Все дети имеют право на нашу заботу

Толерантность нынче один из важнейших принципов жизни свободного, демократического общества, а также одна из базовых гражданских ценностей. Ведь как отмечал отечественный философ Ю.Шрейдер: «Самая страшная из грозящих нам катастроф - это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке». Проявление толерантности - один из непременных атрибутов воспитания детей в школе и семье. Для воспитания толерантности необходимы люди, готовые увлечь за собой собственным примером. Родители, которые откликнулись на призыв приехать на форум, стали именно такими людьми.

Участники форума отметили, что семья - основа устойчивости общества, инструмент гуманистической нравственности, ответственности и высокой духовности, поскольку основы культуры, милосердия, доброты закладываются именно в семье. С другой стороны, для наиболее эффективного распространения идей толерантности необходимо научить способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому человеку, которые учитывают этого другого. С этой целью в течение трех дней для родителей специалисты психологических центров Западного округа проводили групповые консультации, тренинги на формирование толерантности, родительской компетентности.

Открыла родительский форум начальник отдела социальной защиты управления образования А.Харитонова. Не могло оставить равнодушным родителей выступление директора ЦПРиК «Благо» Михаила Любимова, который привлек внимание к взаимоотношениям между детьми с проблемами в развитии и их нормально развивающимися сверстниками.

Сразу после открытия форума родители приняли участие в тренинге «Вселенная дружбы», который провели психологи Центра «Вера». На нем родители не только знакомились, но и учились партнерскому взаимодействию и умению работать в команде. Вопросы, которые возникали в ходе тренинга, можно было обсудить на групповых и индивидуальных консультациях.

У родителей была возможность обследовать свое психофизиологическое состояние на аппарате «Диакомс», под руководством врача ЦПМСС «Живые потоки» И.Лакиной, проверить цветовое зрение на аппарате «Цветовид», которое проводила директор ПМСЦ «Давыдково» Л.Гладилина, исследовать состояние слуха при участии сурдопедагога ЦППРиК «Благо» Г.Комлевой.

Второй день работы форума начался знакомством с разными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. Перед родителями выступила директор Центра «Давыдково» Л.Гладилина, которая рассказала о детях с нарушением зрения. Учитель-дефектолог школы-интерната №44 Светлана Нейман рассказала об особенностях детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Выступления специалистов сопровождались демонстрацией фильмов о работе психологических центров Западного округа и других учреждений, работающих с «особыми» детьми, и вызвали живой отклик у участников форума. Тренинги толерантности не только позволили родителям узнать о проблемах таких детей, но и почувствовать на себе, что значит быть лишенным слуха, зрения, не иметь возможности двигаться. Сюрпризом для родителей по окончании напряженного дня стал вечер толерантности.

Не менее впечатляющим оказался третий день работы форума. Перед гостями выступили те самые «особые» дети. Самые младшие воспитанники специального (коррекционного) детского дома №11, превратившись в очаровательных матрешек, вызвали восторг у зрителей. Гармония и пластика плохо слышащих ребят из начальной школы - детского сада №1635 поразили не только родителей, но и всех присутствующих в зале. Перед выступлением учащихся школы №665 с музыкальной композицией «1 сентября» с участием слабослышащих детей директор школы О.Ульянцева рассказала о том, с какими трудностями, с каким непониманием (и прежде всего родителей) пришлось столкнуться, когда начинался эксперимент по интеграции слабослышащих детей в массовую школу. Среди родителей, которые приехали на форум, были и те, кто на примере своей собственной семьи столкнулся с этой проблемой, воспитывая детей-инвалидов. В работе форума приняли участие и отцы. Ученики школы-интерната №44, которые не смогли принять непосредственное участие в празднике, приготовили чудесные подарки, выполненные своими руками.

Итогом трехдневной работы стало обращение родительского форума к общественности с призывом к толерантности и милосердию: никто в нашем обществе не должен чувствовать себя одиноким, никто не должен быть обделен вниманием и заботой.

Участники форума с удовлетворением констатировали, что обеспечение равных прав инвалидов при получении ими образования, а также создание предпосылок для их успешной социальной адаптации и интеграции стало приоритетным направлением деятельности Западного окружного управления образования, которое обеспечивает для этого все необходимые условия. В анкете одна из мам написала: «Форум помог узнать очень многое о работе психологических центров в округе, вселил в меня уверенность в том, что вокруг есть люди, которые придут на помощь и поддержат в трудную минуту».

Узнать ребенка помогает союз семьи и школы

Мария ПАНТЮХИНА, учитель начальных классов и учитель литературы школы №661:

- Мне повезло, конфликтов у меня не было ни с родителями, ни с детьми. Дети бывают очень разными дома и в школе, поэтому желательно, чтобы учителя знали родителей, ведь те во многом помогают учителю, ибо наше общее дело - воспитание детей, и родителям, наверное, тоже интересно, какими вырастут их дети, а родители - доверяли учителям. Чтобы быть в курсе, родители должны обязательно приходить в школу. Дело в том, что дома семья всегда выслушивает только одну сторону - сторону ребенка и никогда не слышит другую сторону - сторону учителя, между тем известно, что ребенок чаще всего рассказывает так, как выгодно и удобно ему. Если семья выслушает обе стороны, то, может быть, тогда у нее появится объективное мнение. К сожалению, в последнее время в средствах массовой информации очень много рассказывают негативных случаев в школе. (На самом деле таких негативных случаев единицы.) Мне чаще всего встречаются хорошие люди, хорошие учителя. Почему об этом не говорят? Почему чаще всего вспоминают именно отрицательные случаи? Из-за того что сейчас очень много говорят плохого о школе, дети со страхом идут в школу, и родители уже заранее, не зная учителя, не зная школы, ждут какого-то подвоха. Однажды на третьем уроке мы решали задачу, дети поначалу никак не могли с ней справиться, я дала им подсказку, все было решено, и мы вместе с ними посмеялись над тем, какими вначале все оказались балбесами. В этот же день на первом уроке один ребенок получил двойку, целый день он про эту двойку даже не вспоминал, но вдруг появилась его мама, и ребенок просто на глазах моментально изменился. Грусть и печаль на лице, глаза опущены, голова еще ниже опущена, ребенок пребывает в тоске. Мама говорит: «Что случилось?» А он ей отвечает: «Мамочка, ты представляешь, меня сегодня Мария Львовна обозвала балбесом. Я ни о чем другом даже думать не мог, именно поэтому и получил двойку». Мама подошла и стала сразу все выяснять, счастье, что это было при всем классе, и мы все спокойно и объективно во всем разобрались. А если бы ребенок рассказал эту ситуацию дома? Получилось бы, что «эта гадкая тетка-учительница обозвала ребенка балбесом и он из-за этого, выходит, получил двойку».

Помощь школе начинается с того, что родители помогают детям не опаздывать на уроки. К сожалению, многие родители считают, что нет ничего страшного в том, что ребенок опоздал в школу. На самом деле, начинается урок, открывается дверь, ребенок заходит с шумом, по дороге задевает товарищей, садится на место, начинает тут же спрашивать, к чему надо готовиться, что нужно доставать, отвлекает одноклассников. Прошло пять минут, опять дверь открывается, заходит следующий, и опять то же самое. Через какое-то время опять дверь открывается. В результате урок сорван. Кто виноват? В первую очередь, конечно же, родители, потому что вовремя не отвели ребенка в школу.

Урок очень часто начинается с того, что один ребенок говорит: «У меня нет тетради», другой: «У меня нет карандашей», третий: «У меня нет учебника». Мне приходится отвлекаться на все это, потому что ребенку нужно все это дать. Родитель должен проследить, чтобы ребенок собрал свой рюкзак, портфель накануне, а то у нас, к сожалению, есть такие дети, которые вообще приходят с пустым портфелем.

Родители должны следить, чтобы у ребенка было выполнено домашнее задание, потому что в школе мы проходим какой-то учебный материал, а дома ребенок обязан его закрепить и прийти с готовыми домашними заданиями. Часто бывает, что ребенок не готовится, не делает домашних заданий, а потом родители предъявляют претензии: «Почему ребенок ничего не знает?». А потому что он не закрепляет эти знания. Урок длится 45 минут, в классе 25 человек, всем уделить одинаковое внимание, конечно же, невозможно. Поэтому если у ребенка закреплены знания, которые были получены на предыдущем уроке, ему уже легко получать следующую порцию знаний.

Безусловно, каждого ребенка мы стараемся узнать. А родитель меня интересует именно как родитель, как союзник, вместе с которым можно чего-то добиться. Но родители бывают разные, некоторые наказывают детей за плохие отметки и наказывают довольно жестоко.

Если я знаю такие случаи, то стараюсь и с ребенком вести себя по-другому, и родителям, может быть, не в той форме рассказываю о результатах учебы их ребенка, может, даже не всегда ставлю ребенку лишнюю двойку, стараюсь оставить его после урока и проработать с ним тот или иной материал. Если педагоги и родители будут сотрудничать, наши дети будут успешны.

Семье нельзя отчуждаться от интересов школьника

Владимир СОБКИН, директор Центра социологии и образования Российской академии образования, доктор психологических наук, академик:

- Как-то я спросил дочь: «Варя, а почему ты в школу еще не идешь?». Она на меня посмотрела и сказала: «А у меня зубы еще не выпали». На самом деле это смешно, а с другой стороны, очень точно. Детская периодизация по молочным зубам в психологии очень точна, это здоровье ребенка, его физическое развитие и физическая готовность к этому новому этапу, к смене деятельности. Очень важно, чтобы ребенок был крепким, здоровым, чтобы у него был организован режим дня. Если он не умеет рано вставать, не умеет вовремя ложиться, то он к школе не готов. Есть азбука психологической готовности ребенка к школе. Это готовность мотивационная, то есть желание идти в школу, желание учиться, желание познавать и сменить игровую деятельность на учебную. Второе - интеллектуальная готовность, развитие определенных навыков мышления, здесь важны умение воображать, умение относиться к себе как к человеку, который что-то умеет, умение оценивать себя, свои способности.

Для меня подготовка ребенка к школе во многом связана с проблемой игры в дошкольном детстве. Игра - дело серьезное, не учеба - дело серьезное, а игра - дело серьезное. Сегодня распадается культура игровой деятельности, взрослые не умеют играть с детьми. Вся проблема игровой деятельности - очень важный момент, так как прыгнуть сразу в учебную деятельность, не прожив этот момент игры, невозможно.

Когда мы говорим: семья, школа, ребенок должны быть вместе и сотрудничать между собой - это правильно по большому счету. Учитель должен, безусловно, поддерживать контакт с родителями, родители должны поддерживать контакт со школой, не стесняться контактировать с учителем, выяснять, что в школе с ребенком происходит, как обращаются с ребенком. Это не назойливость родителей, а их нормальное желание, чтобы ребенку было нормально, уютно, тепло в школе, чтобы он был социально и психологически благополучен.

Создание здоровой атмосферы, когда успех другого - это и твой успех, тоже очень важная вещь, и ее с самого начала школе важно закладывать. Родители, когда ребенок приходит из школы, его спрашивают: «А что у тебя там произошло? А чему ты сегодня научился? А что ты сегодня там узнал?». Мы опрашивали около 3000 родителей, родителей детского сада до школы: «Знаете ли вы песенку, которую разучивает ваш ребенок в школе?». Подавляющее большинство не знает. «Знаете ли вы рисунок, который на этой неделе рисовал ваш ребенок в детском саду?» Подавляющее большинство не знает. Вот в этом во многом заключается проблема взаимоотношений семьи и школы - проблема отчуждения. Мы отдаем ребенка в систему общественного воспитания, и она существует изолированно от наших родительских интересов, начинается отчуждение, отсутствует заинтересованное отношение к делам ребенка. Поэтому чрезвычайно важно сотрудничество семьи и школы, позволяющее преодолевать систему отчуждения, пробуждающее интерес семьи к делам ребенка.