Юлия ЕФРЕМОВА, учитель математики школы №1133:

- 2008 год для меня - год окончания педагогического университета. Однако два года назад я пришла работать в школу, которая строит свою работу в системе, о которой я практически ничего не знала - об образовательной системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова (хотя эта система с 1996 года в России стала одной из трех государственных систем). Принцип работы школы такой, что приходящий студент педагогического вуза становится «помощником учителя», что позволило и мне постепенно встроиться в новую для меня образовательную систему. Что же в этой системе такого, чего я не смогла узнать в университете за первые три года обучения, а сейчас уже и за все пять лет? Почему молодой учитель узнает об инновационных системах образования только тогда, когда он перешагнул порог школы?

На этот вопрос я смогла ответить только после нескольких месяцев работы в одном классе с опытным учителем - одним из разработчиков, который и сам непосредственно работает с детьми с 1988 года. Фактически это был первый реальный практикующий наставник, который мог мне продемонстрировать на детях особенности такой системы.

Эта система прежде всего полностью переворачивает педагогическое сознание учителя. Учитель из оракула, чьи суждения признаются непререкаемой истиной, должен превратиться в тьютора, помощника, который создает условия для более полного раскрытия способностей и возможностей детей. У такого учителя нет традиционных инструментов, с помощью которых он может «заставить» ребенка учиться:

нет отметок, нет домашних заданий;

ребенок работает на уроках в паре, в группе;

имеет право предъявить на оценку учителю материал тогда, когда будет уверен, что он уже научился чему-то;

на уроке поддерживается инициатива ребенка;

главный принцип построения содержания - система учебных задач, ориентированных на общие способы, что позволяет детям при наименьшем количестве заданий освоить тот или иной навык.

Можно было продолжить этот список отличий, но уже и из перечисленного ясно, что такая «либеральная» педагогика не может быть принята многими учителями в школе. Поэтому для такой работы необходимо не только прийти «новому» (молодому) учителю, знающему об инновациях в образовании, но нужно и найти такую школу, в которой администрация сможет создать условия: динамическое расписание, возможность вести занятия в разных формах.

За два года работы в школе я поняла, что главное - не современные знания, полученные в университете, с которыми ты пришел в школу, а то, куда ты пришел, есть ли в школе те условия, в которых можно реализовать те идеи, знания, которые ты уже получил и продолжаешь получать. Один учитель работать не может, необходима команда педагогов, которые работают в одной связке, «играют» по одним и тем же правилам. Даже если ты подкован предметно, методически, все равно приходится встраиваться в уже существующее образовательное пространство, где нужно найти свое место; от того, как быстро ты найдешь это место, будет зависеть успех в педагогической деятельности. Закончив вуз, ты только начинаешь по-настоящему учиться, а учиться можно только через проектирование собственного педагогического действия. Никакие оторванные от образовательной программы школы курсы повышения квалификации не смогут помочь молодому учителю, так как существует разное представление о содержании, формах, способах образования и их результатах у тех, кто учит учителей, и тех, кто руководит образовательным учреждением. Не имея опыта (а следовательно, и авторитета), молодой учитель не может предложить педколлективу школы, где начинает работать, изменить «правила игры». Значит, остается только один выход - принять эти существующие правила. Но что делать, если ты не согласен с ними? Имеет ли возможность, право молодой учитель, который только начал свою педагогическую деятельность, вносить в существующую жизнь школы новый импульс?

Из всего этого напрашивается вывод: молодому учителю надо искать место работы в школе, зная о том, что представляет из себя школа, чем она живет, какую идеологию «проповедует», какими средствами достигаются результаты образования. А как такую информацию получить, как выбрать ту школу, в которой будет комфортно работать? Именно это и может стать основным направлением работы тех, кто связан с молодыми учителями, когда необходимо помочь им, познакомить их, дать возможность попробовать работать в тех школах, которые прежде всего по ценностным установкам близки молодому учителю.

Сергей ВОРОВЩИКОВ, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления развитием школы, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Московского педагогического государственного университета:

- Сегодня ключевой проблемой признано становление молодого учителя, его профессиональной компетентности. Выбор такой актуальной проблемы не случаен. В условиях модернизации отечественной системы образования повышение профессиональной компетентности педагогов входит в число наиболее острых: какие бы преобразования ни происходили в школе, все они прежде всего связаны в той или иной степени с особенностями личности учителя, уровнем его профессионализма.

Учитывая деятельностную природу педагогической компетентности, отражение в ней ценностной позиции личности профессионала, следует признать, что подлинная компетентность учителя формируется и реализуется непосредственно в педагогической деятельности, совершенствуется при участии учителя во внутришкольной научно-методической работе. Конечно, высшее профессиональное образование, регулярное повышение квалификации на краткосрочных курсах при вузах и муниципальных методических центрах имеют большое значение для становления профессиональной компетентности педагога. Однако следует откровенно признать, что в студенческих аудиториях педагогического вуза объективно формируется преимущественно когнитивная (знаниевая) составляющая профессиональной компетентности будущих педагогов. Кратковременные курсы повышения квалификации, объективно носящие ориентационный характер, также не восполняют в полной мере востребованной деятельностной направленности повышения профессиональной компетентности педагогов. Поэтому только в условиях внутришкольной научно-методической работы возможно, с одной стороны, учитывать индивидуальные образовательные потребности конкретного учителя, а с другой стороны, наполнять деятельностным содержанием повышение профессиональной компетентности педагога, организовать мотивированное освоение педагогических, психологических, управленческих знаний и умений в связи с необходимостью решения конкретной актуальной проблемы школьной жизни. Сначала объективно возникает проблема образовательного процесса, потом происходит ее субъективное осознание и понимание необходимости компетентного решения, затем возникает потребность в определенных методических, психологических знаниях и умениях по ее разрешению.

В этом случае профессиональная компетентность не может быть сформирована только посредством традиционных репродуктивных просветительских форм методической работы: лекциями и теоретическими семинарами. В этом случае особенно востребованы интерактивные формы научно-методической работы: временные творческие коллективы, авторские мастерские, проблемные курсы, обучение в малых группах и индивидуальное консультирование.

Для научно-методической работы повышение профессиональной компетентности педагога - и цель, и средство эффективного решения актуальных проблем образовательного процесса. Инновационный характер проблем, возникающих перед современной школой, делают актуальной потребность в новых формах взаимоотношения практиков, вынужденных решать инновационные психолого-педагогические и управленческо-методические проблемы, и теоретиков, обладающих экспертными знаниями и владеющих эффективными управленческо-педагогическими технологиями. Одним из перспективных направлений взаимодействия школ, находящихся в состоянии развития, и специалистов, готовых помочь школе в разрешении ее уникальных инновационных психолого-педагогических проблем, становится научно-методическая или экспериментальная деятельность. Замечу, обычно инновационные проблемы определяют как проблемы, не имеющие в теории и практике аналогов решения. При этом требуется расставить все на свои места: сначала осознание, выявление, формулирование, осмысление проблемы как инновационной и только потом поиск, разработка эффективного решения и его воплощение в практике. Подчас инновационную проблему можно решить только посредством научного восприятия всеми субъектами проблемы, на решение которой и направлена научно-методическая работа, как проблемы личностно значимой и социально актуальной. Таким образом, востребована научно-методическая работа не как внедрение неких новшеств, а как решение актуальных проблем, к сожалению, не имеющих аналогов решения, при этом требуется эти новшества разработать, внедрить, апробировать при активном взаимодействии сотрудников школы и научного консультанта.

Как известно, в настоящее время в школах, осуществляющих наукоемкую экспериментальную работу, традиционно разводят должности «научный руководитель» и «научный консультант». Научный руководитель, как правило, носитель определенной (чаще всего собственной) концептуальной идеи или технологий, осваиваемых школой под его непосредственным руководством. В этом случае экспериментальная работа становится самоцелью, некой деятельностью по внедрению уже готового пусть и априори эффективного решения. Научный консультант оказывает помощь в решении реальных, злободневных, подчас уникальных инновационных проблем школы часто посредством организации экспериментальной деятельности. В этом случае эксперимент становится не целью, а востребованным средством решения инновационной проблемы школы.

Думаю, что деятельность научного консультанта в большей степени соответствует вечно актуальному императиву: «Не навреди!». Кстати, по данным Межрегиональной общественной организации родителей «Импульс», страх перед экспериментированием в школе входит в тройку факторов, вызывающих опасения и тревогу родителей - основных заказчиков и клиентов школы, а клиент, как известно, всегда прав.

Если консультация - передача знаний, сообщение советов, которые, кстати, также очень востребованы школой, то консультирование - эффективное взаимодействие клиента и научного консультанта по совместному решению животрепещущей проблемы.

Необходимо признать, что значительная часть сотрудников вузов воспринимается прежде всего как источник информации. Да они и приходят в школу с установкой обучить, передать методические, психологические знания. Подчас профессиональная информация передается на всякий случай (авось когда-нибудь пригодится!) или по принципу: «Это должен знать каждый». В связи с этим руководители школы и педагоги воспринимаются не как партнеры в решении проблемы, а как обучаемые. В результате основным компонентом совместной деятельности школы и преподавателя вуза становится чтение-слушание незначительно модернизированных вузовских лекций или в лучшем случае проведение семинаров. Конечно, научное консультирование не отрицает обучения, но не может сводиться только к нему. Если эксперт ограничивает помощь клиенту предоставлением ему профессиональной информации в виде справок или экспертного заключения, то научный консультант взаимодействует с управленцами и педагогами по определенным правилам, в соответствии с обсужденной и утвержденной программой эксперимента по разработке и реализации способов решения реальных проблем. При этом совершенствование профессиональной компетентности педагогов, вовлеченных в экспериментальную деятельность, осуществляется посредством не просто практико-ориентированной, а проблемно-ориентированной деятельности.

У нашего факультета давние плодотворные связи со многими школами Западного округа, например, мы ведем совместную научно-методическую работу с НОУ «Росинка», ставшим экспериментальной площадкой МПГУ (директор школы - Марина Новожилова). Деятельность нескольких творческих групп педагогов осуществлялась по трем основным направлениям:

- Разработка и апробация пакета методик развития учебно-логических умений младших школьников. Разработка и воплощение этих методик в форме «логических пятиминуток» представляется мне реальным проявлением творчества учителя. Ведь невозможно «сверху» полностью регламентировать процесс осуществления «пятиминуток». Время, как, впрочем, и сам факт проведения, полностью находится во власти учителя. Кроме того, только сам учитель (в связи с пластичностью формы «пятиминутки») может подобрать адекватную тональность общения, организовать непринужденную соревновательность мыследеятельности детей, ненавязчивую доступность содержания материала, ориентированных на особенности учащихся именно этого класса. Поэтому осуществлялся длительный и тактичный, многогранный и многотрудный процесс совершенствования методической компетентности учителя, основанной на понимании педагогом ценностей логического мышления, знании законов формальной логики, овладении методикой развития учебно-логических умений. В результате авторским коллективом, включающим 36 учителей и 3 руководителей школ, была написана и издана книга «Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников». В этот творческий коллектив вошли четыре педагога начальной школы «Росинка»: Наталья Ивашечкина, Елена Косачева, Светлана Прошина, Ольга Свириденкова. Результатом поисковой работы стало не только издание книги, написание которой было, конечно, не самоцелью, но и инициатива этих педагогов по проведению окружной интеллектуальной командной игры младших школьников «КРОТенок» (команды ребят очень талантливых).

- Разработка пакета учебно-методических и управленческих документов (регламентирующего и инструктивного характера) по организации и проведению школьной конференции проектных и исследовательских работ. Эта конференция пятый раз ежегодно проводится на базе НОУ «Росинка» и поддерживается Западным окружным управлением образования, факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ. Следует признать, что за эти годы не просто значительно увеличились число участников и качество представляемых работ, но и стали разнообразнее география и видовой состав образовательных учреждений, а конференция недавно получила статус общероссийской. Участниками V конференции стали учащиеся более двадцати школ города Москвы: №№29, 71, 79, 182, 389, 591, 844, 1007, 1195, 1348, 1741, 1816, ЦО №1437, гимназии №1567, НОУ «Выбор», «Ломоносовской школы», «МАШ», «Ступени», «Олим-Плюс», «Эрудит», «Юджин-Центр», «Интеграция», НОУ СААШ «Марина». В состав Большого жюри входят: доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки Российской Федерации Татьяна Шамова; доктор химических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, действительный член академии РАО Геннадий Ягодин, другие видные научные и общественные деятели. За эти годы повысилась компетентность организаторов, участников Большого жюри, научных руководителей и консультантов учебных исследований этой конференции. Показателем этого может быть публикация нескольких книг об исследовательской деятельности учащихся, в написании которых приняло участие большое число педагогов школы, например «Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать», «Азбука логичного мышления». В таких публикациях содержатся управленческие, дидактические, методические документы и материалы, обеспечивающие целенаправленное и скоординированное в формате школы формирование культуры исследовательской деятельности учащихся.

Научно-методический совет МПГУ, возглавляемый Татьяной Ивановной Шамовой, в июне 2008 года поддержал нашу совместную инициативу о присвоении окружному управлению образования и учебно-методическому центру статуса экспериментальной площадки МПГУ. Это даст дополнительные возможности подготовки дублеров, молодых учителей, аспирантов кафедры.

Михаил ШНЕЙДЕР,

директор московской гимназии №45:

- От слова «реформа» в России уже давно отказались, да у нас реформы-то и нет. Если школы хотели выжить (а выжить - значило прежде сохранить коллективы), то большинству администраторов приходилось становиться бизнесменами, те, кто захотел, с этой задачей справились: и сохранили коллективы, и обеспечили ротацию кадров, но, к сожалению, сегодня ничего об этом не сказано. Между тем это тоже была своеобразная реформа, только она проходила на уровне каждого образовательного учреждения. У нас проводилась модернизация, и если иметь в виду модернизацию, то технологическая модернизация проведена. Да, во многих школах, во многих регионах появились компьютеры, ресурсная база резко возросла, деньги вкладывались. Есть регионы-чемпионы, которые заслуживают всяческого уважения. Но при этом я не нашел ничего о ценностях. Я уже давно не вижу отношения наших высоких властей к учителю как к носителю образования.

Есть серьезная опасность простых решений. Но все, что проводилось сверху - я имею в виду уровень всех реформ в образовании, - выглядело как простое решение. Больше компьютеров, больше чего-то еще - и все будет хорошо. Смыслы, к сожалению, утрачены.

Я все время призываю посмотреть доклады в других странах. Например, был доклад «Нация в опасности» при Рейгане в Штатах, прошло 20 лет, и появился новый доклад - «Обучение в опасности». В большинстве стран ни о каких голых рыночных законах речи не идет. Надо, например, вспомнить, что и Финляндия, и Швеция после войны в течение многих лет вкладывали до половины национального дохода в образование, потому что понимали: это, может, их единственное конкурентное преимущество, но и попытались понять, что же ключевая фигура - учитель - делает такого, что качество образования не повышается, хотя вложены деньги и с компьютерами особых проблем нет. Но оценивало учителя профессиональное сообщество плюс те независимые представители администрации, которые были назначены. То есть это был результат какого-то анализа. Честно говоря, у нас никакого анализа, кроме криков, что опять во всем виноваты учителя, я не услышал и не увидел. Я много раз слышал, читал такие тезисы: «У нас все замечательно, но у нас школа не хочет открыться обществу, она не хочет удовлетворять потребности общества. Это потому, что учителя сами перед собой отвечают».

Конечно, учителя как профессионалы в том, что их крайне низко оценивают, виноваты сами. К сожалению, у нас до сих пор не сложилось профессиональное сообщество, практически нет независимых профессиональных учительских организаций, которые бы охватывали всю страну или хотя бы крупные регионы, которые могли бы влиять на образовательную политику.

Благодарственное слово Учителю

Мы гимн тебе поем, тот, нет кого дороже.

Наш слог, возвышен будь, изысканней и строже.

Чтоб нам не оскорбить и чтоб не обезличить

Того, кого хотим мы возвеличить!

Учитель, быть тебе звездою во Вселенной!

Святое имя, будь благословенно!

Наши учителя добрые, красивые, честные, щедрые, благородные. Вместе с ними в этом учебном году мы уже успели сделать очень много добрых, интересных дел: провести День знаний, праздник, посвященный Дню города - «Москва спортивная», первоклассники торжественно были посвящены в москвичи на Красной площади и получили именные грамоты. Малышам особенно запомнится этот солнечный, торжественный осенний день, когда они увидели родной город очень разным: жилым, обычным у себя в Ясеневе, историческим, старинным - на Воробьевых горах со смотровой площадки, победоносным во всех войнах - на Поклонной горе, красивым, мудрым, богатым, интересным - в сердце России на Красной площади.

Мы активно принимаем участие в городских мероприятиях под интернациональным девизом «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!». Музеи, театры, конкурсы, КВН - вот далеко не полный перечень наших интересных дел! Учителя сопровождают нас в каждом мероприятии. Как настоящие волшебники, они предсказывают все наши взлеты и падения, радуются и плачут вместе с нами. Вместе переживают первую любовь, а главное - верят в нас! Будьте счастливы! Мы любим вас!

Ученики школы №107

Елена ПОЛЯКОВА, учитель информатики школы №97:

- В Москве тысячи школ, только в Западном округе их более 150. У родителей будущих первоклассников огромный выбор учебных заведений. Поэтому каждая современная московская школа, решающая множество задач, сталкивается с еще одной - это повышение «конкурентоспособности». Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы имя школы было узнаваемым. Тут есть несколько вариантов.

Сегодня практически в каждом доме есть ПК и выход в Интернет, и трудно представить себе московского школьника, не умеющего пользоваться Интернетом. Поэтому первым шагом школы должно быть создание сайта, в котором будет размещена максимально полная информация об ОУ. Наиболее важно размещение школьной лицензии, поскольку именно в этом документе записано, какой статус имеет школа, какие виды образовательных услуг и в каких классах она предоставляет. Следующий по важности документ - устав школы, который регламентирует всю внутришкольную жизнь, включает в себя правила приема детей, организацию и проведение образовательного процесса, порядок окончания школы. Еще один немаловажный раздел сайта - внеурочная деятельность учеников: это и различные традиции школы, и внутриклассные мероприятия, и выездные экскурсии, и, конечно же, работа кружков, дополнительных объединений. На школьном сайте можно завести страничку для каждого учителя, на которой педагоги смогут размещать информацию о своем предмете. Важно, чтобы информация на сайте регулярно обновлялась и пополнялась.

Другой важный шаг - совместная работа школы с ДОУ. Ученики средней и старшей школы могут принимать активное участие в организации и проведении праздников для самых маленьких (например, праздника новогодней елки), это помогло бы сформировать чувство ответственности, доброжелательного отношения к другим. В то же самое время школа приобретала бы известность среди родителей будущих первоклассников.

Сегодня важно проводить на базе школы различные олимпиады и конкурсы: в первый раз только среди своих учеников; на следующий год можно привлечь к участию в этом конкурсе учеников из соседних школ; еще через год - учеников из всех школ района. Этот проект рассчитан на многие годы кропотливой работы, а результатом может стать новый окружной конкурс, а может быть, и городской. Такие мероприятия помогут поднять уровень школы на новую ступень, привлечь новых учеников, сделать имя школы узнаваемым.

Не менее важный показатель уровня образовательного учреждения - качество обученности учеников. Сегодня современные школы столкнулись с тем, что мотивация к учению у детей снизилась, оценка, которую ребенок зарабатывает на уроке, утрачивает свой стимулирующий характер. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение, самый важный показатель для ребенка в этот период - его статус в классе. Все это можно и нужно использовать. В стенах школы ребенок проводит большую половину дня, внутришкольная жизнь напрямую влияет на его статус среди сверстников. Учителя и администрация школы могут создать условия для того, чтобы этот статус стал еще и показателем обученности ребенка, например, организовать в школе конкурс «Лучший ученик», создать рейтинговую систему, определить, за какие действия ребенок сможет получить дополнительные баллы, определить награду победителю, в течение года вести статистику по каждому ученику, чтобы затем выбрать лучшего. Данные этой статистики должны регулярно обновляться и, самое главное, быть общедоступными. Школьный сайт или газета в этом случае становятся незаменимыми источниками информации для учеников и их родителей. Несмотря на то что победителем сможет стать только один, уровень других учеников тоже вырастет: у кого-то - чуть больше, у кого-то - чуть меньше, но все эти показатели будут влиять на общий уровень обученности внутри школы.

Конечно же, ни одна московская школа не сможет существовать без учеников, но также и без учителей, без самых лучших, преданных своей работе учителей. Поэтому еще одна из важнейших задач руководителя - это привлечение кадров и «взращивание» своих молодых педагогов.

Что же руководитель и педагогический коллектив школы могут сделать для этого?

- проводить в педагогических вузах лекции, распространять буклеты, в которых раскрываются лучшие стороны школы, для того чтобы привлекать студентов к работе;

- заключать договор с вузом о прохождении обязательной практики студентов именно в данной школе, обеспечивать студентам-практикантам наилучшие условия для прохождения практики, мотивируя их тем самым на возвращение в школу в качестве учителя.

Конечно, все это требует колоссальной работы, должно пройти немало времени, для того чтобы это вошло в систему и стало приносить результаты. Но несмотря на то, что профессия «учитель» требует от нас огромной отдачи, нет другой более интересной и творческой работы. Ведь только учитель за один день может побывать и актером, и певцом, и художником, и режиссером, для кого-то стать второй мамой, для кого-то - крепким дружеским плечом. Все это делает нашу профессию неповторимой, и я считаю, что мы - московские учителя - можем гордиться сделанным выбором.