- Наш колледж стал одним из победителей в ходе конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Победа заставила еще раз внимательно проанализировать задачи, стоящие нынче перед столичной системой профессионального образования, которая в последнее время находится в зоне приоритетного внимания. Предприятия сталкиваются не просто с недостатком, с отсутствием квалифицированных рабочих кадров: фактическая доля квалифицированных рабочих в Москве составляет не более 15%. Однако отработанная за многие годы система подготовки и переподготовки специалистов и рабочих не удовлетворяет потребности производства и естественно, что социальная значимость образовательного учреждения и адекватность программы его развития потребностям социальной среды становятся основным критерием модернизации, критерием выживания системы профобразования.

Основной идеей образовательной программы нашего учебного заведения «Комплексная подготовка конкурентоспособных специалистов для высокотехнологичных производств машиностроения, металлообработки и смежных отраслей на основе интегрированных образовательных технологий и развития системы управления качеством» стали основные направления инновационного развития учебного заведения, нацеленные на среднесрочную перспективу с учетом факторов социально-экономической политики (в том числе программы «Рабочие кадры», демографической ситуации) и касающиеся в первую очередь повышения качества образования, его содержания и структуризации.

На основе данных проводимых нами мониторингов:

в соответствии с требованиями работодателей (таких как ФГУП ММПЗ «Салют», ОАО «ММЗ «Серп и Молот», ОАО «Промэлектромонтаж») осуществляется интеграция в рабочих учебных планах по специальностям технического профиля дисциплин, имеющих прикладную профессиональную направленность, ориентированную на присвоение рабочих профессий в рамках СПО;

организованы курсы повышения квалификации для заместителей директоров и методистов металлургических специальностей ссузов горно-металлургического комплекса России по теме «Прогрессивные промышленные технологии», направленные на формирование модульно-компетентностного подхода к обучению в соответствии с идеологией федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения;

совместно с Ассоциацией учебных заведений горно-металлургического комплекса России ведется организационно-методическая работа:

- подготовка учебно-программной документации по нескольким специальностям и направлениям подготовки, в том числе разработка ФГОС третьего поколения по двум специальностям СПО и шести рабочим профессиям;

- организация и проведение профессиональных педагогических смотров и конкурсов («Молодой преподаватель года», «Лучшая дипломная работа», «Лучшая методическая разработка», «Лучшая лаборатория» и др.), победители которых получают рекомендации Ассоциации и Учебно-методического кабинета Минобрнауки России для распространения по отрасли.

Для поддержки деятельности, способствующей развитию творческого и профессионального потенциала будущих специалистов, обучения студентов презентации себя на рынке труда и в профессиональной деятельности, активизации профориентационной работы в образовательных учреждениях, а также привлечения социальных партнеров с целью расширения возможностей прямых контактов выпускников и работодателей, пропаганды деятельности учебного заведения среди предприятий мы проводим ежегодный межрегиональный конкурс студенческих рекламных проектов «Я - специалист».

В целом реализация программы позволяет воплотить в жизнь изменения, обеспечивающие гибкую инновационную образовательную среду, ориентированную на реализацию и воспроизведение заложенного в нее потенциала для получения социального и экономического эффектов. В то же время полгода реализации инновационного проекта обострили существующие и выявили ряд новых проблем и противоречий. Опыт Москвы, которая первой из российских регионов сформировала региональную систему профессионального образования, состоящую из единого типа укрупненных учебных заведений-колледжей, изучается и перенимается всей страной, в то же время разработка ФГОС третьего поколения показала противоречие между теми образовательными структурами, которые формируются на местах, и теми требованиями, которые заложены в новых образовательных стандартах. В стремлении максимально унифицировать структуру образовательных программ разного уровня с учетом принципов Болонской и Копенгагенской деклараций в условиях вхождения в общеевропейское образовательное пространство на практике можно потерять идею вертикальной интеграции, обеспечивающей последовательную преемственность уровней образования. В этих условиях возникает ситуация, когда передовой опыт создания московской системы интегрированных учебных заведений может быть полностью нивелирован необходимостью возврата к профтехучилищам.

Для обеспечения сопряжения содержательной составляющей требуется эффективное взаимодействие между образовательными структурами и профессиональным сообществом и государственными отраслевыми институтами, в том числе в рамках программ частно-государственного партнерства. В то же время работодатели, декларируя недостаток целевой квалификации рабочих кадров, фактически делегируют полномочия по интеграции образовательных и профессиональных стандартов системе образования. Образовательная система приобретает статус замкнутой системы, отсутствует согласование интересов производителей и потребителей образовательных услуг, а рассогласование долгосрочных и краткосрочных интересов ведет к экономической неэффективности системы профессионального образования в перспективе.

Все это определяет объективную необходимость решения задач перспективного планирования и реализации программ опережающего обучения на основе единой системы подготовки квалифицированных кадров, базирующейся на межведомственной координации. Для этого необходимо вести разработку практико-ориентированных моделей принятия решений по управлению учебным заведением, с учетом различных факторов запаздывания. В рамках решения этой задачи нами обоснована модель планирования опережающего обучения для обеспечения потребностей работодателей. Чтобы обосновать сущность и структуру обобщенной модели специалиста, необходимо в первую очередь иметь его профессиональные квалификационные характеристики и профессиональные стандарты, а уже с их учетом разрабатывать образовательные стандарты, чего до сих пор мы не имеем на централизованном уровне. Вместе с тем мы провели обоснование должностных и квалификационных обязанностей специалиста, его профессиональных ролей, основных видов профессиональной деятельности, системы профессиональных знаний, навыков и умений по конкретным профессиям металлургического профиля. Но оптимизация деятельности образовательных структур в условиях динамично меняющейся профессиональной среды требует разработки системы независимой оценки деятельности колледжей. Развитие системы профсопровождения студентов и выпускников требует создания тематических сайтов, посвященных подготовке специалистов и информационно-маркетинговому анализу потребностей предприятий, с разделом вакансий - по округам, по отраслям и направлениям подготовки. С этой целью мы прорабатываем структуру и контент подобного интернет-ресурса. Для обмена опытом обеспечения предприятий квалифицированными кадрами по отраслям промышленности целесообразно ежегодно проводить форумы под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей и Московской торгово-промышленной палаты. Проводимые в настоящее время форумы носят скорее назывной характер. И еще необходимо ежегодно вносить предложения для формирования нового перечня профессий НПО и специальностей СПО в части выявления узкопрофильных профессий и специальностей, определения устаревших профессий с низкой востребованностью и внесения новых перспективных на основе анализа результатов взаимодействия и привлечения работодателей к выработке модели современного выпускника колледжа.

Как известно, в ходе реализации городской программы «Рабочие кадры» создается межотраслевой промышленный фонд поддержки начального и среднего профобразования и прописаны условия обеспечения кадрами. Особая роль принадлежит развитию системы проектирования профессиональной и социальной карьеры студентов и учащихся и взаимодействия со школами на основе программ предпрофильной и профильной подготовки. План набора в учебные заведения профобразования сегодня мог бы быть реализован в пределах исторически сложившихся контрольных цифр приема. Но обеспечить в условиях текущей демографической ситуации все возрастающую потребность рынка труда сложно. В то же время в соответствии с планами развития региона в настоящее время контрольные цифры приема во всех учебных заведениях системы московского профобразования увеличены в среднем на 30-40%. Проблема заключается не только в недостатке специалистов определенных профессий и квалификаций, значительная доля проблемы состоит в том, что сегодня очень просто поступить в вузы, в результате учебные заведения среднего профессионального образования в условиях демографического спада теряют еще больше своих абитуриентов. Мы получили институциональную ловушку: с одной стороны, на фоне массового снижения уровня базовой подготовки абитуриентов (о чем свидетельствуют и показатели ЕГЭ) происходит снижение потенциала наукоемкого образования и нивелирование эффективности высшей школы. С другой стороны, у абитуриентов нет и целевой направленности на получение нашего, прикладного, профобразования. Возник институциональный конфликт между сферой образования и рынком труда, работой и учебой.

Приведу статистические данные: охват населения СПО на 10 тысяч человек 176 человек; НПО - на 10 тысяч человек 108 человек; ВПО на 10 тысяч человек - 480 человек. Кто нужен? Рабочие, инженеры? И те и другие! А в каком количестве? Значит ли это, что в ссузы должны идти «неудачники», не поступившие в вуз? Очевидно, нет. Наша первоочередная задача на ближайшую и среднесрочную перспективу - формирование целевого интереса к профессии, обеспечение государственной и отраслевой координации, отбора будущих специалистов. К сожалению, на практике работодатели вновь отстраняются от участия в профориентационных программах и формировании целевого набора.

Сегодня резко сократилась доля выпускников после 9-го класса. Например, наш колледж в этом году с большим трудом набрал студентов на базе 9-х классов, но с приоритетом на сервисные специальности. Это еще одно подтверждение того, что следует лучше продумать и перечень специальностей и профессий, и их наименования. Сегодня для молодежи и родителей абитуриентов модно слово «сервис» - значит, надо делать «технический сервис», что мы и попробовали реализовать в рамках ИОП на специальности 100102 «Организация обслуживания в сфере сервиса», организовав в рамках предоставляемых учебному заведению академических свобод подготовку логистиков для металлургии и машиностроения. Конечно, это не диверсификация образования в том понимании, которое есть на производстве, и не подмена одной специальности другой, но тем не менее абитуриентов и их родителей мы привлекли, отраслевой принцип сохранили. Таких примеров каждый директор может привести множество.

В образование пришло подушевое финансирование, школы не отдают своих выпускников, это мы все знаем, и это объективный фактор. Выход - в предпрофильном образовании, реализации программ долгосрочного сотрудничества со школами.

Кроме того, можно найти и такие резервы подготовки высококвалифицированных рабочих высоких разрядов, как:

обучение рабочим профессиям в рамках дополнительного образования, подготовка и переподготовка взрослого населения и трудовых мигрантов;

обеспечение возможности взаимодействия с вооруженными силами, подразделениями пожарной службы и пр. в части обучения молодых людей, призванных на срочную службу.

Решение этого целесообразно на законодательном уровне, оно позволит разрешить ряд социальных проблем. Например, в условиях демографического спада и непривлекательности у молодых людей службы в рядах Вооруженных сил можно, во-первых, дать возможность получить образование во время воинской службы, во-вторых, сократить временной период для подготовки кадров (возможно, за счет экстернатной формы обучения).

В условиях активного развития ресурсных центров, оснащения и модернизации материально-технического обеспечения образовательного процесса остро встает проблема нехватки учебно-производственных площадей. Учить студентов в тесных условиях, не соответствующих требованиям лицензионных и аккредитационных показателей, не представляется возможным. В то же время, несмотря на поддержку Управления профессионального образования и науки Департамента образования, которое оперативно решает проблемы предоставления и расширения учебно-производственных площадей для учебных заведений, реализующих инновационные образовательные программы, Дирекция единого заказчика по учету и движению не обеспечивает достаточной динамики процедур оформления соответствующих имущественных отношений. Это препятствует своевременному решению инновационных задач и эффективной реализации практико-ориентированного образовательного процесса.

Практика реализации инновационных образовательных проектов на базе интеграции программ и создания новых видов учебных заведений в целом позволяет говорить о возможности решать проблему подготовки высококвалифицированных рабочих, специалистов среднего звена на качественно новой основе. Это позволит обеспечить оптимальные объемы, профили и структуру подготовки кадров, систему управления учебными заведениями, ориентированными на реальные потребности и связи.