Методическая служба Северо-Запада города Москвы - неотъемлемая составляющая окружной системы образования. Окружной методический центр - сетевое образовательное учреждение, которому принадлежит важнейшая роль: с одной стороны, он реализует стратегические положения российской и столичной образовательной политики, а с другой - решает конкретные цели и задачи, которые ставит окружное управление образования.

Наступил еще один учебный год - в жизни педагога любого ранга все происходит по учебным годам, вновь были подведены итоги, а также поставлены задачи на перспективу. Как же можно оценить прошедший год? Что нового он принес? Какие выявил проблемы? Что будет главным для методистов в следующем году?

В прошлом учебном году методисты работали по тем направлениям, которые стали традиционными и которые в большой степени составляют основу деятельности методцентра. 2,5 тысячи педагогов округа мы обучили в системе повышения квалификации на базе МИОО, других институтов Москвы, окружного методического центра. Из них 254 учителя математики, русского языка и литературы изучали проблемы проведения единого государственного экзамена.

В округе действуют Школа передового опыта и Школа молодого специалиста. В работе с молодыми педагогами большую роль играет такая общественная организация, как окружной Совет молодых учителей, наставники которого - ведущий специалист Северо-Западного окружного управления образования Н.Скотникова, методисты Л.Печерикина, Л.Осипова. А руководитель совета - молодой учитель школы №115 Л.Мардеева - одновременно стала и ключевой фигурой в «Молодежном правительстве» Управления образования, которое уже второй год работает в летний период времени.

Стало нормой и проведение месячника открытых уроков в школах округа. Конкурс «Учитель года», прошедший по 9 номинациям, не принес тех результатов, на которые округ надеется каждый год, хотя, как всегда, есть победители в системе дошкольного образования. Но по главному направлению - в номинации «Учитель-предметник» - наши участники, к сожалению, не вошли в число городских финалистов. Мы рассматриваем этот конкурс в первую очередь как способ повышения мастерства педагога, расширения его профессиональных возможностей. Поэтому возникает вопрос планирования более серьезного комплекса мероприятий, который в конечном счете должен привести к созданию целостной системы повышения профессионального уровня современного педагога. Здесь мы предполагаем, во-первых, привлечь все учреждения округа к участию в той или иной номинации конкурса на муниципальном уровне. Во-вторых, так организовать подготовку и проведение окружного этапа, чтобы одновременно провести работу и по оказанию методической помощи тем учителям, которые планируют свое участие в конкурсном отборе в рамках ПНПО «Образование» («Лучшие учителя»). А в-третьих, базой месячника открытых уроков сделать также уроки участников этого конкурса. Есть необходимость в том, чтобы более четко координировать свои действия с местной властью (управами, муниципалитетами), привлечь учреждения дополнительного образования округа для подготовки окружного праздника подведения итогов конкурса, запланировать введение номинации «Молодой специалист» на окружном конкурсе.

Каким должен быть педагог современности? Этот вопрос увлекает в том числе и ту, пока не очень значительную, группу работников образования, которая старается ответить на этот вопрос в рамках реализуемой в округе модели «Школы будущего» как одного из экспериментальных проектов столицы. В прошлом учебном году основную работу по сопровождению экспериментальной деятельности по отработке окружной целевой программы «Северо-Запад: научное будущее России...», а затем подготовке и проведению окружной выставки «Молодежная ЭКСПО на Северо-Западе-2008» выполняли методисты, и в целом ОМЦ справился с этой задачей, а учитывая то, что в течение года возникали по объективным причинам проблемы с научной поддержкой этой деятельности, результат оказался вполне достойным. На окружной выставке, а затем и на ВВЦ были представлены итоги работы созданного два года назад детско-взрослого объединения «Школа генеральных конструкторов» по направлениям: «Создание регионального самолета», «Ядерно-водородная энергетика», «Мусороперерабатывающая промышленность», «Фармакология», «Космос». В целевую программу «Столичное образование-5» ШГК вошла как перспективное образовательное учреждение городского уровня.

В 2007-2008-м учебном году округ проводил давно уже себя зарекомендовавший конкурс с общим название «Будущее Северо-Запада», основной составляющей которого был конкурс исследовательских работ старшеклассников «Лидер» - ему уже 10 лет! Теперь нам предстоит решить задачу - как придать новый импульс развитию этого конкурса, в том числе, возможно, поменяв и его статус? Все начинается с раннего детства, методисты, сопровождающие и организующие этот конкурс для детей младшего школьного возраста, планируют проведение его на муниципальном уровне, а педагоги-дошкольники разрабатывают свои планы возможного участия в нем.

Еще одно важнейшее направление деятельности - это информатизация окружной образовательной системы. В самом методическом центре активнее стали использовать внутрисетевые телекоммуникационные ресурсы, отрабатывать систему передачи информации не только при помощи электронной почты, но и системного использования возможностей сайта ОМЦ, Управления образования, Окружного ресурсного центра информационных технологий (ОРЦИТ). Сегодня уже действует окружной образовательный портал, второй год на базе округа внедряется автоматизированная информационная система (АИС) «Школьные учебники», которая призвана облегчить работу сотрудников библиотек, методистов, снизить количество рутинных операций при составлении и оформлении заказов на учебную литературу школами округа. Но нынче весь этот процесс запущен только в 5 школах, работа по введению остальных учреждений в эту систему идет медленно.

Впервые в округе мы начали проводить мониторинг общественного мнения как перспективный вид деятельности, позволяющий выявить проблемы в работе образовательных учреждений и соответственно спланировать дальнейшее развитие. Аттестационно-диагностический отдел ОМЦ обработал более 50 тысяч ответов на вопросы, заданные администрации школ, учителям, родителям и учащимся. Этот материал был использован начальником учебного округа Ириной Булановой в ее выступлении на итоговой окружной конференции перед руководителями учреждений и размещен на сайте ОМЦ.

Среди известных традиционных направлений работы методистов особое место занимает деятельность психолого-педагогической службы округа, находящейся в составе ОМЦ, а также методистов по проблемам воспитательной работы и организации внешкольной деятельности в учреждениях дополнительного образования. В области воспитательной работы, пожалуй, самые сложные проблемы, и главная из них - это нехватка грамотных специалистов, способных решать задачи, связанные с воспитанием современных молодых людей.

Сегодня психологам необходимо адекватно реагировать на все возникающие проблемы, начиная от проблем девиантного поведения детей, детей с проблемами здоровья до сопровождения одаренности. Одна из окружных программ, которую необходимо грамотно, в постоянном режиме сопровождать, - программа «Профилактика», принятая Управлением образования.

Во всех своих делах методическая служба округа предполагает опираться на те инновационные процессы, достижения, которые уже существуют в округе, столице, России. Не случайно как важную методическую тему наступающего учебного года коллектив методического центра определил такую: совершенствование системы методического сопровождения инновационных процессов в образовательных учреждениях округа как основы обновления содержания образования и повышения компетентности педагогических работников. Этому будет служить и та программа, над которой мы работаем, - программа развития окружного методического центра, которая и позволит, на наш взгляд, системно спланировать свою перспективу по всем главным направлениям деятельности методической службы округа.