Для того чтобы сформировать далеко идущие планы, разработать стратегию их достижения и придерживаться взвешенных шагов и решений, нужно в первую очередь представлять себе целостную картину воспитательного и учебного процесса, которая выражается в сборе, сравнении, обобщении и анализе всей информации о состоянии школьной образовательной структуры.

С этой целью уже не первый год проводится мониторинг образовательного процесса, который заключается в системном сборе информации по классам об уровне успеваемости учащихся. При этом предметом контроля и оценки становятся не только данные успеваемости по триместрам и за год, но и все контрольные и проверочные работы, тесты, зачеты, проведенные в течение года. Эти оценочные работы составляют своеобразный банк стандартизированного тестирования и дают объективную информацию об успехах и просчетах всех участников образовательного процесса.

Результатом обобщения и анализа этих данных становятся таблицы и графики, которые дают наглядное представление как о работе каждого ученика, так и каждого учителя. Особенно наглядно видна стратегия учителя на графиках стартового, рубежного и итогового контроля успеваемости по классам. Анализ этих данных в конце года показывает, повысился ли у учителя процент качества, остался ли он на прежнем уровне или упал. Предметом особо пристального внимания, анализа и разбора стала деятельность учителей, у которых в течение года процент качества оставался нестабильным. Это показало, в первую очередь самому учителю, что его стратегия обучения не до конца продумана и логично простроена. Данные об успеваемости за год дают возможность просчитать уровень интеллектуальных возможностей как каждого ученика, так и классного коллектива в целом. Таким образом, через успешность каждого ученика мы можем проследить успешность работы каждого учителя, и наоборот, качество преподавания прямо пропорционально сказывается на качестве успеваемости.

Такой подход дает возможность управлять качеством не на основе распоряжений и приказов сверху, а на основе глубокого анализа и самоанализа. То есть поиск резервов ведется всеми субъектами образовательного процесса. Это дает возможность ориентироваться на индивидуально-личностный подход в обучении, построить систему самоорганизации и самоуправления качеством образования.

Одним из важных аспектов управления качеством является информатизация образовательного мониторинга, создание банка данных, разработанный инструментарий педагогических измерений. Это дает возможность анализировать образовательный процесс и выявлять потенциальные возможности и способности ученика.

В школе из года в год перестраивается научно-методическая работа. Совершенствуются формы обмена опытом, заимствуются передовые технологии и идеи.

Возможности учителей школы значительно расширяются за счет единства используемых технологий и педагогических приемов, а также высоких требований к разработке контрольных измерительных материалов, распространением передового опыта, единых критериев оценки качества, что значительно повышает интерес педагогов к различного рода инновациям. Мы идем по пути устранения авторитаризма и субъективизма при принятии управленческих решений, так как все они основаны на объективной, вызывающей доверие педагогов оценке результатов их труда, постоянной обратной связи между всеми участниками образовательного процесса.

Вера Илюхина, директор школы №2006, кандидат пед. наук