Комментарий «УГ»

В десятку сильнейших вошли:

1. Средняя общеобразовательная школа №97 с полным днем пребывания детей г. Ижевска, Удмуртская Республика

2. Средняя общеобразовательная школа №146 с углубленным изучением отдельных предметов Ново-Савинского района Казани, Республика Татарстан

3. Бийский лицей Алтайского края

4. Кемлянская средняя общеобразовательная школа Ичалковского района, Республика Мордовия

5. Андрейковская средняя общеобразовательная школа Вяземского района, Смоленская область

6. Красноярская университетская гимназия «Универс» №1, Красноярск

7. Средняя государственная школа №279 Кировского района Санкт-Петербурга

8. Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы, Республика Марий Эл

9. Многопрофильная гимназия №13 г. Пензы

10. Средняя общеобразовательная школа №4 муниципального района «город Нерехта и Нерехтский район», Костромская область

В пятом, юбилейном, конкурсе приняли участие 122 школы из 60 регионов страны, ранее получившие президентские гранты в рамках национального проекта «Образование». Список финалистов, как и в прошлом году, оказался на строчку длиннее, чем предусматривает положение о конкурсе: рассмотрев материалы заочного этапа, экспертная комиссия допустила к очным испытаниям 31 коллектив.

Во втором туре, проходившем в Москве с 7 по 9 октября, честь каждой школы по традиции отстаивала целая команда: директор, учитель, родитель, ученик и представитель местных СМИ. Они провели презентацию программы развития образовательного учреждения и ответили на вопросы экспертной комиссии. После трехдневного марафона, который принимала гимназия №1520 имени Капцовых, ставшая победителем конкурса в прошлом году, серебряные колокольчики зазвенели еще в 10 школах России.

В число победителей попали действительно уникальные, самобытные образовательные учреждения. Например, в ижевской школе №97 с полным днем пребывания детей учатся ребята разных национальностей - удмурты, татары, русские, армяне, азербайджанцы. Чтобы молодежь не забывала традиции и обычаи предков, в школе создан Центр национальных культур, где дети изучают языки, историю и культуру своих народов. А всего в образовательном учреждении около 160 творческих объединений, кружков и секций! В 2004 году школа уже принимала участие во Всероссийском конкурсе и одержала победу в номинации «Школа здоровья». Здесь работает медико-педагогический центр, единственный в России аттестованный на первую категорию лечебного учреждения, а летом ученики с удовольствием отдыхают в школьном загородном лагере «Черемушки».

Интересно, что в число лучших из лучших на этот раз не вошла ни одна московская школа. Впрочем, завоевать педагогический олимп не так просто. Некоторые учебные заведения штурмовали его два раза, а Бийский лицей Алтайского края участвовал во всех пяти состязаниях. Совершенствуя год от года свою работу и мастерство презентации, лицеисты на этот раз вошли в десятку сильнейших.

«Сегодня вы названы лидерами отечественного образования, - приветствовал конкурсантов на торжественной церемонии во Дворце культуры МГТУ министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. - Опыт вашей работы должен стать примером для подражания. Конкурсы - это не только и не столько поощрение лидеров, сколько постановка вектора развития всей педагогической системы, обмен ценным опытом. Выявляя лучших, мы учимся друг у друга. Причем не на ошибках, а на самом качественном и успешном материале».

Победителей не обошли вниманием и другие учредители конкурса. «Учительская газета» подарила десятке сильнейших коллективов подписку на газету, а Общероссийский профсоюз образования - памятные настольные часы в форме карты России с профсоюзной символикой: чтобы директора не забывали, кто их главный партнер и помощник, а если в школе по какой-либо причине пока нет профсоюзной организации, то пора ее создать.

Надо сказать, что на протяжении четырех лет в рамках Всероссийского конкурса «Лучшие школы» проходил и конкурс на лучшую первичную организацию профсоюза. В этом году Центральный комитет решил сделать паузу, посчитав, что слишком много соревнований, проходящих одновременно, - большая нагрузка для педагогического коллектива. Но многие участники нынешнего конкурса выражали по этому поводу сожаление. Лариса Тропкина, директор лицея №5 Центрального района Волгограда, высказала общее мнение: «Зря не провели конкурс первичек. Он нужен и для развития профсоюзной организации, и для всего коллектива. В 2006 году наш лицей стал его победителем, и, когда мы уезжали из Москвы без серебряного колокольчика, нас радовало и поддерживало то, что мы возвращаемся домой не с пустыми руками, а с профсоюзной наградой. А это для участников конкурса очень важно!» Обещаем прислушаться к мнению педагогических коллективов и продолжить конкурс в будущем году.

Поздравляем обладателей серебряных колокольчиков с победой и надеемся, что когда-нибудь они зазвенят в каждой российской школе.

Елена ЕЛШИНА, главный специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Дорогие читатели! Ждем ваших писем с предложениями о проведении конкурса первичных профсоюзных организаций в редакции газеты и по электронной почте ЦК Профсоюза: eduprof@spectrnet.ru (с пометкой: в отдел по связям с общественностью).