«Кто знает, может быть, наши дети, начавшие изучать иностранный язык с малых лет в стенах прогимназии, впоследствии овладеют им в совершенстве и скажут свое слово не только в лингвистике, но и в международных отношениях»

Работа основывается на интеграции разных видов деятельности, что обеспечивает всестороннее развитие и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Центр работает по программам дошкольного, начального, общего дополнительного образования с детьми от двух до десяти лет. Уникальность образовательной системы - плавный перевод детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей, так как приоритет здоровья - необходимое и обязательное направление в организации образовательного процесса. В прогимназии создан Центр содействия здоровью учащихся и воспитанников, получивший лицензию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Прежде чем окунуться в проблему изучения иностранных языков, мы поставили перед собой задачу: исследовать, нужны ли малышам иностранные языки. Споры по поводу раннего приобщения детей к иностранным языкам длятся вот уже почти столетие. Одни говорят, что начинать заниматься с ребенком надо, другие советуют подождать, не торопиться. Сторонники традиционной методики вообще считают, что самое верное - начинать обучать ребенка иностранному языку только с 12 лет, как это было раньше, а перед родителями встает, пожалуй, самая сложная проблема - проблема выбора. Ведь когда речь идет о собственном ребенке, его будущем, сделать выбор еще сложнее. Для решения этой нелегкой задачи мы взяли в союзники Московский городской педагогический университет, где на кафедре иностранных языков эта проблема исследуется очень глубоко. Возглавила научную работу доктор педагогических наук, профессор Наталья Горлова. Сразу же рассеялся миф о том, что раннее изучение иностранных языков приводит к логопедическим проблемам и ухудшает усвоение родного языка. Еще Лев Семенович Выготский утверждал, что второй язык благоприятно влияет на развитие родной речи. Кроме того, замечено, что ребенок может добиться того, что будет говорить чище и на родном, и на английском языках. В итоге русские звуки остаются русскими, ставится английское произношение, а артикуляционный аппарат развивается. Следовательно, усвоение иностранного языка другими, совершенно иными путями высвобождает речевую мысль ребенка из плена конкретных языковых форм и явлений.

Задача нашего центра - научить ребенка понимать и общаться на иностранном языке, прежде чем он осознает этот процесс. А это возможно только в том случае, если ребенок будет действовать не непосредственно словом, как в школе, а с предметами и игрушками в различных ситуациях, непроизвольно, но при этом путем многократных повторений. При этой игровой форме осознается не само слово, а предметное содержание деятельности. Вместе с ситуацией непроизвольно запоминается и речь, которую ребенок сначала использует и только потом осознает.

Образовательное пространство прогимназии предоставляет нам возможность на протяжении всего курса обучения иностранным языкам и в детском саду, и в школе придерживаться единой стратегии обучения через сквозные программы, пособия, которые последовательно ведут ребенка от детского возраста к начальной школе, от начальной школы к средней.

Для этой работы требуется профессиональная подготовка кадров, развитие творческого потенциала каждого педагога, расширение общего образовательного кругозора, новых технологий. Все эти задачи решает ресурсный центр, который имеет сетевое взаимодействие (в его состав ныне входят 6 учреждений образования). Только во взаимодействии, в тесном контакте педагогов разных по профилю учреждений можно, на мой взгляд, выявить конкретные результаты работы. Но для сотрудничества мы приглашаем и всех желающих, поэтому наш центр растет - в январе был всего лишь один детский сад, а теперь у нас группа ДОУ. Это вселяет в нас уверенность в правильном выборе, ведь в необходимости стремиться к изучению иностранных языков уже никто не сомневается. Без знания языков невозможно существование в современном мире, начиная от свободного отдыха за границей и заканчивая получением престижной работы. Знание иностранных языков помогает лучше узнать культуру других народов планеты, воспитывает толерантность в межличностном, социальном и межнациональном общении. Это жизненная необходимость, не случайно в документе международного совещания экспертов ЮНЕСКО-МАПРЯЛ, которое проходило в Москве в 1985 году, было записано: «Изучение языков положительно влияет на развитие языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка, позволяет расширить кругозор, познавать через язык страну, ее народ, ее культуру. А это развитие личности ребенка. И эта польза многократно доказана практическим опытом».