселе даже необсуждаемое. (Кстати, насчет рыб: в одной из зарубежных командировок коллеги решили сделать Виталию Рубцову сюрприз - прокатить на катере по глади северных вод. И что вы думаете, в какой-то момент рядом с катером проплыл китенок. Все были удивлены, но на самом деле, видимо, китенок не мог удержаться от того, чтобы не побыть немного рядом с тем, к кому так часто приплывают золотые рыбки). Но, конечно, никаких рыбок, выполняющих заветные желания академика, нет, зато есть тяжелый, порой изматывающий труд, потому что выстроить такой университет, каким стараниями Рубцова и его команды стал МГППУ, в наше время необычайно сложно, даже при той колоссальной поддержке, которую ему оказывают Правительство Москвы. Департамент образования, лично первый заместитель мэра в Правительстве Москвы Людмила Швецова и руководитель Департамента образования Ольга Ларионова.

Одним из самых сложных испытаний на прочность был, несомненно, конкурс вузовских инновационных программ развития. Напомню, что в первый год действия нацпроекта «Образование» в числе вузов-победителей, представивших инновационные программы развития, не было педагогических вузов, не было и региональных, созданных субъектами РФ. Идеологи нацпроекта, а за ними и эксперты, считали, что участвовать и побеждать в конкурсе могут только вузы-гиганты, подобные МГУ или Бауманке. Поэтому можно понять, с каким напряжением вступал в конкурс уже в 2007 году и педагогический, и региональный вуз - Московский психолого-педагогический университет. Некоторые коллеги-ректоры, узнав о поданной на конкурс заявке, советовали Виталию Рубцову забрать ее пока не поздно. Дескать, у вуза нет никаких шансов победить. Рубцов забирать заявку не торопился, ему нужно было не просто участие в конкурсе и не просто победа в нем. Эксперты, а в их числе были очень опытные и уважаемые люди, по мнению ректора, должны были, кроме всего прочего, дать оценку всей деятельности МГППУ и той программе на будущее, которая была разработана всем коллективом этого вуза. Вуз этот в скором времени стал университетом, ибо в его составе появились специальности, о которых можно было только мечтать. Скажем, наряду с подготовкой специалистов - практических психологов образования, способных работать с детьми разных категорий (одаренными, девиантными, имеющими проблемы в здоровье, с трудными и так далее), университет стал готовить специалистов и для других сфер. Все началось с события печального: в Москве взорвали дом, на место трагедии приехали врачи, но вывести людей из шокового состояния им не удавалось. Кезина предложила Рубцову привезти своих психологов и поработать на месте. После этого специалистов университета приглашали всюду, где возникала сложная ситуация. Например, после гибели подводной лодки «Курск» психологи Рубцова работали с семьями моряков, во время и после «Норд-Оста» они выводили из шока и посттравматического состояния взрослых и детей, сегодня они работают в Северной и Южной Осетии, потому что на практике оказались востребованными их методики. С тех пор, как говорится, много воды утекло, в МГППУ возникло направление «Экстремальная психология», появилось множество договоров не только с МЧС, но и с Министерством обороны РФ (в частности, по подготовке по абсолютно новой специальности «военные психологи»), с Министерством юстиции РФ (университет предлагает новые формы работы с заключенными, а также ведет подготовку юридических психологов) и другими ведомствами. Но, конечно, самое большое поле деятельности - работа с детьми и семьями. По инициативе МГППУ в столице создано более тридцати психолого-медико-социальных центров, куда обращаются родители с детьми, педагоги, чтобы получить необходимый совет в той или иной сложной жизненной и педагогической ситуации. Университет разрабатывает модели работы с различными категориями детей, работая в школе для одаренных «Интеграл», в школе для малолетних правонарушителей «Шанс», отрабатывая методики работы с детьми-инвалидами. Кстати, среди множества факультетов есть в университете и факультет информационных технологий, куда поступают даже те, кто может передвигаться только на инвалидной коляске.

Вот тут настала пора сказать о том, что обеспечивает не только такой широкий спектр работ, но и тот высокий уровень, который необходим для работы с людьми, требующей прикосновения к самому трепетному и нежному - к их душам, которые нуждаются в исцелении от тех глубоких царапин и ран, подчас наносимых грубой окружающей действительностью, в которой много сегодня прагматизма и маловато высоких нравственных идеалов. Я не случайно сказала, что, создавая свой колледж, Рубцов возглавлял научно-исследовательский Психологический институт РАО, где собраны поистине великие ученые, публикующиеся не только в российских, но и во многих международных журналах, имеющие весьма солидные научные труды. Рубцов и сегодня возглавляет этот институт, будучи ректором МГППУ. То есть получается так, что Московский городской психолого-педагогический университет прочно укоренен в традиции отечественной психологической науки, так как создан еще и на базе старейшего в стране Психологического института им. Л.Г.Щукиной, основанного в 1912 году. Сегодня МГППУ и ПИ РАО объединены в единый учебно-научный комплекс. В университете студентам читают лекции именитые ученые из ПИ РАО - не всякий вуз может похвастать профессурой такого уровня. В ПИ РАО научные исследования ведут не только его сотрудники, но и сотрудники университета, что позволяет получить высочайший уровень разработок. Кроме того, ученые Психологического института имеют возможность выполнять такие работы, которые востребованы реальной практикой, а сегодня немногие ученые в той или иной сфере имеют такой шанс. В целом содружество НИИ и университета позволяет готовить высококлассных специалистов для системы образования и социальной сферы. Не случайно те выпускники университета, которые приезжают в ту или иную страну на стажировку, не имеют никаких проблем с признанием дипломов МГППУ.

Все это и многое другое Московский городской психолого-педагогический имел на старте своего участия в конкурсе инновационных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Как же оценили эксперты все это научно-педагогическое богатство и как оценили потенциальные возможности вуза для будущего развития? В марте 2007 года эксперты рассмотрели 267 заявок от российских вузов, в результате тайного голосования 40 учебных заведений были признаны лучшими. В число победителей конкурса инновационных высших учебных заведений вошел и МГППУ.

Сегодня уже очевидно: инновационная образовательная программа университета изначально предполагала качественный скачок в развитии высшего психологического образования, так как позволяла преодолеть разрыв между требованиями, предъявляемыми к профессионалу рынком труда, и существующим сегодня уровнем подготовки специалиста-психолога. В планах университета уже была подготовка уникальных учебных пособий, новых магистерских и аспирантских программ, новых специализаций и форм профессиональной переподготовки, программ повышения квалификации. Но МГППУ предложил новые направления научных исследований, создание технологических парков и ресурсных центров, научно-образовательных интернет-порталов и электронной библиотеки, научно-методического центра по консультативной психологии, учебных кабинетов по детской и семейной психотерапии, клинической психологии и психотерапии, университетского центра супервизорского сопровождения деятельности специалистов службы психологической помощи населению, Института проблем экстремальной психологии МГППУ, научно-учебного центра «Нейробиологическая диагностика детей и подростков». Перечислить все предлагаемое просто невозможно, скажу лишь, что в рамках инновационной образовательной программы МГППУ предложил выполнить 37 крупных образовательных и научно-исследовательских проектов, что сегодня технологический парк университета включает более 60 экспериментальных площадок и клинических баз, что в этой работе принимают участие как равноправные партнеры, оказывающие финансовую или организационную поддержку, свыше 15 российских и зарубежных университетов, 10 научно-исследовательских институтов РАН и других академий, свыше 100 государственных организаций социальной сферы (образовательных, медицинских учреждений социальной защиты).

Программа развития изначально задавала определенные рамки работы, в которой необходимо было интегрировать науку, образование и практику; соединять традиции естественно-научного подхода в психологии с философско-гуманитарным подходом; создавать систему многоуровневого непрерывного образования на основе гибких, динамичных, способных к перестройке образовательных модулей, чувствительных к изменениям социальной ситуации; проводить учебную и научную работу на собственных экспериментальных площадках; внедрять индивидуально ориентированный подход к подготовке студентов, развитие учебных творческих мастерских; воспитывать ответственность за свою профессиональную деятельность с опорой на этический кодекс психолога.

Став победителем и начав работу над своей инновационной программой, университет неожиданно для себя стал вносить некие коррективы в стратегию своего развития. Пожалуй, это очень существенный итог нацпроекта, когда, замахнувшись на одни цели и задачи, в процессе работы победители вдруг начинают выходить на более высокий уровень осознания и своей миссии, и своего предназначения. В начале реализации ИОП вуз стремился в основном к радикальной модернизации психологического образования в Российской Федерации, но постепенно стратегической целью стало превращение МГППУ в уникальный в своем роде научно-образовательный комплекс - Национальный исследовательский психологический университет, в рамках которого уже действуют научно-образовательный комплекс «Психология» на базе ПИ РАО и МГППУ, несколько научно-образовательных центров коллективного пользования (Центр экспериментальной психологии МГППУ - ИП РАН; Центр психогенетических исследований МГППУ - Национальный Центр психического здоровья РАМН; Центр нейрофизиологических исследований МГППУ - Институт радиоэлектроники РАН, ГУ ВШЭ; Центр проектирования экспертных систем «Психология» МГППУ - ИСА РАН; Центр этнопсихологических исследований МГППУ - Институт востоковедения РАН), технологический парк отработки новых психологических технологий на базе Университетского округа МГППУ и фундаментальная психологическая библиотека с современными электронными ресурсами и виртуальным читальным залом. Таким образом, возникла задача стать инновационным университетом, ведущим национальным центром в области психологической подготовки кадров образования и социальной сферы, который готовит кадры не только для Московского региона, своеобразным ресурсным и образовательным центром для всех регионов Российской Федерации, где развивается практическая психология, - через филиалы и радикально преобразованный факультет дистанционного обучения МГППУ, программы послевузовского образования, повышения квалификации. Потребности реального рынка определили развитие исследований и разработок в области модернизации образовательного процесса в МГППУ. Например, актуальные проблемы национальной политики инициировали разработку образовательных программ в сфере этнопсихологии и психологии Востока, программ работы с детьми-мигрантами, с учетом потребностей ФСИН созданы кафедры и подразделения по разработке научных проблем и реализации образовательных программ по юридической и ювенальной психологии, в ответ на необходимость контроля производства игрушек Центр игры и игрушки разработал программы экспертизы и создает образовательные программы по психологии игры и игрушки.

Постепенно развитие содержания программы привело к появлению новых образцов управления, которые позволяли переходить к проектному и программному принципам организации исследований и разработок: наряду с различными советами появилась исполнительная дирекция, координаторы, а также экспериментальные площадки внедрения результатов проекта, механизм независимой экспертной оценки результатов локальных проектов ИОП.

Можно по-разному оценивать сделанное академиком РАО Виталием Рубцовым, но нельзя не признать, что ученик Василия Васильевича Давыдова не только успешно продолжил дело своего учителя, но и стал автором многих абсолютно новых моделей развития образования, психологии образования. Ему удалось вскрыть такие пласты, обозначить и решать такие проблемы, на которые пока никто не замахивался даже в смелых мечтах. Если я была права, называя в одной из своих статей психологов спасателями, то Рубцов первый из них спасатель, причем в глобальном значении - спасатель не только нынешнего общества, но главным образом будущего. Об этом так пафосно пока никто не говорит, но на самом деле это так и есть. Просто мы пока не научились воздавать должное тем, кто в наше беспощадное, рыночное, прагматичное время все еще продолжает действовать во имя великих идей спасения человечества, нуждающегося в поддержке, помощи и, если хотите, реабилитации.