Первый шаг - это диагностика уровня реальных учебных возможностей всех учеников. Нами апробировано несколько методов диагностики. Это метод доверительной компетентности, метод групповых экспертных оценок и метод диагностических контрольных работ. Составляется диагностическая карта класса.

На основе диагностических карт классов составляется таблица индексов школы, в которую входят индексы каждого класса.

Важно отметить, что анализ письменных работ по предметам проводится с учетом прогнозируемых показателей. Особый акцент делается на предметы, которые выносятся на итоговую аттестацию, в том числе в форме ЕГЭ.

Анализ контрольной работы основан на системном методе, где количество полученных компонентов позволяет провести полный обоснованный анализ и сделать вывод о качестве преподавания с учетом уровня индивидуальных возможностей каждого ученика.

Для каждого класса создана аналитическая карта. Она включает диагностическую карту, результаты письменных работ, оценочные показатели, графики, иллюстрирующие анализируемые компоненты, протокол результатов анализа.

Следующий уровень анализа - анализ работы школы. Он также основан на системном подходе.

Анализ результатов деятельности школы проводится по определенному алгоритму. Он выглядит так:

- общие итоги;

- анализ результатов каждого класса;

- результаты выполнения практической части программы по всем классам;

- показатели сформированности общеучебных умений;

- графическое подтверждение результатов анализа;

- анализ усвоения теоретической части программы (в сравнении с индексом реальных возможностей класса).

По нашему мнению, достоинством анализа работы школы является не только констатация и сравнение полученных показателей с нормативными, но и прогноз. Речь идет о прогнозе повышения качества образования и определенных управленческих действиях по его реализации.

Анализ работы школы завершается анализом результатов деятельности каждого учителя.

Мы анализируем деятельность учителя по 8 микрокомпонентам, на наш взгляд, снижающим эффективность учебного процесса. Это:

- количество учеников с одной «4» по предмету;

- с одной «3»;

- неуспевающие по предмету;

- низкий (критический) уровень практической части программы;

- низкий (критический) уровень теоретической части программы;

- расхождение между практической частью учебной программы и оценочными показателями;

- показатели ниже Государственного образовательного стандарта;

- неудовлетворительные результаты ЕГЭ.

Отсутствие этих проблемных компонентов свидетельствует об оптимальном уровне преподавания.

Однако работа учителя многогранна, и его профессиональная компетентность не ограничивается только результатами учебной деятельности.

В новой системе оплаты труда предполагается учет индивидуальных достижений каждого учителя, поэтому при анализе эффективности работы учителя мы учитываем следующие компоненты:

оптимальный уровень преподавания;

повышение квалификационной категории;

наличие наград, званий, ученой степени;

подготовка и проведение мероприятий на уровне района, округа, города и так далее;

внедрение ИКТ в учебный процесс;

наличие медалистов;

отличников;

победителей и призеров олимпиад, конкурсов;

и, конечно же, результативность ЕГЭ в сравнении с индексом реальных возможностей класса.

Проведенная экспериментальная работа с использованием методов педагогической квалиметрии позволяет сделать вывод, что основные показатели качества обучения имеют положительную динамику.

Ольга ПОДКОЛЗИНА,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №25