Начальник Юго-Западного управления образования доктор философских наук Михаил Юрьевич Тихонов озадачил участников «круглого стола» смелым парадоксальным суждением. «Управление качеством образования требует соответствующего уровня качества управления образованием», - сказал Михаил Юрьевич. Точно, емко, афористично он обозначил и обсуждаемую проблему, и вектор дальнейшей работы и движения. Верно говорят: дорогу осилит идущий. И на Юго-Западе столицы рождаются и претворяются в жизнь смелые самые идеи.

Ирина Владимировна Павлова, директор окружного методического центра, рассказала о том, как выстраивалась система оценки качества обучения. Немало подводных камней ждало на этом пути. Приходилось работать в режиме постоянного поиска. «Мы часто пишем в планах - надо создать успешную комфортную образовательную среду для всех учеников». А что стоит за этими словами? Как оценить качество обучения? Как влиять на его улучшение?

Правильная постановка вопроса - залог успеха. На Юго-Западе умеют ставить задачи и решать их успешно. Чтобы увлечь всех работников образования новыми идеями (а на Юго-Западе их более 20 тысяч человек), нужна в первую очередь сильная мотивация. Главной темой, над которой работала методическая служба округа в прошлом году, стал компетентностный подход, профессионализм педагога, руководителя. А как доказать, что деятельность определенных учителей не соответствует современным требованиям? Где найти механизм, который позволил бы сделать ясный и определенный вывод: да, вот это настоящий профессиональный педагог, а вот деятельность другого педагога требует дальнейшего совершенствования? Ведь у педагогов свои представления о качестве образования. Одни считают отличников и хорошистов, другие качество обучения связывают со степенью воспитанности и развитости личности, третьи гордятся призерами олимпиад и выпускниками, поступившими в вузы. А четвертые считают, если учитель обладает различными званиями и наградами, значит, у него и качество обучения ребят выше. Но вот Ирина Владимировна Павлова привела в выступлении удивительный факт. Оказалось, вовсе не обязательно самые заслуженные учителя смогли «вытянуть» свой класс на этот успех при итоговой аттестации. Единая окружная система оценки качества обучения - это совокупность методик, процедур, измерителей, программно-методических средств контроля и оценки образовательных достижений учеников в единой логике на всех ступенях школьного образования.

На мой взгляд, очень важно, что при этом учитывается уровень реальных возможностей учеников. Иначе как можно сравнивать работу учителя в гимназических классах и обычных? Ведь у каждого ребенка есть свой успех, своя высота. А руководителей школ новая система освобождает от обвинений в предвзятости и субъективности. Теперь с помощью определенных технологий можно оценить работу учителя с классом. На каком уровне работает учитель: высоком, достаточном или критическом? На Юго-Западе выяснили, к примеру, что примерно 12 процентов учителей нуждаются в очень серьезной методической помощи.

Для разработанной окружной системы основной формой проверки знаний и умений учеников стали письменные контрольные работы. Определить их общую и индивидуальную результативность выполнения помогает методика Надежды Борисовны Фоминой. Автор поделилась с участниками «круглого стола» своими находками и размышлениями.

Методисты Лилия Ивановна Сударева и Ксения Викторовна Силиванова познакомили всех собравшихся со своими наработками по теме «Интеграция внешней и внутренней оценки в формировании единой окружной системы оценки качества обучения». С интересом были выслушаны сообщения директоров школ о работе по-новому. Заместитель директора ОМЦ кандидат педагогических наук Татьяна Сергеевна Фещенко заострила внимание собравшихся на проблеме «Учитель и оценочная деятельность в окружной системе оценки качества обучения».

Мы открыты для сотрудничества и обмена опытом - таков был рефрен выступлений всех методистов центра.

Разговор получился содержательным, полезным, дающим пищу для размышлений.

Выводы и рекомендации

Участники «круглого стола» «Формирование окружной системы оценки качества обучения» рекомендуют:

Провести экспертизы объективности и достоверности результатов эксперимента Юго-Западного округа специалистами МЦКО, МИОО.

Использовать критерии, выработанные в ходе эксперимента, для оценивания уровней овладения учащимися основными компетенциями и профессионального мастерства учителя.

Использовать опыт технологии «Диагностика качества обучения» Юго-Западного округа в учебных округах города, по итогам провести городской методический совет.

Применять интегральную оценку качества обучения при проведении промежуточной, итоговой аттестации, включая единый государственный экзамен.

Формировать курсовую систему повышения квалификации, учитывать данные по оценке качества обучения и разработать индивидуальные учебные планы с учетом профессиональной компетентности учителя.