Сегодня уже определен круг партнеров нашего ресурсного центра, которые начинают инклюзию в своих детских садах в других округах, поэтому основной целью деятельности ресурсного центра «Детский сад для всех» становится как раз оказание помощи в создании таких специальных условий в дошкольных учреждениях столицы, которые позволяют обеспечить качество инклюзивного образования. К специальным условиям можно отнести:

- специально подготовленную развивающую среду, включающую специально организованное учебное пространство, оборудованное в соответствии с потребностями ребенка (пандусы, комнаты релаксации, приспособления для передвижения, методические пособия и так далее). Ресурсный центр создает спецификацию по оборудованию, которое необходимо в инклюзивном детском саду, чем могут воспользоваться ДОУ в стадии подготовки к инклюзии;

- принимающую атмосферу, особую культуру педагогического сообщества. Процедура подготовки педагогического и родительского сообщества имеет свои закономерности. Ресурсный центр совместно с ЦППРиК «Тверской» разработал и апробировал в Центральном округе тренинги по принятию инклюзии для педагогов и родителей. В плане работ центра в этом году есть открытое мероприятие, куда мы приглашаем всех заинтересованных лиц, - традиционный «Праздник толерантности», который помогает объединить детей, родителей и педагогов;

- лидера, имеющего креативную позицию и навыки образовательного менеджмента, способного стать проводником идей инклюзии и обладающего авторитетом среди коллег. Отдельной задачей для ресурсного центра стал поиск партнеров, тропных к идеологии инклюзии. Используя административный ресурс дошкольного образования и некоторых окружных управлений образования, мы выявили коллективы, которые станут пилотными учреждениями по инклюзии в своих округах. Руководителям этих детских садов в ходе деятельности по проекту мы предлагаем практические интерактивные семинары по особенностям образовательного менеджмента в инклюзивном детском саду;

- подготовку междисциплинарной команды специалистов, способных работать в инклюзивном пространстве. Развитие инклюзивного образования способствует возникновению уникального педагогического сообщества новой формации. Не подменяя специального коррекционного образования, оно дает толчок к развитию инновационных процессов в традиционной дефектологии. Именно тому, как оптимально, сохраняя знания специалистов об отклоняющемся развитии, применить их в новых социальных условиях, и будет посвящена работа в педагогических мастерских нашего ресурсного центра;

- открытое взаимодействие с партнерскими организациями (психолого-педагогическими центрами, общественными организациями, родительскими ассоциациями и так далее). Модель инклюзивного детского сада - открытая система, предполагающая включенность каждого участника педагогического процесса (педагогов, родителей, детей, общественных организаций и государственных структур). Ресурсный центр в состоянии оказать информационную и организационную помощь в налаживании контактов между общественными организациями, включая зарубежные и государственные образовательные учреждения;

- грамотное нормативно-правовое, финансовое и методическое обеспечение. В рамках проекта ЮНЕСКО Департамент образования ведет плотную работу по разработке многих регламентирующих актов по сопровождению детей дошкольного возраста в инклюзивном пространстве. Например, подготовлены проекты положений «Об инклюзивной группе в дошкольном учреждении» и «О ПМПК». Логично, что наш ресурсный центр принял участие в этой работе, помимо этого за время действия проекта удалось систематизировать и подготовить к изданию накопленные методические материалы, описать образовательные технологии, используемые в инклюзивном детском саду, снять фильм «Дом, который построили мы!».

Накопленный опыт доказывает, что инклюзивное образование - это качественное образование: меняются мотивация педагога, его креативность, что приводит к оптимизации педагогического процесса, способствует раскрытию потенциала каждого ребенка независимо от его стартовых возможностей.

Информация к сведению

Воспитанники ресурсного центра «Детский сад для всех» - люди творческие и талантливые. Например, Коля Голышев научился выражать свои чувства с помощью таких, почти белых, стихотворений:

Научились мы летать

Вместе с девочкой

Варей.

И так хорошо все было.

Мы ели пирожок

И запивали арбузным

Соком.

Пролетая мимо огня.

ххх

У меня есть поле под

Москвой. Оно все в снегу.

Там гуляет медведь.

Я забрался на сугроб и

Повалился. Выбрался.

И стал красивым.