Почти 100 лет назад русский педагог и психолог П.Каптерев так поставил вопрос о том, что важнее делать: укреплять и совершенствовать существующее семейное воспитание или заменять его новыми формами общественного воспитания. Дискуссия сохраняет свою актуальность, но, как показало время, оптимальный ответ заключен в интеграции. В истории сотрудничества «детский сад - семья» есть немало примеров, показывающих, как изоляция их друг от друга быстро обнаруживает слабые места и несовершенства того и другого института воспитания.

Сегодня к категории молодых семей относятся родители, совокупный возраст которых составляет не более 70 лет. Как известно, прежними границами родительского возраста в категории «молодые» считался возраст, не превышающий 30 лет. Таким образом, рубеж официальной родительской молодости продлился еще на десять лет. В результате категория молодых семей, в которой раньше преобладали однодетные родители, теперь включает большой процент двух- трех- и многодетных. По понятным причинам именно многодетные семьи с детьми раннего возраста наиболее активно выступают инициаторами обращений к обществу за поддержкой в воспитании детей. Примечательно, что в Год семьи поддержка многодетности - один из приоритетов семейной политики властных структур и исполнительных органов.

Можно выделить несколько актуальных направлений психолого-педагогической поддержки молодых семей, одно из которых связано с углублением ее адресного характера. Это разработка и внедрение содержательной специфики помощи для родителей-студентов; несовершеннолетних; родителей единственных детей и для тех, у кого родился второй ребенок; родителей, проживающих с прародителями; оказавшихся в трудной жизненной ситуации (конфликт (развод), миграция) и так далее. Способность сосредоточиться на доминантах, влияющих на их воспитательную дееспособность, - перспективная задача современной практики семейного консультирования.

Важно сопровождать родителей в разные периоды начального становления родительской роли. В частности, в период мотивации на материнство и отцовство; в период ожидания ребенка; в младенчестве и раннем возрасте ребенка; с началом его подготовки к поступлению в ДОУ и во время проживания адаптации в новой микросоциальной среде группы детского сада с ее нормами и правилами. Поскольку каждый из этапов становления родительства имеет свой потенциал внутреннего роста и свою динамику запросов и затруднений, есть основание говорить об особом содержательном наполнении общения с молодыми семьями с учетом естественных периодов становления родительства. Например, в поддержке института потенциальных родителей можно выделить несколько самостоятельных категорий со специфическими потребностями. Это молодые люди-старшеклассники как будущие матери и отцы, это отличающаяся своими потребностями, тревогами и опасениями категория будущих родителей в период непосредственного ожидания ребенка, это материнство на пороге родильного дома, которое также нуждается в своем конкретном психологическом сопровождении. Особое дело - консультировать родителей, ставших ими вследствие повторных браков (а они, по статистике, образуются в первые годы прекращения первых, а то и предшествуют им). Форма семейного воспитания «отказных» детей приемными и патронатными родителями также имеет свою специфику, то есть список может быть продолжен с учетом многообразия жизненных ситуаций.

В программе «Московская семья - компетентные родители» обращено особое внимание на целесообразность создания инфраструктуры поддержки молодых семей на уровне шаговой доступности и на межведомственной основе. Так, в ходе реализации программы возникает вопрос: каким содержанием может быть наполнено сотрудничество дошкольного учреждения с отделами загс, центрами планирования семьи и репродуктивного здоровья? Среди актуальных тем, которые разрабатывают сегодня специалисты детских садов для бесед, интернет-форумов, а также в оформлении тематических буклетов в адрес семьи, акцент делается на такие темы семейного воспитания, как: «Что подразумевается под воспитанием ребенка в первые месяцы жизни», «Мать как объект привязанности ребенка», «Рефлекс сосания как способ обретения ребенком эмоционального комфорта», «Материнство и отцовство: социокультурный феномен или врожденный инстинкт», «О базисных потребностях ребенка в младенческом и раннем возрастах», «Забота родителей о безопасном существовании ребенка», «Что такое эмоциональный комфорт и для чего он нужен ребенку», «Знакомимся с новыми формами семейного воспитания детей» и так далее.

Важный вопрос: что лучше для маленького ребенка - материнство или «аутсорсинг»? Этот термин пришел из бизнеса и стал распространяться в частной жизни успешных (и не только) москвичей. Он означает передачу ряда функций специализированным структурам со стороны. Скажем, чем развозить пирожки по торговым точкам, лучше отдать это на «аутсорсинг» транспортной фирмы. Конечно, сами родители решают, выпускать воспитание ребенка из своих рук или нет. Положительными шагами в Год семьи можно назвать осуществление консультативных услуг, оказываемых специалистами дошкольного образования няням и гувернерам, в частности, в консультативных пунктах при дошкольных учреждениях.

Жизненная практика показывает, что до двух лет ребенку обычно достаточно общества мамы и других членов семьи. И только позже помимо братьев и сестер ребенок начинает нуждаться во все более широком обществе и социальных контактах. Тогда возникает один из вечно актуальных вопросов: как поддержать родителей в период подготовки и адаптации ребенка к посещению детского сада, а также как обогащать социальный опыт тех детей раннего возраста, которые воспитываются дома? Примечательно, что в практике дошкольного образования все более развиваются сеть и содержательное наполнение работы семейных адаптационных групп кратковременного пребывания для потенциальных воспитанников и их родителей, открываются центры игровой поддержки ребенка. Развивая методику их общения с детско-родительскими парами, полезно задумываться и экспериментировать с алгоритмами пребывания родителя вместе с ребенком. Пойдет ребенок в детский сад или нет, но ему одинаково необходимо овладевать опытом умения «быть одному» и «быть вместе».

Сегодня есть различные варианты помощи молодым семьям, один из них - «Семейный детский сад». Надо признать, что возникла эта мера на фоне дефицита мест в дошкольных учреждениях, но «не было бы счастья, да несчастье помогло». Возник бы сам по себе вопрос об организации семейных детских садов, если бы не было дефицита мест в государственных учреждениях? Думаю, возник. Сегодня социокультурный портрет московского родителя очень многолик, и у разных категорий родителей различные понятия об оптимальных условиях развития своего ребенка. То, что вполне устраивает одних, для других совсем неприемлемо. С такой альтернативностью родительских мнений нельзя не считаться.

Как мне представляется, рассматривать пользу семейно-общественных форм воспитания детей раннего возраста важно с точки зрения самих детей, уважения естественных законов их развития и удовлетворения их базисных потребностей. В чем малыши полутора - трех лет нуждаются повседневно? В искренней улыбке и доброжелательности близкого взрослого, в его уверенном слове и внутреннем спокойствии, на фоне чего и к ребенку приходят ощущение безопасности, комфортное самочувствие и покой, позволяющие ему проявляться, продуктивнее что-либо усваивать и созидать. Например, современные научные данные по нейрофизиологии указывают на возраст 2 - 2,5 лет как на период сознательного приучения ребенка к пользованию туалетом, более «щадящий» его психику от негативных последствий принудительных форм приучения к данной социальной норме. Дело в том, что только к этому времени образуются миэлиновые оболочки на нервных тканях внутренних органов, в том числе в области таза, что позволяет мышцам управляемо выполнять функции сжатия и удерживания. Получается, что у природы свои возрастные сроки готовности к сознательному формированию и овладению нормами, которые могут не совпадать с теми сроками, что определяет ребенку его непосредственный социальный мир. Специалисты по психокоррекции травм развития отмечают, что именно сверхконтролирующий стиль воспитания в раннем детстве нередко присутствует в историях различных расстройств у взрослых людей репродуктивного возраста. Для родителей с детьми до года и раннего возраста важным пространством развития их компетентности становятся подобного рода противоречивые ситуации, когда родительские решения балансируют между «принятой социальной нормой» и «нормой» естественной природы.

Как известно, в семейном воспитании детей главный воспитательный «инструмент» - надежные узы кровного родства, в профессиональном воспитании - владение педагогическими технологиями. Такие обстоятельства делают целесообразной оценку организации семейных форм воспитания не по тем же критериям, что и общественного. Противоречивость требований - фактор негативный, он ложится эмоциональным грузом на мать, а та может невольно транслировать его на детей.

Еще одна перспективная задача в рамках реализации программы «Московская семья - компетентные родители» связана с разработкой образовательно-игровых программ для родителей, имеющих детей раннего возраста. Задача для решения здесь видится в том, что центральной фигурой, на которую целесообразно акцентировать содержание и методику таких программ, выступает мать. Именно мать для маленького ребенка - та эмоциональная, чувствующая, питающая и смысловая среда, в которой берет «старт» вся последующая психическая жизнь и деятельность ребенка до трех лет. Это убедительно обосновывали многие отечественные ученые, и один из первых Л. Выготский. Какой минимум навыков и знаний по семейной педагогике может реально помочь матерям выстраивать эмоционально благополучные и насыщенные контакты с ребенком? К сожалению, педагогика домашнего воспитания пока еще жестко встраивается в образовательные программы общественного воспитания, находясь под его давлением. В экспериментально-исследовательском режиме работы мы апробировали на базе дошкольных учреждений - экспериментальных площадок - несколько образовательно-игровых курсов для родителей детей раннего возраста. Каждую тему мы предлагали с точки зрения того, как устанавливать с ребенком здоровые контакты, безопасные в физическом и психологическом смысле. В стратегии выстраивания таких курсов мы считали важным делать особый акцент в осознании родителями того, что рождение ребенка - огромный стимул для новых жизненных смыслов и обновления старых. Темы были связаны с сопровождением ребенка в проживании им опыта «отдельности» и «связанности» с другими; важностью выражения ребенком потребностей и поддержки его «дружбы» со своими «хочу». Это были игры и игровые упражнения на телесное взаимодействие с целью осознания родителями психологического языка движений своего ребенка в логике его моторного развития и другие. Все это помогало родителям лучше осознавать то, что качество контакта с ребенком может быть очень разным. Согласно теории соматической психологии развития (Л. Марчер), какое бы влияние, хорошее или плохое, ни было оказано в ходе моторного развития ребенка, особенно в раннем периоде детства, это будет запечатлено в его психомоторных процессах. Нет такого детского переживания и эмоций, которые не выражались бы в телесном движении ребенка, ведь в них закрепляется как позитивный, так и негативный родительский опыт.

Ребенок младенческого и раннего возрастов - настоящий «экзамен» для молодых родителей, достойно выдержать который, конечно, их личная и гражданская ответственность. Для специалистов дошкольного образования и смежных дисциплин ответственность заключается в обеспечении качества сопровождения родителей в проживании такого жизненного экзамена. В этом я вижу гарантию благополучного перехода трехлетнего ребенка в дошкольный период детства и полноценного его проживания.