В последние годы демографическая политика, проводимая государством, и меры, принимаемые по поддержке семей с детьми, привели к росту рождаемости, поэтому увеличилась потребность в местах в детских дошкольных учреждениях. Несмотря на то что показатель удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования к 2008 году вырос до 82,2%, то есть лишь 82,2% детей, реально нуждающихся в устройстве в дошкольное учреждение, были обеспечены местами, проблема общедоступности дошкольных учреждений остается острой.

Проблема общедоступности дошкольного образования в рамках «круглого стола» была в центре внимания, его участники обсуждали возможность уменьшения дефицита мест за счет внедрения в практику новых форм и гибких систем пребывания детей в дошкольных учреждениях: изменения сроков пребывания, наряду с традиционными режимами функционирования (12-часовым и круглосуточным), создания групп кратковременного срока, групп адаптации, групп развития, групп «Будущий первоклассник», групп детей-инвалидов. Разговор шел и о новых моделях образования: дошкольная группа на базе общеобразовательной школы (в 2007-2008 году было 13 тысяч групп - 290 тысяч детей), на базе учреждений дополнительного образования (в 2007-2008 году было 2,8 тысячи групп - 40 тысяч детей); о внедрении систематического образования детей в условиях семейного воспитания, о создании и развитии физкультурно-оздоровительных центров, центров ранней коррекции развития ребенка и об опыте организации клубных форм работы, где дети пребывают в присутствии или под присмотром матерей совместно с квалифицированными педагогами.

Достойное воспитание ребенка, ни для кого не секрет, зависит от благосостояния семьи. А если семья неполноценная и работа - единственный источник дохода? В этих условиях мы невольно понуждаем родителей искать альтернативу детским дошкольным учреждениям, но ответственность за ребенка при этом никто не несет, что говорить об интеллектуальном развитии или создании одинаковых стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Конечно, не все так гладко и в ДОУ, и проблема общедоступности дошкольного образования - это только одна в цепи решения проблем доступного и качественного дошкольного образования. О них говорили руководители детских учреждений, приехавшие в Москву из регионов России, ученые и депутаты. К проблемам также нужно отнести отсутствие стимулов для привлечения частных инвестиций в сферу развития дошкольных учреждений, низкий уровень оплаты труда, социальной защищенности, отсутствие социальной рекламы дошкольного образования, спортивно-оздоровительной направленности и, конечно, качество игрушек. Важная составляющая доступности дошкольного образования для всех категорий граждан - размер родительской платы за содержание.

Участники «круглого стола» подготовили рекомендации Государственной Думе, Правительству РФ, законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов Федерации для решения поставленных вопросов.