Белорусский профессиональный союз работников образования и науки сегодня - это более 588 тысяч человек, в том числе 403 тысячи работающих, 162 тысячи студентов и учащихся, 22 тысячи ветеранов отрасли, вышедших на заслуженный отдых. В профсоюзе состоят 96% работников образования.

Профсоюз продолжает добиваться достойного вознаграждения за педагогический труд в соответствии с его объемами и качеством, установления максимально возможного, экономически обоснованного размера зарплаты работников образования, выделения ассигнований для увеличения тарифных ставок работников государственных организаций отрасли, с которыми заключены контракты. Приоритетной является также работа по совершенствованию оплаты труда профессорско-преподавательского состава, работников учреждений дошкольного образования; введению компенсационных выплат на обустройство молодым специалистам; совершенствованию нормативных правовых актов по вопросам контрактной формы найма.

Главной целью отраслевого профсоюза по-прежнему остается защита профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов своих членов. Для ее реализации создана правовая инспекция труда, состоящая из инспекций организационных структур и возглавляемая главным правовым инспектором труда ЦК профсоюза.

Нормативная база

Правовая инспекция труда руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом РБ «О профессиональных союзах», Трудовым кодексом РБ, Постановлением Совета Министров РБ от 23 октября 2000 года №1630 «Об утверждении порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде», Положением о правовой инспекции труда Белорусского профессионального союза работников образования и науки, отраслевым соглашением между Министерством образования РБ и профессиональным союзом, местными соглашениями, коллективными договорами, другими нормативными правовыми актами.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в Республике Беларусь в установленном порядке имеют право осуществлять:

- правовые и технические инспекции труда;

- руководители профсоюзных органов;

- уполномоченные представители Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ), ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ее состав, и их организационных структур.

Они вправе проверять организации и индивидуальных предпринимателей независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.

Что могут общественные контролеры

Правовые инспекторы труда имеют право:

- беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей для проведения проверок;

- запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;

- заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученные от нанимателя информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля;

- выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства;

- устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающий право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;

- обращаться в органы государственного надзора и контроля для принятия необходимых мер по выявленным нарушениям;

- по просьбе членов профсоюза подавать в суд исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;

- вносить в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства по трудовым и социально-экономическим вопросам;

- рассматривать нормативные правовые акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права граждан, направляемые органами государственного управления в целях предварительного уведомления;

- на другие действия, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями.

Наниматель обязан предоставить представителям отраслевого профсоюза, действующим в организации, необходимые для общественного контроля оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором (соглашением). По итогам проверки представители профсоюза вправе требовать устранения нарушений, указанных в представлении, которое вручается нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления.

Представления, выданные правовыми инспекторами труда отраслевого профсоюза, являются обязательными для исполнения, а выданные руководителями и уполномоченными представителями профсоюза - для рассмотрения. При этом наниматель вправе обратиться в органы государственного надзора и контроля с просьбой проверить обоснованность указанных в представлении требований.

Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление представителя профсоюза в месячный срок со дня его получения и письменно уведомить профсоюз о результатах. А представление о нарушениях, допущенных при прекращении трудового договора с работником - членом профсоюза, должно быть рассмотрено нанимателем в 5-дневный срок со дня его получения.

При необходимости представление направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

В случае несоответствия трудового договора (контракта) законодательству Республики Беларусь, коллективному договору, соглашениям представители профсоюза вправе требовать от нанимателя изменения существенных условий трудового договора (контракта) в интересах работника.

Профсоюз вправе обращаться к соответствующим органам с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства.

Отраслевой профсоюз взаимодействует с органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. При необходимости они извещают профсоюз, действующий у нанимателя, о проведении плановой проверки не позднее чем за 7 дней до ее начала. При участии в проверках, проводимых органами государственного надзора и контроля, представители профсоюза вправе излагать свое мнение в составляемых при этом документах.

Коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться дополнительные (не ущемляющие права профсоюза) условия реализации общественного контроля, а также льготы для выполняющих эту работу представителей профсоюза. Должностные лица, препятствующие работе общественных контролеров, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Практические результаты

Значимость правовой службы отраслевого профсоюза в современных условиях подтверждена вполне конкретными показателями.

С 2005 года правовые инспекторы труда, руководители, уполномоченные представители отраслевого профсоюза проверили 10792 организации образования, выявлено 16304 нарушения законодательства о труде, из них 15897 устранено. Нанимателям выдано 5244 представления. По результатам проверок за нарушение законодательства Республики Беларусь о труде 280 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. По требованию профсоюзных органов работникам образования возвращены незаконно удержанные или невыплаченные денежные средства на общую сумму 529,9 миллиона рублей.

По просьбе членов профсоюза подготовлено 50 исковых заявлений и кассационных жалоб, представители профсоюза 16 раз принимали участие в судебных заседаниях. На прежних рабочих местах восстановлено 52 человека, предотвращено увольнение 593 работников.

В помощь профсоюзному активу, руководителям организаций образования ЦК профсоюза разработал пакет документов по реализации общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, макеты правил внутреннего трудового распорядка для детских дошкольных, средних, профессионально-технических, средних специальных организаций образования, методические рекомендации по трудовым отпускам, коллективно-договорной работе и другие.

Контрактников обижают

Особую озабоченность у профсоюза вызывают нарушения законодательства Республики Беларусь о труде при заключении, продлении и расторжении контрактов.

Один раз в полугодие профсоюзные органы проводят мониторинг применения контрактной формы найма с целью предупреждения и устранения нарушений законодательства, определения отношения работников к данной форме найма.

По инициативе ФПБ и отраслевых профсоюзов принят ряд указов Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко и постановлений Совета Министров РБ, которые значительно усилили защиту трудовых прав работников, переведенных на контрактную форму найма.

В отраслевое соглашение на 2007-2009 годы по инициативе ЦК профсоюза включены следующие положения:

- по просьбе работника наниматель обязан досрочно расторгнуть контракт при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы;

- с женщинами, имеющими детей, контракты продлеваются с их согласия до достижения ребенком возраста 5 лет;

- в случае временной нетрудоспособности контракты с работниками продлеваются на срок до ее окончания;

- закреплена обязанность нанимателя с избранными по конкурсу лицами заключать контракты в пределах срока избрания, а в случае непродления контракта с добросовестным работником, не имеющим нарушений трудовой дисциплины, в письменном виде указать причины его расторжения;

- закреплены гарантии при заключении, продлении и расторжении контрактов для работников предпенсионного возраста, а также для профсоюзного актива, работающего на общественных началах.

В помощь профсоюзным кадрам и активу, руководителям организаций образования ЦК отраслевого профсоюза разработал методические рекомендации по проведению общественного контроля за соблюдением законодательства при заключении, продлении и расторжении контрактов с работниками.

В целях профилактики

Для предупреждения нарушений представители отраслевого профсоюза проводили выездные консультационные пункты и прямые линии. В 2007 году они опубликовали 433 выступления в СМИ, прочитали 1447 лекций в учреждениях повышения квалификации, провели 1485 семинаров, подготовили 431 методический материал и разъяснение по вопросам законодательства о труде.

Продолжалась работа профсоюзных органов с обращениями граждан. В 2007 году было рассмотрено 2351 письменное обращение, дано 33073 устных консультации по телефону, на личном приеме принято 18649 человек.

Таким образом, единый, обновленный профсоюз продолжает оставаться сильным, деятельным, полным решимости выполнить свою миссию последовательного защитника интересов многотысячной армии людей, чей труд связан с важнейшей сферой, где закладывается будущее Беларуси.