Сегодня очень много споров и дискуссий посвящено тому, с какого же возраста надо начинать заниматься этими глобальными вопросами, какие методы и формы использовать в своей работе.

Конечно же, современный мир очень изменился: новый век, новая эра, новые возможности и новые дети. Жизнь современных детей стала интереснее, они свободолюбивые, развитые и легче постигающие инновации, они быстро осваивают компьютеры, модернизированные технологии, поэтому формы и методы работы ДОУ должны кардинально меняться.

Многие дошкольные учреждении Москвы очень углубленно работают по этим направлениям, а задачей нашего ресурсного центра под руководством профессора МГПУ Светланы Козловой стало создание банка данных, обобщение и распространение этого опыта на все ДОУ не только нашего города с тем, чтобы этот материал стал доступным для ДОУ всех регионов России.

Один из важных ценностных ориентиров - воспитание патриотизма. В своей работе мы используем благодатный педагогический материал, веками накопленный в устном народном творчестве. В народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны нашим воспитанникам, помогают выявить в ребенке национальные особенности. Ежегодно мы проводим музыкально-литературные развлечения и праздники: «День защитника Отечества», «День Победы - никто не забыт», «Фестиваль дружбы», «Моя Россия», «Я и моя малая родина», «Родительский дом», «Мой любимый детский сад».

Для воспитания чувства гражданственности, толерантного отношения к окружающим людям мы раскрываем нашим детям окружающий мир, формируем у них представление о себе как о представителях человеческого рода, о людях, живущих на Земле («Земля - наш общий дом»), воспитываем любовь к своей Родине, своему народу, своему городу, формируем начало планетарного мышления, направленного на понимание и принятие других культур конкретных людей, их мнений, убеждений, желание узнавать мир во всевозможных его проявлениях. Ребенок, юный исследователь, задает многочисленные вопросы: «Как появилась жизнь на Земле?», «Всегда ли человек был таким, как сегодня?», «Зачем и как работают взрослые?», «Почему все люди на планете Земля разные?» Он хочет знать о чувствах, поступках людей, о правах и обязанностях, поэтому мы рассказываем им обо всем этом: показываем разнообразную деятельность людей, даем информацию об истории, обычаях, культуре своей страны и других странах нашей планеты (особенно тех стран, где побывали дети с родителями - Греции, Болгарии, Испании, Турции, Кубы, Украины и многих других государств). После путешествий дети и родители принимают участие в создании «Книги путешественника».

В просветительской работе нам помогают уже созданные и ежегодно развиваемые экспозиции мини-музеев: «Защитники Отечества», «Предметы русского быта», «Народные умельцы», «Русская изба», «Куклы мира в национальных костюмах» и «Музей путешественника», где ребенок начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и других людей, близкого и далекого, где у него пробуждается интерес к окружающей действительности.

Хотя в глубине души все люди стремятся к миру и гармонии, наш мир охвачен противостоянием. Сознавая, что невозможно создать культуру мира путем одних лишь политических и экономических преобразований, мы, педагоги, понимаем важность нравственных ценностей, совести и внутренних побуждений человека, всеобщего уважения и соблюдения прав детей, а также уверены, что любящие, дружные семьи - основание для установления истинного мира на Земле.

Усваивать ценности, значимые для всех людей, наши педагоги учат детей в творческой деятельности, которая отражает мировоззренческую позицию - позицию понимания добра, зла, справедливости, понятий «сходства и различия» вещей, животных, людей, «единства и многообразия» качеств, мнений, возможностей. Все это происходит в игровой деятельности, когда ребенок чувствует себя самостоятельным, инициативным, значимым, учится строить полноценные коллективные взаимоотношения и осваивает правила поведения, постигает мир, учится диалогу со сверстниками, ощущает равенство, свободно проявляет коммуникативную самостоятельность, учится учитывать индивидуальные особенности партнера, умение договориться с ним. Для этого мы проводим с детьми занятия по разным темам: «Моя родословная», «Разноцветный атлас мира», «Развитие эмоциональной ориентации на сверстника», «Путешествуем с глобусом», «Люди разных национальностей», «Земля - наш общий дом», «Человек-творец» и другие.