Актуальность темы привлекла гораздо больше гостей, чем ожидалось, и маленький музыкальный зал был заполнен до отказа. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Общение получилось интересным и насыщенным. Участники «круглого стола» обсуждали трудности организации образовательного процесса в семейных детсадах, проблемы и перспективы их развития, методы взаимодействия ДОУ и семьи.

Открыла заседание главный специалист управления дошкольного и общего образования Департамента образования Нина Симонова. Она подчеркнула значимость опыта взаимодействия с семьей, который накапливается при работе в семейных детских садах. Тем более что на сегодняшний день эта форма воспитания ребенка активно развивается, и сейчас в Москве работает 81 семейный детский сад.

Профессор Московского института открытого образования Ксения Белая рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются работники ДОУ при вовлечении детей и родителей семейных детских садов в образовательный процесс дошкольных учреждений. По ее мнению, сложность работы с семейными детскими садами прежде всего в том, что в них невозможно достичь единообразия. Каждый такой детсад создается по своей модели конкретным руководителем. К тому же модель семейного детского сада - разновозрастная группа, а на сегодня опыта работы с такими группами у ДОУ просто-напросто нет. Поэтому с родителями должен индивидуально работать социальный педагог-методист. Ксения Юрьевна подчеркнула, что в семейном детсаде основа не занятия, здесь нужно идти от интересов детей. Именно поэтому консультации с родителями, семинары и мастер-классы стоят на первом месте.

К сожалению, на сегодняшний день отсутствует должное методическое обеспечение мам-воспитательниц. Ксения Белая предложила скомплектовать для них специальную педагогическую библиотеку, куда входили бы все необходимые пособия по воспитанию детей раннего возраста. И, конечно же, следует вести дневник индивидуального развития ребенка.

Выступление заместителя директора центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца Елены Арнаутовой было посвящено психолого-педагогической поддержке семей с детьми раннего возраста. Она подчеркнула, как необходима интеграция семейных детских садов и образовательных детсадов. Для этого нужно работать с разными категориями молодых родителей, создавать инфраструктуру поддержки молодых семей, поддерживать институт потенциальных родителей: старшеклассников, семей, ожидающих ребенка, приемных и патронажных родителей, при этом помогая разным категориям молодых родителей с детьми раннего возраста: и студентам, и многодетным родителям, и семьям в состоянии развода. Елена Павловна говорила о необходимости создания образовательно-игровых программ для родителей детей раннего возраста, которые стали бы средством обогащения их воспитательного опыта.

Заведующая детским садом №2380 «Жемчужинка» Любовь Завьялова поделилась опытом взаимодействия семьи и детского сада по вопросам воспитания детей раннего возраста. По ее словам, одна из главных проблем сегодняшних ДОУ заключается в том, что многие родители не идут на контакт с детскими садами. В «Жемчужинке» ежегодно проводят день открытых дверей, на который могут прийти все родители. Для них организуют экскурсии по садику, знакомят с педагогами и специалистами. В конце весны традиционно проводится родительское собрание, где родители могут получить консультации специалистов детского сада. В 2005 году в детсаде по инициативе педагогического коллектива и родителей был создан детско-родительский клуб «Берегиня», с 2008 года работают клубы «Аистенок» - для семей с детьми от 6 месяцев до 2 лет и «Скоро мама» - для будущих родителей. В клубах организованы циклы лекций и практических занятий, гостиные по интересам для родителей (тренинги, деловые игры, практикумы, творческие мастерские), досуговые мероприятия совместно с детьми на прогулочной территории детского сада. Силами работников и специалистов «Жемчужинки» создан Центр поддержки семей микрорайона с детьми раннего возраста, это позволяет педагогам проследить развитие каждого малыша до вхождения его в дошкольный возраст.

Заведующая ДОУ №80 Марина Гутникова рассказала о работе над проектом «Малыши столицы - развитие и воспитание детей от 0 до 3 лет». Основная идея проекта - создание оптимальных условий для этих детишек путем формирования социального партнерства, организация сетевого взаимодействия между государственными дошкольными учреждениями по территориальной принадлежности, внедрение инновационных образовательных программ, создание равных условий для развития и воспитания детей от 0 до 3 лет в этих учреждениях. Для успешной реализации проекта была организована система мониторинга, в рамках которой проводились тестирования, анкетирование, «круглые столы», конференции для родителей, педагогов и сотрудников детских садов. Сегодня проект успешно воплощается в жизнь, но проблемы есть. Марина Алексеевна с сожалением отметила нежелание многих педагогов понять важное значение деятельности встроенных детских садов.

Участники и гости «круглого стола» говорили и спорили о проблемах организации новых форм дошкольного образования с детьми раннего возраста и их родителями, формах и методах работы с родителями - воспитателями семейных детсадов, адаптации детей раннего возраста при переходе от семейного воспитания к общественному. В итоге выяснилось, что для успешной и полноценной работы семейных детских садов необходима прежде всего их государственная поддержка, а также повышение педагогической компетентности родителей. ДОУ и родителям надо повернуться друг к другу лицом, а для этого необходимо провести в административных кругах мониторинг семей с детьми раннего возраста, чтобы вовлечь их в различные формы дошкольного образования, в том числе семейные детсады, разработать документы для дальнейшего развития семейных детских садов и методические рекомендации в помощь воспитателям-родителям. Было бы правильно провести интернет-конференции на сайтах окружных управлений образования для общения и повышения профессиональной компетентности воспитателей семейных детских садов, обобщить и издать опыт работы новых форм дошкольного образования для детей раннего возраста. И, наконец, нужно провести цикл методических мероприятий («круглых столов» и семинаров-практикумов) для специалистов и педагогов, работающих в рамках новых форм образования для детей раннего и дошкольного возраста.