Сочетание этих задач для высшего образования создает целый ряд проблем, которые ранее не были ему знакомы. Это возрастание роли потребителей - либо рынка, либо работодателей. Одновременно происходит возрастание требований к эффективности и конкурентоспособности. Российское образование активно конкурирует на внутреннем рынке, на коммерческом сегменте образования. Начинается конкуренция отечественного образования и на глобальных рынках за возможность подготовки специалистов для других стран.

Таким образом, условия конкуренции для нашего образования - это глобальные условия конкуренции, российские вузы конкурируют с другими странами мира, порой даже не ощущая до конца, что такая конкуренция существует. Но готова ли высшая школа страны к такой конкуренции?

И да, и нет. С точки зрения потенциала тех человеческих ресурсов, которые есть в системе отечественного образования, мы многое можем. Можем многого добиться на мировом рынке. Но с точки зрения экономической, тех механизмов, которые сегодня задействованы в отечественном образовании, особенно в том, как распределяются ресурсы государства, средства госбюджета и те имущественные ресурсы, которые закреплены за системой образования, преждевременно говорить, что деятельность системы образования соответствует требованиям времени. Это не вина вузов, школ и других учебных заведений, это скорее вина инерционности той системы распределения госресурсов, которая до сих пор довлеет над всей бюджетной сферой, в том числе над системой образования. Несмотря на то, что все мы живем в условиях глобальной рыночной экономики, государственное финансирование в любых формах и модификациях по-прежнему ориентировано не на спрос, не на потребителя услуг, а на фактически сложившуюся систему затрат, на структуру предложения услуг системы образования. Сметное финансирование, даже в завуалированных формах, например в формах госзаказа, все равно так или иначе подчинено одной цели - покрытию сложившейся структуры затрат и воспроизводству с небольшими изменениями существующей структуры подготовки кадров. Такая система не создает стимулов для повышения эффективности и качества подготовки. Она ориентируется прежде всего на количественные показатели - рост численности подготавливаемых специалистов за счет бюджетных средств, финансируемых по смете госзаказа. К чему это ведет в условиях рыночной экономики, мы все хорошо знаем. Это мы видим на примере нашей структуры подготовки специалистов. Дай бог, если половина выпускников педагогических вузов устраивается на работу по специальности, меньше половины выпускников сельскохозяйственных вузов работают по специальности, не менее серьезная проблема со специалистами по инженерным, военным направлениям, ситуация с подготовкой медицинских работников тоже сложна. Перепроизводство специалистов по разным направлениям - далеко не безобидная проблема. Ведь оборотная сторона ее в том, что фактически высшее образование таким образом сбивает цену на специалистов на рынке труда. В сфере здравоохранения (даже коммерческого, платного) врач не может получить достойную оплату труда. Потому что медиков много, их легко нанять даже за небольшую цену, ведь число врачей на душу населения в России превышает нормы даже самых развитых стран. Такого рода перепроизводство создает проблему утечки мозгов. Специалисты, не востребованные на внутреннем рынке, не удовлетворенные уровнем оплаты труда, уезжают за рубеж, и мы теряем самые высококвалифицированные кадры. Поэтому наша задача - более четкая, осознанная, целенаправленная ориентация системы образования на спрос и на внутреннем, и на международных рынках.

Михаил Дмитриев, первый заместитель министра экономического развития и торговли