Игорь Реморенко, директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России, особо остановился на приоритетных задачах развития отрасли, определенных проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, охарактеризовал систему мер по формированию новой модели образования, заложенную в проект государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы».

О модернизации экономических механизмов отрасли представителям регионов рассказал зам. начальника Управления Рособразования Владимир Сиваков. А заместитель директора Института содержания и методов обучения РАО Алексей Журин проинформировал участников семинара о работе по формированию новых государственных стандартов общего образования. Со стороны профсоюза последовал ряд уточнений, поскольку выступление Алексея Журина не дало ответов на основные вопросы: как изменится порядок аккредитации образовательных учреждений, какие контрольно-измерительные материалы будут использованы, как будет организовано повышение квалификации педагогов и главное - будет ли определяться ресурсное обеспечение введения новых стандартов.

О проблемах формирования системы оценки качества образования, а также о ходе работы над проектом Положения о государственной (итоговой) аттестации школьников подробно рассказали представитель Рособрнадзора Евгений Семченко и начальник отдела Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Ирина Тараданова.

«Социальный фактор - условие развития образования» - так назвала тему своего выступления председатель профсоюза Галина Меркулова. Основное внимание в нем уделялось наиболее важным факторам, обеспечивающим готовность учителя активно участвовать в обновлении образования, повышении его качества. Проблемы оплаты труда и повышения квалификации, утрата социальных гарантий в обеспечении жильем, качественным медицинским обслуживанием и санаторно-курортным лечением за счет бюджетных средств, необходимость формирования дополнительного социального пакета для работников отрасли на государственном уровне, а также некоторые меры, предпринимаемые профсоюзом для усиления социальной поддержки учителей в рыночных условиях, - вот неполный перечень вопросов, которые затронула Галина Ивановна.

В дополнение к ее выступлению секретарь ЦК профсоюза Владимир Лившиц рассказал о реализации пенсионной реформы в учреждениях отрасли и о работе негосударственного пенсионного фонда «Образование и наука», созданного профсоюзом совместно с Рособразованием. Фонд предлагает работникам образования услуги в области дополнительного пенсионного обеспечения, формирования и управления накопительной частью трудовой пенсии.

Значительное время в ходе семинара было посвящено презентации опыта работы регионов в условиях модернизации образования.

Представители Ханты-Мансийского автономного округа, Новосибирской и Псковской областей рассказали об экономических механизмах, применяемых для развития региональных систем образования. Особенно участников семинара заинтересовали источники финансирования, позволившие двум последним регионам достичь впечатляющих успехов в повышении зарплаты работников и увеличении нормативов финансирования школ. Информация о том, что здесь были задействованы не только внутренние резервы отрасли, но и значительные дополнительные средства, выделенные из региональных бюджетов, вызвала гул одобрения в зале. Игорь Реморенко добавил, что в среднем при реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО) зарплата в этих регионах выросла у педагогов на 35%, в том числе на 20% за счет внутренних резервов в результате реструктуризации сети и на 15% - за счет увеличения бюджетных ассигнований и других мер.

Большой интерес также вызвала презентация опыта Томской области по обновлению региональной системы повышения квалификации и изменению порядка финансирования этой работы на основе бюджетных сертификатов. Обсуждая этот вопрос, представители профсоюза предложили в Законе РФ «Об образовании» установить регламент повышения квалификации педагогических работников не реже 1 раза в 5 лет на бюджетной основе.

О создании современных условий обучения через развитие региональной сети образовательных учреждений, о формировании необходимой нормативной базы и, в частности, о принятии Положения о малокомплектной школе, рассказали представители Астраханской области. О развитии моделей регионального управления в сфере образования на примере создания образовательных округов - представители Самарской области, а о переходе образовательных учреждений в новые организационно-правовые формы - представители Тюменской области.

Конечно же, участники семинара не могли обойти вниманием трагические события, произошедшие в августе в Южной Осетии. Игорь Реморенко подробно рассказал об участии Минобрнауки РФ в оказании помощи пострадавшей республике, в том числе по восстановлению разрушенных учебных заведений и оснащению их необходимым оборудованием.

Председатель Северо-Осетинского республиканского комитета профсоюза Таймураз Тезиев проинформировал об использовании средств, собранных Общероссийским профсоюзом для работников образования Южной Осетии. Кроме того, участники совещания поддержали предложение Минобрнауки об оказании учителям республики методической помощи в повышении квалификации с привлечением российских регионов.

Наиболее острым и продолжительным, как и ожидалось, стало обсуждение проблем, связанных с введением новых систем оплаты труда, а также вопросов аттестации педагогических работников.

Роман Селюков, представитель Института образовательной политики «Эврика», рассказал о проводимом мониторинге реализации КПМО. Его выступление содержало ряд общих выводов о введении новых систем оплаты труда, которые вызвали поток вопросов. Так, дополнительного пояснения потребовал высказанный тезис о том, что учителя, в частности, в Московской области и Северной Осетии, выигрывают от введения НСОТ с применением модельной методики. Утверждение о том, что доля учреждений, где стимулирующие выплаты учителям распределяются с участием общественности, растет, также требовало уточнений: какова фактическая роль управляющих и других общественных советов - разработка критериев установления стимулирующих выплат учителям, участие в определении их размеров или что-то еще?

Обсуждая проблемы реализации КПМО, представители профсоюза отметили, что этот проект не может считаться в полной мере комплексным, поскольку дополнительная государственная поддержка не распространена на учреждения дошкольного образования, в которых не вводятся нормативное финансирование и новая система оплаты труда.

Генеральный директор Центра универсальных программ Наталья Типенко представила результаты проведенного анализа внедрения новых систем оплаты труда в регионах, выигравших конкурс и реализующих КПМО. Она охарактеризовала основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются регионы, в том числе при применении наиболее распространенной методики - модельной, предусматривающей использование стоимости 1 ученико/часа для расчета зарплаты учителя. Как показывает практика, при нормативной наполняемости класса стоимость 1 ученико/часа составляет 1,5-2 рубля, при малой наполняемости достигает 5-6 рублей. Увеличение зарплаты учителя за каждого последующего ученика может достигать 4%. Эта ситуация создает очевидные преимущества для учителей, которые работают в классе с большей численностью учеников.

По мнению эксперта, применение стоимости 1 ученико/часа для расчета оплаты труда учителя не позволяет установить адекватную оценку его квалификации. Поэтому Наталья Георгиевна предлагает использовать опыт ряда регионов, которые применяют коэффициенты снижения размера фонда оплаты труда в школе при наполняемости классов ниже нормативной.

Применение модельной методики вызывает дополнительные трудности в связи с тем, что, как правило, в регионах отсутствует утвержденный регламент учета численности учеников, хотя на практике размер школьного бюджета может изменяться в зависимости от этого показателя на 10-12%.

Эксперт ЦК профсоюза Вера Понкратова рассказала участникам семинара об основных принципах формирования НСОТ в федеральных бюджетных учреждениях. Кроме того, представителям регионов были розданы разъяснения по этому вопросу, подготовленные специалистами профсоюза.

Перейдя к теме аттестации кадров, участники семинара прежде всего предоставили слово руководителям региональных органов управления образованием, которые принимали активное участие в подготовке предложений к новому федеральному порядку аттестации, а также имеют определенный опыт в этой сфере.

Зам. министра образования Республики Карелия Станислав Нисимов высказался за введение обязательного характера аттестации педагогических кадров, за оценку всех видов деятельности учителя при прохождении аттестации, за участие общественности в этой оценке. При сохранении полномочий по определению порядка аттестации за федеральным центром Станислав Урилович предложил передать на региональный уровень полномочия по установлению форм и процедур аттестации педагогических кадров, в том числе по применению профессионального портфолио учителя. Кроме того, он предлагает увязывать оценку деятельности руководителей и заместителей руководителей с результатами аккредитации возглавляемых ими образовательных учреждений.

Начальник Департамента образования Тверской области Алексей Каспржак считает, что нужно изменить цель аттестации - использовать ее в качестве инструмента, дающего допуск к педагогической деятельности, и «отсекать» людей, не способных обеспечить современное качество образования. Кроме того, Алексей Анатольевич высказался за использование аттестации в качестве инструмента повышения заработной платы, а результатов ЕГЭ в качестве инструмента проведения аттестации учителей.

Всеобщее внимание вызвало сообщение начальника Управления образования Псковской области Веры Васильевны Емельяновой. В связи с поставленной губернатором задачей перейти в 2008 году на новую систему аттестации в области был объявлен эксперимент, в котором приняли участие 200 учителей из 35 школ. Поскольку во главу угла поставлена ответственность учителя за результаты обучения, новая процедура аттестации состоит из двух этапов: регионального мониторинга достижений школьников (он проводится в области уже 4-й год) и квалиметрического мониторинга учителя, включающего в том числе анализ профессионального портфолио, оценку всех видов деятельности учителя, собеседование. Данные, приведенные Верой Васильевной, заставили участников семинара всерьез задуматься. По первому этапу аттестации учителя показали следующие результаты: 30% понизили присвоенную ранее квалификационную категорию, 46% - подтвердили, 24% - улучшили результаты. По второму этапу ухудшили результаты 46% учителей, подтвердили 37% и улучшили - 16%. При этом 11% учителей ухудшили свои результаты на две категории и более. 3% учителей с высшей квалификационной категорией не справились с задачами, 30 учителей из 200 были признаны несоответствующими занимаемой должности, и лишь 10% учителей получили высшую (в Псковской области - пятую) категорию.

Начальник отдела Минобрнауки РФ Ирина Тараданова ознакомила участников семинара с рабочими материалами о новом порядке аттестации, которые министерство подготовило по итогам обсуждения этого вопроса в многочисленных группах. Рабочие материалы предусматривают, что целью аттестации руководящих работников является подтверждение их соответствия занимаемой должности. Аттестация педагогов направлена на решение следующих задач: подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности; повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта; стимулирование их личностного карьерного (статусного) профессионального роста.

По итогам аттестации могут устанавливаться следующие квалификационные категории: для руководящих работников - базовая; для педагогических работников - базовая, первая и высшая.

Аттестация на базовую категорию, которая присваивается работникам, подтвердившим соответствие занимаемой должности, является обязательной и проводится в форме квалификационного экзамена не реже 1 раза в 5 лет.

Аттестация на первую и высшую категории для педагогических работников является добровольной, срок их действия - 5 лет.

В межаттестационный период педагогу могут присваиваться статусные звания (учитель-наставник, учитель-методист, учитель-воспитатель), которые отражают успешность и качество выполнения конкретных видов работы и присваиваются на основе анализа стимулирующих выплат, произведенных за 3 предшествующих года.

Проведение аттестации, ее организационное и научно-методическое обеспечение возложено на региональный орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования. Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия субъекта РФ, при которой могут быть образованы экспертные группы. И комиссия, и экспертные группы формируются в том числе из представителей профсоюзных органов.

При подведении итогов совещания представитель Министерства образования и науки РФ Мария Гончар особо отметила необходимость конструктивного диалога в ходе модернизации между главными социальными партнерами - органами управления образованием, руководителями учебных заведений, с одной стороны, и профсоюзом - с другой. Было еще раз подтверждено, что учитель должен быть заинтересован в результатах реформы. Поэтому необходимо продолжать диалог с целью уточнения регламентов общественного участия в распределении стимулирующей части зарплаты учителей и других педагогических работников.

Важно оперативно, до 1 ноября, провести в регионах мониторинг динамики зарплаты работников образования по всем категориям персонала и по всем типам и видам учреждений. Цель этого мониторинга - не только оценить эффективность мер по введению новой системы оплаты труда в субъектах РФ (в том числе в рамках КПМО), выявить взаимозависимость роста зарплаты и качества обучения, но и оценить состояние дел с оплатой труда работников российского образования в целом.

В совместном письме Минобрнауки России и ЦК профсоюза от 18 сентября 2008 года №ИК-1757/03-74 руководителям региональных органов управления образованием и профсоюзным лидерам территорий предложено в тесном взаимодействии провести этот мониторинг, чтобы затем на федеральном уровне обобщить опыт регионов и провести анализ его результативности.

Представители Минобрнауки РФ высказали мнение, что есть реальная возможность совместно с профсоюзом доработать розданные на семинаре материалы по порядку аттестации кадров. Есть и другие важные направления работы, требующие совместного участия социальных партнеров, например, изменение нормативной правовой базы на федеральном и региональном уровнях, совершенствование форм повышения квалификации педагогических работников с привлечением учителей.

Представители министерства заявили, что остается актуальной задача улучшения условий обучения школьников - и в плане обеспечения безопасности их пребывания в школьных стенах, и в плане повышения квалификации педагогов.

Информацию об изменении условий обучения можно черпать на сайте КПМО. Минобрнауки России собирается провести семинар для регионов, не победивших в конкурсах и реализующих комплексные проекты модернизации образования. Возможно, состоится еще один конкурсный отбор на право участвовать в реализации КПМО. Одновременно планируется сформировать фонд дополнительной поддержки регионов, реализующих реформы на всех уровнях образования.

Участники встречи высказали единодушное мнение, что семинар получился полезным для всех, а состоявшийся разговор - заинтересованным и доброжелательным. Одновременно представители профсоюза предложили вынести на широкое обсуждение вопрос о ресурсном обеспечении реализации нового стандарта общего образования.

Подводя итоги, заместитель председателя профсоюза Татьяна Куприянова поблагодарила руководителей и специалистов Минобрнауки, Рособразования и Рособрнадзора за хорошую методическую подготовку семинара, руководителей из регионов - за умение щедро делиться своим опытом.

Татьяна Викторовна отметила, что в ходе обсуждения важных вопросов были представлены разные подходы и принципы формирования новых систем оплаты труда работников образования, дана объективная оценка рисков применения отдельных методик. Так, стало очевидным, что установление прямой зависимости размера зарплаты конкретного учителя от количества учеников в классе было неудачным решением. В конечном итоге оно стало для учителей антистимулом повышения квалификации, поскольку чаще всего в выигрыше остается тот педагог, который работает в классе с большей наполняемостью. По мнению профсоюза, можно уже отойти от применения такой методики «в лобовую» и применять, если необходимо, подход, предложенный экспертами и используемый в ряде регионов - коэффициенты снижения размера фонда оплаты труда в школе в случае наполняемости классов ниже нормативной.

Татьяна Куприянова еще раз обратила внимание на то, что подготовленные Минобрнауки России совместно с ЦК Профсоюза и утвержденные Минздравсоцразвития профессиональные квалификационные группы должностей руководителей и служащих в сфере образования и квалификационные уровни этих групп, сформированные для федеральных бюджетных учреждений с учетом требований к уровню профессиональной подготовки, квалификации, сложности и объему выполняемых работ, являются основой для формирования штатных расписаний, а также для определения принципов и подходов к дифференциации в оплате труда работников образовательных учреждений всех уровней. Этот факт необходимо учитывать в регионах при введении новых систем оплаты труда независимо от избранных методик формирования НСОТ.

Оценивая значение предстоящей работы по проведению мониторинга динамики зарплаты учителей и других работников отрасли, Татьяна Викторовна отметила, что это позволит точнее определить объем необходимых средств и масштаб предстоящей работы образовательных учреждений всех типов и видов, финансируемых из региональных и муниципальных бюджетов. Это тем более важно, что у профсоюза есть опасения, что дефицит бюджетных средств во многих регионах России будет сдерживать дальнейшее введение новых систем оплаты труда и повышение зарплаты как в школах, так и в других учреждениях: детских садах, учреждениях дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования.

Татьяна Куприянова заверила социальных партнеров в том, что профсоюз так же, как и они, заинтересован в повышении квалификации учителей, в повышении доверия общества к профессионализму учителя. Именно поэтому профсоюз так ратует за то, чтобы новое федеральное положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений в согласованном варианте было скорее принято.

Процесс подготовки нового порядка аттестации на федеральном уровне слишком затянулся. И это создало почву для развития в регионах «творчества» по созданию новых форм, процедур и порядка аттестации в условиях ужесточения требований к качеству образования.

К сожалению, с 2000 года так и не выполнено поручение о разработке критериев оценки деятельности учителя, критериев, способных обеспечить сопоставление разных квалификаций. До сих пор не доработаны и не утверждены квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, занятых в сфере образования.

Очень не хотелось бы, чтобы произошла подмена объективных критериев оценки деятельности учителя многочисленными и изощренными формами аттестации. Именно поэтому, подчеркнула Татьяна Куприянова, социальным партнерам предстоит совместная ускоренная доработка квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих в сфере образования, а затем и нового федерального положения об аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.

Выступление председателя Общероссийского профсоюза образования Галины МЕРКУЛОВОЙ на семинаре читайте на стр. 4-5.

На сайте профсоюза www.ed-union.ru и в газете «Мой профсоюз» мы постараемся разместить методические материалы, подготовленные к семинару, а также наиболее интересные презентации опыта работы регионов в условиях модернизации образования.