Но вместе с тем они разные. Результаты исследования, проведенного ресурсным центром «Девочки и мальчики», показали, что у них разное здоровье (10% девочек и 43% мальчиков имеют различные нарушения); у них разная эмоциональная активность и возбудимость (она проявляется у 18% девочек и 46% мальчиков); у них разные навыки (в изобразительной деятельности успешнее девочки, в конструировании - мальчики). Вместе с тем далеко не все родители и педагоги понимают, что девочек и мальчиков нужно воспитывать по-разному. Причем родители девочек (62%) склонны к тому, чтобы процесс воспитания не дифференцировался. А это значит, что и семья, и детский сад не готовы к пониманию того, что мальчики и девочки - два разных мира, две разных планеты с разным типом мозга и разным типом мышления. Содержание воспитания и образования сегодня ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на воспитание мальчиков и девочек определенного возраста.

В работе нашего ресурсного центра мы стараемся решить три главные задачи по гендерному воспитанию. Во-первых, сформировать гендерную компетентность у педагогов и родителей. Во-вторых, именно в дошкольном возрасте сформировать у детей гендерную устойчивость. В-третьих, создать в дошкольном образовательном учреждении условия для гендерного равенства детей.

Существующая система дошкольного воспитания значительно затрудняет решение этих задач. Наблюдается явный крен в сторону феминизации. Предметно-развивающая среда - девичья, формы и методы работы с детьми больше ориентированы на девочек. Но самое печальное, что в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости и девочки, и мальчики в течение длительного времени находятся исключительно под женским влиянием: и дома, и в детском саду педагоги, работающие с ними, - женщины. Вместе с тем женщинам, по мнению ученых, значительно сложнее правильно воспитывать мальчиков, так как у них другой тип мышления.

Что же принципиально новое появилось в нашей работе?

Главное, мы отказались от традиционного подхода, который сводился к тому, что мальчикам искусственно навязывался мужской стереотип поведения, а девочкам - женский. Мальчик может быть и воином, но и философом, и романтиком, и изобретателем, а девочка - это не только принцесса. Она может быть и девочкой-воином, и капитаном космического корабля. Мы активно привлекаем для работы в детском саду педагогов-мужчин. В специально оборудованных мастерских мальчики занимаются силовыми упражнениями, а девочки - упражнениями на развитие гибкости и грациозности. Хорошо зарекомендовали себя дифференцированные встречи и занятия с папами мальчиков и мамами девочек. Активными участниками педагогического процесса стали не только воспитатели, педагоги и родители, но и все сотрудники детского сада: кастелянша, медсестра, повар, садовник, рабочий по ремонту здания.

Какие же результаты удается получить?

Главное - изменилось отношение родителей, педагогов, да и всех сотрудников к ребенку, изменились отношения между детьми, изменилось отношение ребенка к самому себе. «Я не дети! Я - мальчик Алеша!» - сказал четырехлетний малыш воспитателю, и это самая высокая оценка нашего труда.

Мы находимся в начале интересного и сложного пути, но отчетливо понимаем, что именно от нас зависит, будет ли мальчик настоящим мужчиной, а девочка - истинной женщиной. Не случайно сегодня всемирный индикатор качества образования - воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.

Недавно меня попросили рассказать о проблеме, над которой мы сейчас работаем. Я с увлечением начинаю рассказывать: «...по гендеру, согласно гендеру...». Меня вежливо перебили: «Ирина Максимовна, понятно, что тема важная, решать ее необходимо, но скажите, пожалуйста, кто такой гендер?» Словом, нам есть над чем работать.