Как рассказал министр образования и науки Красноярского края Вячеслав Башев, документ соотносит новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование, уже действующее в крае в течение четырех лет. При этом он не распространяется на малокомплектные школы, где численность учеников не превышает 275 человек. Предложенный закон, по словам министра, позволяет учитывать в базовой части выплат учителям такие понятия, как особенности предмета, подготовка к уроку, проверка письменных работ, классное руководство. Стимулирующие надбавки, по замыслу разработчиков документа, будут распределяться с привлечением общественности.

По словам Вячеслава Башева, проект закона содержит четкий механизм расчета ставок исходя из выделенных на год средств. Это должно подвигнуть руководителей школ оптимизировать кадры и учебные планы. Существующая система, считает министр, стимулирует увеличение учебных часов и как следствие - излишнюю нагрузку на учеников. Он также подчеркнул, что переход на новую систему не уменьшит заработную плату каждого конкретного учителя. После уточняющего вопроса депутата Татьяны Волоткевич выяснилось, что доходы некоторых педагогов и не увеличатся, несмотря на обещанное губернатором повышение фонда заработной платы. В предусмотренном 30-процентном увеличении более 20% будет идти именно на стимулирующие выплаты.

Депутат Валентина Бибикова подняла вопрос о правомерности введения в законопроект такого понятия, как «приоритетность предмета». «У нас в свое время приоритетом в школах было всестороннее развитие личности, все предметы были равны. Считаю эту систему более правильной, - сказала депутат. - Второй момент - это феминизация школ. Учителя-мужчины чаще всего преподают такие предметы, как физкультура, труд, ОБЖ, которые заведомо попадут в разряд «неприоритетных». Значит, ставки уменьшатся, и произойдет очередной отток учителей-мужчин».

Резкой критике подвергла законопроект председатель Красноярского краевого комитета Профсоюза работников народного образования и науки Людмила Косарынцева. «Мы представили на этот документ два отрицательных заключения. И ни одно из них отзывать не будем», - подчеркнула она. По мнению Людмилы Васильевны, законопроект не содержит стимула для повышения качества образования. «Мы изучили ситуацию практически во всех школах - оптимизация штатных расписаний доведена до предела. А строить систему оплаты труда на показателе ученико-час в условиях нынешней демографической ситуации просто некорректно. Получается, что учителя при одинаковой квалификации, выполняя одинаковую работу, будут получать разную зарплату. Ведь один ученик - это почти 4% от заработной платы. О качестве образования в таких условиях говорить не приходится. Я думаю, мы получим отток педагогических работников, и этот процесс уже начался», - подчеркнула профсоюзный лидер.

В итоге обсуждения депутаты решили создать рабочую группу, которая детально проработает законопроект.

Александр СИМОНОВ, по материалам пресс-службы Законодательного собрания Красноярского края